Михаил Курчатов

ПОСЕВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: КОНСЕРВАТИВНЫЙ РОСТ НА ФОНЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ


Посевные инвестиции – самый массовый тип инвестиций в стартапы в ИТ и телекоме во всем мире. Они являются индикатором того, насколько развита стартап-экосистема и есть ли в той или иной стране предпрнимательская прослойка самостоятельных инвесторов. Россия, по состоянию на 2011-2013 годы, пока только приближается к показателям латиноамериканских стран, прошедших этапы становления этих механизмов венчурного рынка в конце 1990-х-начале 2000-х годов.


Что такое посев?


Seed (посев) инвестиция – это инвестиция в компанию, находящуюся на сверхранней стадии своего развития. Обычно у нее уже существует сложившаяся команда исполнителей вокруг инициатора идеи, начаты работы по созданию продукта или сервиса, решаются вопросы с юридическим статусом. В этот период оценка стоимости самой компании находится на самом низком значении – за рубежом стартапы из области ИТ и телекома редко когда стоят дороже нескольких миллионов долларов. В России же при аналогичном раскладе максимальная стоимость такого проекта только приближается к 2-3 млн долларов, но только после завершения посевного раунда. Эксперты, опрошенные RusBase, отмечают, что российский рынок посевного инвестирования до сих пор имеет элементы как предпосевного, так и классического посевного. Иными словами, инвесторы могут очень гибко оценивать как саму компанию, так и свои доли в них.

посев 


Из чего формируется инвестиционное предложение для посева?


Основное свойство посевных инвестиций – высокий риск неисполнения прогноза развития стартапа. Это значит, что инвестор, руководствующийся логикой, по которой каждый его рубль, внесенный в компанию стоимостью в 1 млн рублей, принесет в конечном итоге по прошествии определенного времени десятки рублей, может легко ошибиться и потерять как сам рубль, так несколько десятков рублей, если речь идет о нескольких стартапах. Вместе с тем, именно сверхранняя и ранняя стадия проекта позволяет приносить многократное умножение инвестированного капитала за счет роста оценки бизнеса стартапа на последующих этапах развития.

За рубежом инвестор, работающий с проектами на посеве, руководствуется принципами оценки стартапа по емкости рынка выпускаемого продукта, затрат на создание и развитие этого продукта, а также динамику развития самого проекта. По этой причине он отдает себе отчет в том, сколько стоит построить тот или иной сервис для проверки гипотезы или начала сбора первых предзаказов, какие перспективы по сотрудничеству с имеющимися игроками на рынке есть у такого стартапа и может ли текущая команда проекта развивать его на протяжении конкретного времени, которое требуется для перехода из ранней стадии в стадию роста или зрелости.

В России, несмотря на мировую практику посевного инвестирования, когда ранние инвесторы могут «зайти» в проект под достаточно комфортную для себя низкую оценку, после чего, предоставив проекту средства для развития убедиться в адекватности вложения и наблюдать мультипликативный рост стоимости стартапа и, соответственно, вложенных средств в него, посевные инвестиции являются «дорогим» удовольствием. Инвесторы вкладывают достаточно небольшие по западным меркам средства (около 100-300 тыс долл, что хватает на год работы обычному стартапу) в ограниченное количество проектов, ожидая увидеть высокий рост вложений и получить свои деньги при следующем раунде.

Посевные инвестиции в России являются специализацией для очень небольшого количества фондов – ими занимаются около 7-8 компаний, относящихся к типу венчурного фонда, а также порядка 15-20 бизнес-ангелов. Дополнительно к ним на рынке существуют и институты развития, которые выделяют грантовое финансирование и субсидии стартапам на  сверхранней и ранней стадии (Фонд Бортника, фонды при департаментах по развитию предпринимательства в Москве, Казани, Петербурге и пр.). Порядка 20 млн. долларов было вложено некоммерческими фондами и иными инфраструктурными объединениями в более чем 60 команд в период с 2010 года, тогда как ранее грантовая поддержка была эпизодическим явлением и являлась мизерной по объему. Сейчас они предоставляются практически всем обратившимся и прошедшим внутреннюю селекцию командам без особого конкурсного отбора (у большинства государственных и частных грантодателей в портфеле есть проекты с пересекающимися профилями).


Какова результативность посевных инвестиций?


Посевные инвестиции в России, по данным RusBase, увеличились в количественном измерении за 2 года четырехкратно – сейчас их имеют более 150 команд. Средний размер инвестиций такого рода уменьшился почти вдвое – это произошло за счет увеличения игроков на рынке, предоставляющих такие инвестиции. При этом команды, получившие инвестиции в 2011-2012 году, и команды, профинансированные в 2013 году, одинаково выходят на сделки на следующий раунд финансирования – инвесторы ускоряют жизненный цикл стартапа.

стоимость запуска

Проблемой посевных инвестиций в России является чрезмерное желание инвесторов иметь контроль над стартапом – эти деньги стоят очень «дорого» для создателей проекта, поскольку инвестор забирает большую долю в управлении (от 30% до 80%), а также оказывает ряд услуг, которые ставят стартап в зависимость от него (оказывает собственные менторские услуги, предоставляет инфраструктуру – офисы, исполнительный штат, клиентскую базу и так далее), что осложняет дальнейшую адекватную оценку бизнеса и поиск и привлечение других инвесторов в проект, особенно если речь касается зарубежных фондов.

игроки рынка

Специфика российских инвесторов состоит в том, что они почти никогда не вкладываются на стадии идеи или прототипа, если видят, что это будет сверхрискованным вложением. Для них становится неинтересным получение минимальной и неконтрольной доли в проекте, перспективы которого недостаточно для них понятны или идут вразрез с уже существующим портфелем стартапов или компаний, которыми они владеют или управляют.

специфика

Продажа стартапа вместе с командой крупному игрокам в России также отсутствует. На Западе Google, Facebook, Microsoft и успешные стартапы активно покупают стартапы даже на стадии прототипа или только что выпустившие продукт. Если на Западе эти проекты оцениваются от $5 млн до $25 млн, то в России основатели вместе со стартапом почти всегда поглощаются даром по балансовой оценке (до 1 млн долларов в лучшем случае). Если для инвесторов на Западе поглощения на ранней стадии являются интересным исходом, то в России это верный провал.

seed

Инфографику можно скачать здесь.

На основе данного обзора RusBase была подготовлена статья РБК "Российскому венчурному рынку не хватает «ранних» денег".

RusBase Analytics Department


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно