Михаил Курчатов

СТАРТАПЫ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ СРЫВАЮТ КУШ


МНЕНИЕ РЕДАКЦИИ

Март 2013 года показал состояние одной из популярных горизонталей излюбленной отрасли отечественной стартап-индустрии – электронной коммерции со стартапами для путешествий. Трэвел-сегмент, в который вложено уже не менее 250 млн долларов, должен показать российским инвесторам или абсурдность их представлений о пользовательских интересах местного рынка, или зафиксировать прибыль. Между тем, общий настрой показывает, что, скорее всего, случится первый вариант – в крупном проекте Anywayanyday, идущем на IPO, произошла очередная смена команды, а другой известный игрок рынка – Островок.ру – выступил с жесткой критикой отечественных венчурных капиталистов.

Две другие ниши – мультимедиа/игры и социальные медиа по-прежнему показывают уверенный рост, несмотря на сложность развития их аналогов за рубежом. Ориентация отечественных инвесторов на эти проекты объясняется непреодолимым желанием относительно недорогим образом подчинить себе местную интернет-аудиторию и заработать на ней деньги (на рекламе, на партнерских программах, на перепродаже другим игрокам).

В марте 2013 года на рынке наметился и еще один тренд – по данным RusBase, за месяц не произошло ни одной сделки в диапазоне от 500 тыс до 1 млн долларов. За рубежом подобные инвестиции совершаются в проекты, прошедшие предпосевную стадию, и, по сути дела, являются логическим продолжением развития стартапа на пути к первому раунду. В России ввиду ее уникальной специфики посевные деньги являются неоправданно дорогими, поэтому компаниям проще и выгоднее искать их на Западе.

Аналитика российского венчурного рынка за март 2013 года отображена в инфографике, любезно предоставленной нам компанией GoVisual.



СДЕЛКИ МЕСЯЦА


Avito / OLX.ru / Slando.ru

50 млн долл

Инвестор: Naspers

Комментарий RusBase:  Три крупнейшие в Рунете доски объявлений – OLX, Slando и Avito объединились в рамках единого проекта той же тематики под брендом AVITO. Этот союз должен стать третьим по величине классифайдом в мире (с точки зрения охвата аудитории). Так, по оценкам ComScore на январь 2013 года, Avito.ru занимал в своем сегменте первое место с ежемесячной аудиторией в почти 16,5 млн уникальных пользователей, Slando.ru — второе с 10,9 млн, OLX.ru — пятое с 4 млн. Суммарно после сделки AVITO занял 25% российского рынка объявлений с точки зрения трафика и 15% с точки зрения выручки. Для дальнейшего роста сервиса владелец OLX.ru и Slando.ru холдинг Naspers инвестировал 50 млн долл в AVITO, получив взамен 18,6% его акций. Полученные средства пойдут на дальнейшее укрепление двух доходных сегментов классифайда – недвижимости и авто

 

Островок.ру

25 млн долл

Инвестор: General Catalyst Partners, Accel Partners, Frontier Ventures, Юрий Мильнер, Стив Хеллман, Эдуард Кауфман, Эрик Блэчфорд, Шервин Пишевар

Комментарий RusBase:  Лидер отечественного трэвел-сегмента – стартап по онлайн-бронированию отелей Островок.ру привлек 25 млн долл от иностранных венчурных фондов и инвесторов, введя в раунд и отечественных капиталистов из Frontier Ventures (являются инвесторами TravelRent). В списке инвестировавших – бывшие инвест-банкиры из UBS, Credit Suisse, а также экс-руководитель Expedia.com Блэчфорд. Подобный состав намекает на то, что проект будет конкурировать еще более ожесточенным образом с международными игроками – Booking.com и Hotels.com, развивая существующие сервисы, а также повышая качество клиентского обслуживания

 

МартМания

5 млн долл

Инвестор: Kima Investments, Фабрис Гринда, Хосе Марин, Александр Айвазов

Комментарий RusBase:  e-Commerce-проект по продаже дизайнерских вещей и аксессуаров, российский клон Etsy/Fab.com «МартМания» собрал новый раунд инвестирования от международных венчурных фондов и бизнес-ангелов. В списке новых акционеров проекта значатся помимо отечественных предпринимателей из бизнес-инкубатора TexDrive именитые Джереми Берреби (Kima Ventures), Фабрис Гринда и Хосе Марин, известные своими регулярными вложениями в бизнесы на развивающихся рынках. «МартМания» на сегодняшний день представляет собой платформу для 600 магазинов, которая обслуживает около 8500 товаров, получая комиссию с продаж. Средний чек покупки составляет 2000 рублей



ФОНД МЕСЯЦА


Фонд Развития Интернет Инициатив АСИ (ФРИИ АСИ)

Комментарий RusBase:  Государственный венчурный Фонд Развития Интернет Инициатив, созданный по предложению президента РФ Владимира Путина в рамках Агентства стратегических инициатив, получил своего руководителя и определил для себя схему развития. Возглавил организацию Кирилл Варламов, генеральный директор екатерингбургской ИТ-компании NAUMEN, который попросил на создание фонда 6 млрд рублей из расчета, что до конца 2013 года фонд вложит 2 млрд рублей в первые проекты. Подобная инициатива вызвала неоднозначную реакцию в среде венчурных капиталистов России, посчитавших, что государство может посягнуть на их деятельность. Вскоре после начала работы Кирилл Варламов распространил на странице своего Facebook-профиля предложение ко всем заинтересованным сторонам принять участие в работе фонда в роли менторов, советников и экспертов



ЧЕЛОВЕК МЕСЯЦА


Павел Дуров

Комментарий RusBase:  

Основатель соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров вместе с одним из инвесторов проекта Юрием Мильнером возобновили грантовую поддержку отечественных стартапов в рамках инициативы Start Fellows, прерванную из-за высокой занятости Дурова и Мильнера почти год назад. В марте гранты в размере 25 тыс долларов получили сразу 12 проектов (две группы по 6 стартапов) потребительского сегмента. 

 



ОШИБКА МЕСЯЦА


Anywayanyday

Российский сервис онлайн-продажи билетов AWAD потерял третью команду управленцев со времени своего существования. Сообщивший об этом через Facebook-страницу ИТ-директор компании Андрей Вильчинский, пояснил, что конфликт спровоцировал главный акционер компании Кирилл Подольский (ему принадлежит 60% акций), реализовавший отличную от мнения топ-менеджеров концепцию развития проекта. 

 



ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ


Информация, содержащаяся в документе, имеет двойное происхождение: аналитики RusBase в большинстве случаев, где это возможно, основываются на публикациях в открытых источниках (СМИ, блоги, социальные сети), так и на инсайдерские данные, получаемые в ходе разговоров с участниками рынка. Инсайды относятся прежде всего к суммам инвестиций и к самим фактам сделок – по этой причине итоговое количество сделок на рынке за месяц включает как известные в СМИ факты, так и неизвестные (так называемые, «скрытые» сделки).

Аналитические данные (включая информацию из открытых источников) предоставляются по принципу «как есть» и не могут являться единственной и безальтернативной основой для принятия инвестиционных решений, осуществления сделок и решения иных задач без дополнительной верификации у владельцев упоминаемых бизнесов или управляющих. Верифицированные данные доступны в платных отчетах, подготавливаемых по заказу клиента – ссылка на раздел.

В случае возникновения дополнительных вопросов, комментариев, уточнений и разъяснений, просьба обращаться на analytics@startupafisha.ru


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно