Ксения

83% российских IT-компаний пока не предоставляют сотрудникам мест для проведения досуга

Впрочем, по словам самих специалистов, сейчас им лучше удается соблюдать work-life balance, чем, например, два года назад


Есть мнение, что IT-специалисты - настоящие трудоголики, которые если не живут на работе, то только потому, что офис закрывается на ночь. Но результаты исследования кадрового холдинга "АНКОР" показали: большинству сотрудников IT-компаний, вне зависимости от возраста и занимаемой позиции, все же удается соблюдать work-life balance.

Как показали результаты исследования, абсолютное большинство респондентов (91%) работает в своих компаниях на постоянной основе, более 65% опрошенных имеют фиксированный график работы. Более половины участников опроса (56%) отметили, что в их компаниях ценится, прежде всего, результат работы специалиста, а не время его пребывания на рабочем месте (что само по себе отрадно). "Считаю правильным со стороны работодателя ставить акцент на результатах деятельности, а не на количестве проведенного времени в офисе. Такой подход приводит к лояльности со стороны сотрудника, и в случае необходимости он будет готов выполнить срочные задания, задержавшись сверх нормы или взяв часть работы на выходные", - комментирует один из участников опроса.

Конечно, личного времени, несмотря ни на что, порой категорически не хватает. Согласно результатам опроса, от этого в IT-сфере больше остальных страдают представители поколения бэби-бумеров (сотрудники в возрасте старше 48 лет) - 43% опрошенных пожаловались на недостаток времени на нерабочие дела. Для сравнения, среди представителей поколения Y (21-28 лет) этот показатель примерно вдвое ниже (20%).

Отдых нужен и в рабочее время

Большая часть российских IT-компаний (порядка 83%) не предоставляет сотрудникам мест для проведения досуга, аргументируя это тем, что "на работе надо работать" (этой точки зрения придерживаются в основном специалисты сферы продаж).

"Организацией досуга сотрудников необходимо заниматься после того, как в компании решены вопросы медицинского страхования, повышения квалификации сотрудников и своевременной выплаты бонусов", - такое мнение высказал в ходе опроса один из респондентов.

Вероятно, это одно из ключевых отличий между отечественным и западным подходом к ведению IT-бизнеса и мотивации технических специалистов. Гиганты вроде Google, Amazon, Facebook (и даже разного рода небольшие стартапы на территории, например, Кремниевой долины) давно оценили важность fun для IT-специалистов. Поэтому компании могут похвастаться, например, наличием спортзалов на территории офисов и многих других приятных дополнений к офисному быту (например, в московском офисе "Яндекса", который выгодно отличается от многих технических компаний в России, есть еще и комната с музыкальными инструментами).

При этом 48% технических специалистов уверены, что отдых необходим и в рабочее время - он повышает уровень производительности, качества и эффективности труда.
69% респондентов положительно относятся к корпоративным мероприятиям - по их мнению, они помогают наладить контакт с коллегами. К слову, 51% опрошенных считают коллег хорошими знакомыми, у 37% участников исследования на работе есть друзья.

Как мотивировать сотрудников IT-компаний

Если говорить об инструментах повышения лояльности сотрудников к компании, то в пользу предоставления гибкого графика работы высказались 43% представителей поколения бэби-бумеров, 36% представителей поколения Х (29-48 лет) и 28% "игреков". Возможность "разрядки" на рабочем месте (наличие тренажеров, игр и т. д.) набрала 29% голосов у бэби-бумеров, 16% у поколения Х и 19% у "игреков". Удаленная работа больше всего интересует молодых сотрудников - об этом мечтают 34% специалистов поколения Y. У бэби-бумеров и "иксов" этот инструмент мотивации набрал 14% и 24% голосов соответственно. А отгулы в счет переработок привлекают 14% представителей поколения baby-boomers, 24% "иксов" и 19% "игреков".

Что касается финансовой стороны вопроса (все же многие россияне считают уровень вознаграждения важной частью программы мотивации), то, например, средняя конкурентная зарплата IT-директора, по данным SuperJob, в Москве составляет 185000 рублей, в Санкт-Петербурге - 150000 рублей, в Екатеринбурге - 125000 рублей, в Красноярске - 110000 рублей, в Новосибирске, Омске и Челябинске - 105000 рублей, в Казани, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре и Уфе - 95000 рублей, в Воронеже и Нижнем Новгороде - 90000 рублей, в Волгограде - 80000 рублей.

Стоит контролировать не время, а результат

"Ценности, взгляды, идеи поколения со временем меняются, но ожидания бизнеса от сотрудников остаются более или менее неизменными: каждый день приходить на работу, трудиться по восемь часов в день и выполнять свою работу качественно и в положенное время. В условиях современных реалий работодателям стоит учитывать новые ожидания и взгляды поколения Y, а молодежь при этом должна принимать во внимание и консерватизм бизнеса", - рассуждает директор по России кадрового холдинга АНКОР Сергей Гадецкий.

По мнению Сергея Гадецкого, сейчас работодатели все больше приходят к выводу, что стоит контролировать не время, а результат. И многие внедряют эту практику в условиях, при которых можно контролировать результат работы. Работодатели все еще неоднозначно относятся к удаленной занятости, особенно в том случае, если результат напрямую невозможно контролировать - как, например, в бухгалтерии или отделе кадрового делопроизводства.

"В компаниях сферы Hi-tech практика удаленного труда сегодня применятся особенно часто ввиду специфики отрасли: работники IT-компаний легче выстраивают коммуникации с работодателем с помощью технических средств и уже вполне привыкли самостоятельно распределять свое рабочее и личное время, при этом эффективно выполняя работу. Конечно, и в этой практике могут быть определенные риски: так, не стоит ожидать от удаленных сотрудников чрезмерной ответственности и вовлеченности, ведь без внешнего контроля немногие способны поддерживать корпоративный боевой дух. Но в больших городах время сегодня особенно ценно, поэтому для всех поколений его разумное расходование становится все более важным, и чем больше работодатели будут обращать внимание на этот факт, тем более эффективных специалистов они будут привлекать", - говорит эксперт.

В исследовании приняли участие 1245 специалистов Hi-Tech компаний, работающих на территории России. Аналитики опрашивали не только непосредственно программистов и разработчиков, но и представителей HR-подразделений, сотрудников отделов маркетинга и продаж. В исследовании приняли участие представители компаний из разных регионов России (Москва, Северо-Запад, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Сибирь, Юг, Дальний Восток). Примерно три четверти респондентов - мужчины (77%). Что касается возраста опрошенных, то самые многочисленные возрастные группы - сотрудники в возрасте 31-35 лет (29%), 26-30 лет (22%) и 36-40 лет (21%). Головные офисы 71% компаний располагаются в России, около половины компаний-респондентов (42%) насчитывают более 1000 сотрудников.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно