Адаптация в новой компании: не спрашивать, а наблюдать

Внимание - лучший инструмент, чтобы "вписаться" в команду


В некоторых компаниях существует нечто вроде устава или подробной инструкции, в которой описано все: продолжительность рабочего дня, правила дресс-кода, длительность обеденного перерыва... Но все чаще получается так, что многие работодатели считают подобные регламенты излишними - пусть сотрудники поступают как хотят, лишь бы работа была выполнена. А многим специалистам все же удобнее играть по правилам своей компании. Вы пришли на новое место? О некоторых его негласных законах можно узнать, не донимая расспросами новых коллег, а просто понаблюдав.

Часы работы

Есть определенный промежуток времени, когда офис компании открыт для клиентов и посетителей. Но время начала и окончания рабочего дня для сотрудников может быть куда более размытым и варьироваться. Есть сомнения? Ориентируйтесь на своего непосредственного руководителя. Если он уходит каждый день в 5 вечера, то вы не должны испытывать дискомфорта или неловкости, делая то же самое (конечно, если к этому времени вы уже завершили свои дела). К тому же, так вы не только вольетесь в типичный для команды график, но и получите дополнительные "очки" за то, что таким образом как бы поддерживаете руководителя.

Дресс-код

С этим нюансом вы могли разобраться еще на этапе собеседования, просто обратив внимание на то, как одеты ваши интервьюеры (сначала HR-специалист, потом непосредственный начальник, а также те сотрудники, которых вы видели, пока ожидали встречи со своими собеседниками). Ну и, конечно, обращайте внимание на коллег и руководителя - простой наблюдательности будет достаточно, чтобы понять, например, как в этой компании принято одеваться на встречи с клиентами, а также возможно ли по пятницам (или не только по пятницам) носить джинсы или костюм в стиле casual.

"Важно обратить внимание на стиль одежды. Коллективу нужно соответствовать - если сотрудники придерживаются сдержанно-делового стиля, то и вам следует его полюбить, если это творческий персонал, то и ваш стиль должен быть ближе к свободному, раскрепощенному и креативному", - говорит директор по персоналу аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Ольга Скрябина.

Время обеда

В разных компаниях перерывы проводят по-разному. Уже через пару-тройку дней вы поймете, принято ли в новом офисе обедать, не отрываясь от монитора, или же, напротив, полностью посвящать перерыв себе (идти в близлежащий ресторан, заниматься в спортзале или же решать какие-то личные вопросы).

Личные телефонные звонки

Конечно, мы стараемся разграничить "рабочую" и "нерабочую" жизнь, но практика показывает, что зачастую одна вмешивается в другую (и порой весьма бесцеремонно). Прислушивайтесь к коллегам: сразу станет очевидно, принято ли в этой компании разговаривать с близкими прямо с рабочего места или все-таки лучше уединиться в пустом конференц-зале. В каких-то компаниях даже есть специально отведенные комнаты для телефонных бесед, а где-то сотрудники разговаривают прямо в холле или на крыльце перед входом. И заодно отметьте для себя, используют ли ваши коллеги корпоративные мобильные и для личных звонков тоже.

Отпуск

В Трудовом кодексе написано, что каждому сотруднику полагается 28 дней отпуска в год. Но в каждой компании свои правила относительно очередности предоставления отдыха и других тонкостей. В любом случае, в течение первых шести месяцев на новом месте отпуск у вас вряд ли случится. Поэтому проведите время с пользой: отметьте, надолго ли уходят сотрудники в отпуск (сразу на месяц или разбивают его на несколько частей). Естественно, оставьте себе время на то, чтобы согласовать сроки отпуска с руководством. И лучше не планируйте далеких поездок во время сдачи масштабных проектов.

Больничные

Самый правильный и логичный вариант действий в случае недомогания - отправиться на больничный (чтобы, во-первых, не навредить своему организму, а во-вторых - чтобы не заразить коллег). Но не все офисы функционируют таким образом. Если вы частенько слышите вокруг себя кашель или чихание, будьте готовы, что вам придется иногда работать, даже если вы больны. В таком случае лучше заранее сделать в рабочем столе стратегический запас бумажных платочков, противовирусных препаратов и дезинфицирующих влажных салфеток.

Посещение врачей

К сожалению, большинство врачей не назначают прием в выходные дни, поэтому приходится решать этот вопрос в рабочее время. Нужно каким-то образом приводить в баланс заботу о собственном здоровье и ожидания работодателя относительно вашего пребывания в офисе. Наблюдая за положением дел во многих офисах, можно сказать, что самый оптимальный вариант - совместить поход к врачу с обеденным перерывом или же назначить визит до начала или после окончания рабочего дня. В случае форс-мажоров, естественно, необходимо предупредить коллег и передать им важные дела.

Разговоры на нерабочие темы

На работе мы проводим едва ли не больше времени, чем с семьей и друзьями, поэтому тяжело не поделиться с коллегами тем, как прошли выходные, или планами на вечер. Однако бывает такое, что обсуждать некоторые темы в том или ином офисе просто-напросто не принято. Если коллеги постоянно рассказывают забавные истории о своих детях и домашних любимцах, но обходят тему отношений с супругами, делайте то же самое, и вы не ошибетесь. То же самое относится к беседам с руководителем.

Наблюдайте, как ведут себя коллеги на корпоративе

"Обычно новым сотрудникам преподносят, что в компании принято, а что нет. В любой организации существуют негласные нормы, которые передаются новичкам через коллег либо в беседах с руководителем. Новому сотруднику стоит понаблюдать, как общаются между собой коллеги, что между ними обсуждается, о чем они беседуют, обсуждают ли личные темы, допускаются ли чаепития во время рабочего дня, какова длительность обеденных перерывов и перекуров. Известно, что во многих компаниях руководство не приветствует дружеские отношения между сотрудниками, поскольку это может привести к неформальным группировкам и иметь негативную направленность. 

Поведение на корпоративных мероприятиях также характеризует нового человека. Порой решение о прохождении испытания новым сотрудником принимается именно после увеселительных мероприятий", - рассказывает Ольга Скрябина.

Комментарии

  • Лучезар Багинин — 14:56, 18.07.2012
    Интересная статья
  • Михаил Касьянов — 04:03, 19.07.2012
    Lurk more - вполне нормальная тактика для новичков. Везде. Много смотри, много слушай, мало говори.
  • Надежда Николаева — 06:16, 19.07.2012
    К сожалению, уровень корпоративной культуры в нашей стране достаточно невысокий и большинство работодателей не считают необходимым разрабатывать свод правил и инструкций для своих сотрудников и в особенности для вновь нанятых, а напрасно! Разработав такой свод правил, мы еще 10 лет назад, экономили массу времени, давая такой "учебник" фирмы в первый день новому сотруднику....Таким образом не только повышался общий уровень культуры, но и экономилось время других сотрудников, которых новички не отрывали, а также и повышался профессиональный уровень у нового сотрудника. В нашем "Учебнике" компании были прописаны не только общие правила и инструкции, но и алгоритм действий по каждой единице штатного расписания: то ли это секретарь, бухгалтер, менеджер, технолог, инженер сервисной службы и т.д. Очень рекомендую работодателям перенять опыт - экономия и повышение ответственности каждого не заставят себя ждать!

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно