Ксения

7 главных трендов соцсетей

"Повседневный" социальный рекрутмент, переход в мессенджеры, интернет вещей и другие тенденции


Социальные сети меняются, обзаводятся новыми возможностями - иногда стремительно, иногда постепенно, но уже довольно сложно вспомнить, какой была "ВКонтакте" в 2006 году, когда только начала работать. При этом меняются не только соцсети сами по себе, но и принципы, способы и "мотивы" их использования. RB.ru собрал самые важные тренды социальных медиа 2014 года.

- Социальный рекрутмент

В период с 2000 по 2008 годы наиболее популярным способом подбора персонала и поиска работы были специализированные джоб-сайты - в России за лидерство в этом сегменте боролись HeadHunter, Rabota.ru и SuperJob, имеющие обширные базы резюме и вакансий. Разумеется, речь идет об "обычных", не специфических вакансиях, вроде менеджеров высшего звена или представителей редких профессий (вроде, например, кавистов или парфюмеров), для которых действуют свои правила.

Чуть позже в борьбу включились социальные сети, рекрутеры начали мигрировать из профессиональных социальных сетей в "обычные". Дело в том, что, оценив поведение кандидата в социальной сети, можно сделать о нем много выводов как о профессионале, оценить, насколько он сможет вписаться в команду. По мнению основателя американской консалтинговой компании Millennial Branding Дэна Шобеля, со временем эта тенденция будет только усиливаться. Уже через 4-5 лет резюме как способ саморепрезентации будет полностью вытеснен профилем в социальных сетях. Почему? Во-первых, хотя бы потому, что с ростом популярности социальных сетей использование личной электронной почты по ее первоначальному назначению становится все менее интенсивным - она, можно сказать, все чаще бывает нужна только для регистрации на том или ином ресурсе. Но учитывая, что на большую часть сайтов можно зайти с помощью уже существующего профиля в социальной сети, вполне вероятно, что интенсивность пользования почтой будет снижаться и дальше. Кроме того, социальные сети - эффективнейший нетворкинговый инструмент. Не стоит забывать, что есть так называемый пласт "скрытых вакансий" - тех, которые компания не выкладывает в открытый доступ, и узнать о них можно только по рекомендации. Для этого социальные сети незаменимы.

Еще одна сильная тенденция - поиск сотрудников и работы в профессиональных социальных сетях, профиль в которых прекрасно заменяет собой привычное резюме. Интересен факт, что профессиональные социальные сети появились даже раньше "обычных" (E-xecutive в России заработала в 2001 году, в 2004 стартовала LinkedIn, но они довольно долго искали свою бизнес-модель). Такие проекты сделали взаимодействие между рекрутером и кандидатом проще и мобильнее (особенно с появлением соответствующих приложений для смартфонов и планшетов). "Привычные" же социальные сети, вроде "ВКонтакте" и Facebook, как инструмент подбора сотрудников (и, соответственно, поиска работы) по-прежнему рассматриваются, рекрутеры регулярно и тщательно изучают страницы потенциальных кандидатов перед собеседованием.

- Социальные сети и рекомендации

Еще одна тенденция заключается в том, что социальные сети стали важным инструментом разного рода рекомендаций. Как уже говорилось, рекрутеры и работодатели постепенно мигрируют в социальные сети и ищут себе сотрудников там. А специалисты поиск работы начинают не с обращения к специализированным ресурсам - первым шагом к поиску работы все чаще становится публикация на странице в Facebook. Чем больше у пользователя друзей, тем выше вероятность, что его сообщение найдет нужного адресата. То же самое касается объявления о вакансиях - те, кому нужен сотрудник, сначала пробуют искать его через своих виртуальных друзей.

В связи с этим в социальных сетях появляются площадки, где кандидаты и их потенциальные работодатели могут встретиться. Пока популярнее всего они в столице (среди специалистов в области масс-медиа и представителей творческих профессий):



То же самое относится к поиску жилья. Вместо того чтобы отправиться на профильные ресурсы, пользователи сначала ищут квартиры через друзей и друзей друзей. Естественно, в связи с этим также стали появляться сообщества, где собственники жилья и потенциальные арендаторы могли бы встретиться и решить вопрос без участия третьей стороны и дополнительных переплат.




Источник: https://www.facebook.com/norealestateagent


Источник: https://www.facebook.com/krlsrg

При этом на западе большую популярность набирают такие тематические мобильные приложения, с помощью которых можно арендовать квартиру, автомобиль, попросить кого-либо об услуге за компенсацию и т. д. В России довольно популярны некоторые сервисы такого плана - например, Airbnb и YouDo. Но пока гораздо больше российских пользователей предпочитают для таких целей "ВКонтакте" и Facebook.

- Социальные сети как блоговые платформы

Некоторое время назад социальные сети как таковые и блоги было принято разделять. Социальные сети "жили" скорее обособленно, а блоговые платформы создавались, если можно так выразиться, под разную аудиторию: для многословных (LiveJournal), для кратких (Twitter), для любителей не рассказывать, а показывать (Instagram), и так далее.

Между тем социальные сети развивались: в них стало можно не только писать сообщения, играть и публиковать фотоальбомы. Так называемая стена (или - в другом случае - хроника) стала полноценным блогом - причем крайне удобным. Формат записей ограничивается разве что пожеланиями автора - добавление текста, видео- и аудиозаписей, изображений, упоминаний других пользователей стало интуитивно понятным (в том же LiveJournal это доставляло определенные трудности и заставляло порой обращаться к коду страницы). Кроме того, посты на стенах и в хрониках куда более наглядны, чем в блогах. А легкость опции "Поделиться" и создание популярных тематических пабликов дала возможность стать "блогерами" тем, кто не слишком любит писать или фотографировать сам.

Популярность смартфонов и мобильных приложений способствовало популяризации социальных сетей (если говорить конкретнее - мобильной версии "ВКонтакте") в качестве блоговых платформ:



- Переход в мессенджеры

Несмотря на то, что опции социальных сетей стали куда шире обычного обмена сообщениями, эта возможность до сих пор остается актуальной. Однако социальная сеть, используемая только для обмена сообщениями, несколько "тяжеловата". И поэтому заменой им (и в некоторой степени - даже мобильной связи) стали минималистичные интернет-мессенджеры. 2014 год продемонстрировал это особенно ярко.

Их популярности способствует, разумеется, то, что мобильные устройства становятся дешевле и при этом мощнее. В частности, прогноз компании IDC таков, что продажи смартфонов вырастут с 722,5 млн в 2013 году до почти миллиарда в 2014 году. Кроме того, растет число пользователей услугами сотовой связи: согласно докладу Международного союза электросвязи, сделанный в конце 2013 года, гласит, что в мире насчитывается порядка 6,8 млрд пользователей мобильной связи (даже если отбросить погрешность на владельцев нескольких SIM-карт и миграцию между операторами, цифра получается более чем внушительная). Соответственно, растет число пользователей мобильного интернета.

Трафик, отмечают исследователи, перетекает из социальных сетей в мессенджеры. Важным доказательством этого факта стало то, что Facebook выкупила мессенджер WhatsApp за $16 млрд в феврале этого года. Разумеется, Facebook могли бы разработать собственный мессенджер, но баснословную сумму они отдали Яну Куму и Брайану Эктону за аудиторию - в декабре 2013 года количество активных пользователей мессенджера составляло 400 млн человек.

Wechat - один из популярнейших мессенджеров в Китае, условно говоря, этот гигант там "заменяет" Facebook. С точки зрения технической оснащенности он выигрывает едва ли не у всех существующих мессенджеров. Viber существует с 2010 года, приложение позволяет совершать бесплатные звонки, передавать видео, аудио и графические файлы высокого качества. Зимой этого года японская компания Rakuten заявила о желании купить Viber за $900 млн. Сделку завершили в феврале. При этом успех мессенджера в самом начале было довольно сложно оценить.

Viber продался за 900 млн. Они запустились в 2010 году. Набрали за 4 года 200 млн пользователей. Пытаюсь представить себе, как могли бы выглядеть первые питчи Viber'а на какой-нибудь стартап-тусовке - "Мы делаем мобильный мессенджер, как скайп, только будет нормально работать на смартфонах, и еще там будут прикольные смайлики" -Чуваки, Скайп скоро сделает рабочую мобильную версию и вы будете нервно курить в сторонке" - "Ну, ну... Ну у нас еще прикольные смайлики и красивый интерфейс" - "Чуваки, кто же сейчас конкурирует на уровне интерфейса? Опишите мне проблему, которую скайп еще не решает для ваших пользователей...", - прокомментировал тогда это событие куратор в Digital October Петр Татищев.

Другой популярный сервис Snapchat пытались выкупить и Facebook (за $3 млрд), и Google (за $4 млрд), но его основатель Эван Шпигель отказался от сделок. Особенность Snapchat в том, что после прочтения полученные и отправленные сообщения исчезают. По мнению экспертов FastCompany, "исчезающие" медиа - еще один тренд 2014 года.

- Интернет вещей

Проявлять активность в интернете могут не только люди, но и предметы неодушевленные. По словам главного футуролога Cisco Дэйва Эванса, интернет сейчас переживает облачную, социальную фазу своего развития - и несмотря на то, что он воспринимается как сеть людей, он уже некоторое время является скорее сетью вещей. Количество подключенных к интернету устройств уже превысило численность населения Земли. Сейчас основной рост идет за счет мобильных устройств, но некоторая доля приходится на "некомпьютерные" устройства, вроде холодильников и термостатов. По прогнозам Эванса, к 2020 году к интернету будет подключено более 50 млрд устройств. Аналитики Gartner считают, что в 2020 году объем рынка увеличится до $300 млрд, количество единиц подобной техники составит 26 млрд. Эванс отмечает, что к середине столетия 75% автомобилей во всем мире станут автономными, подключенными к сети роботами - такие "интеллектуальные" машины повысят пропускную способность дорог на 273% и позволят решить проблему пробок.

2014 год стал очень важным для интернета вещей, в том числе, тем, что корпорация Microsoft в начале апреля объявила о выпуске бесплатной версии Windows специально для интернета вещей. Работать эта операционная система будет на устройствах с диагональю дисплея меньше 9 дюймов. Google анонсировала версию платформы Android Wear для носимых устройств (в частности, для часов) в марте.

- Бренды в социальных сетях

Компании сходятся на том, что предлагать потребителям просто хорошие товары и услуги - уже недостаточно, чтобы стать компанией новой волны, работающей, в том числе, для поколения Y.

Представители этого поколения, которые к 2025 году будут не только составлять 75% рабочей силы, но и представлять собой наиболее активный сегмент потребителей, принимают решения с учетом мнения окружающих и существующий потребительский опыт. 66% из них посетят тот или иной магазин, если там "зачекинились" их друзья. Они активно делятся своим опытом онлайн, поскольку их больше волнует мнение друг друга, нежели мнение компании. При этом у представителей поколения Y в социальных сетях контактов гораздо больше, чем у среднестатистического пользователя.

Нужно создавать эмоции, дарить клиентам уникальный опыт потребления. И одним из инструментов создания данного опыта являются социальные сети. Как отмечает в своей новой книге "Макротренды в бизнесе" Брайан Солис, аккаунты компаний в социальных сетях - это, в том числе, новая служба поддержки пользователей, инструмент привлечения новой аудитории. Но это еще и инструмент возвращения клиентов, получивших негативный опыт при использовании услуг или продуктов компании, трансформация этого негативного опыта в позитивный. Например, компании Southwes, JetBlue, Virgin America, Gap и многие другие отслеживают в социальных сетях реакцию пользователей на продукты и услуги, взаимодействуют с ними, помогают им и решают их проблемы.

Присутствие в социальных сетях, "слушание" их пользователей должно стать обязательным элементом стратегии для любой компании. Согласно данным маркетологов из Exact Target, в 2013 году его использовали 60% компаний, 24% компаний планируют войти в их число в 2014 году.

- "Частные" социальные сети

В привычных социальных сетях действует понятный принцип: чем больше знакомых и незнакомых пользователей увидели, прочитали, лайкнули, перепостили запись, тем лучше. И пользователи действуют, руководствуясь этим принципом.

Однако существует противоположная тенденция: все большую популярность набирают частные социальные сети, к которым имеет доступ ограниченный круг людей, пишет FastCompany. Почему они популярны? Пользователи ощущают себя частью некоего закрытого общества, в которое сложно попасть. Они чувствуют себя там комфортнее, нежели в полностью публичном пространстве.
Например, социальная бизнес-сеть Yammer, принадлежащая Microsoft, позволяет сотрудникам компаний взаимодействовать друг с другом (вне зависимости от того, где они находятся и в каких подразделениях работают). Зарегистрироваться в сети можно только с подтвержденного корпоративного электронного адреса. Сеть доступна как через браузер, так и через приложение. Yammer уже используют более 400 тысяч компаний во всем мире.

Приватность и "клубный принцип" - ключевые факторы развития любой новой сети на старте. Недавно уволенный из ВКонтакте отец-основатель Павел Дуров запустил социальный мессенджер Telegtam, предназначенный для владельцев смартфонов и отличающийся особо хитрой технологией шифрования данных. Шифровать и прятать там есть что: в сети обмениваются файлами и приватными сообщениями. Скорость, с которой распространяется эта закрытая сеть, впечатляет. По состоянию на начало весны мессенджер уже скачивается чаще мессенджера Facebook. Это самый популярный апп вApple AppStore в 48 странах мира. И останавливаться он явно не планирует. С Telegram конкурируют WhatsApp и разнообразные локальные игроки, но можно предположить, что принцип "закрытой тусовки для всех" в очередной раз станет для Дурова заветным рецептом победы.

Комментарии

  • Геннадий Калугин — 00:31, 22.04.2014
    Возможно социальные сети, вскоре отвоюют основную долю рекламного рынка, ведь люди начнут там жить, нанимать покупать и пр. Сейчас пока, это вспомогательный способ раскрутки брендов. Аудитория самых популярных сетей инертна, старается не лайкать и не переходить по ссылкам, считая, что некто зарабатывает не при помощи а за счёт. Другое дело тематические и элитные сети куда просто так не попадёшь, но там и не потерпят любую рекламу и ли любое продвижение, даже за плату. Но если пробьёшься, то эффект будет отменный, есть даже понятие "Хаброэффект", это когда переходы по ссылкам из-оттуда, валят сервер. Г. Калугин, админ: http://kvartiroremont-kaluga.ru/poleznye-sovety/2013-11-09/kakoy-elektroinstrument-vybrat
    • Sirena100
      Юлия Зраенко — 08:15, 22.04.2014
      Я представитель поколения Y. Все что написано в статье полностью иллюстрирует мое потребительское поведение. Я тыщу раз спрошу у своих виртуальных друзей, прочитаю отзывы на всех возможных ресурсах и только потом сделаю покупку. Что-то лайкнуть и высказаться За или Против я всегда готова и не считаю, что это раскрутка "за мой счет".
      • Sirena100
        Юлия Зраенко — 08:16, 22.04.2014
        вообще в основном все покупаю в интернете, даже продукты. Только очень дорогостоящие покупки сперва смотрю в розничном магазине, но выбираю все равно сначала в интернете.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно