Ксения

Apple и Google не вошли в ежегодный рейтинг лучших компаний для соблюдения work-life balance

Почему эксперты считают, что многочисленные бонусы и привилегии - это не так уж и хорошо?


Портал Glassdoor составил рейтинг лучших компаний для соблюдения work-life balance (по мнению самих сотрудников). Результаты этого года удивляют: компании всеобщей мечты Google даже нет в списке, не попали туда ни Apple, ни Facebook. Западные СМИ согласны: многие издания уже писали, что все эти заманчивые привилегии IT-корпораций нужны вовсе даже не для удобства сотрудников и что компании руководствуются совсем другими причинами.

Деньги - отнюдь не единственный фактор, с помощью которого компания может привлечь лучших специалистов. Помимо всего прочего, современные сотрудники одним из важнейших бонусов считают гибкость. То есть идеал - иметь возможность прилично зарабатывать, но при этом достаточное количество времени уделять себе и своей семье. Некоторым работодателям удалось сохранить эту тонкую грань.

Как отметил эксперт Glassdoor Скотт Доброски, в ходе составления рейтинга учитывались такие условия, как гибкий график, возможность работать из дома и менеджеры, понимающие важность жизни вне работы. Компании, попавшие в рейтинг, поощряют разумный баланс между личной жизнью и работой (например, сотрудник занявшей 8 место компании FactSet пишет, что 8-часовой рабочий день является нормой - карьера не пострадает, если специалист не будет работать по 60 часов в неделю).

В этом году в рейтинге 11 новичков, среди них Yahoo (16 место), Nokia (10 место), и Mastercard (18 место). Бывший сотрудник Yahoo говорит, что в компании возможен гибкий график, а также есть шанс поработать с прекрасной командой (и это несмотря на мораторий на дистанционную работу!). Что касается Mastercard, то ее называют семейноориентированной. Самой лучшей компанией для work-life balance стала SAS Institute.

Бонусы - попытка заставить сотрудников жить на работе

Удивительно, но Google, которой все восхищаются и в которой все хотят работать, нет в списке. Впрочем, это подтверждает теорию многих СМИ о том, что все эти прекрасные бонусы, вроде бесплатной еды, прачечной, массажа и спортзала в офисе, нужны вовсе не для удобства сотрудников, а для того, чтобы специалисты буквально жили на работе.

Как рассказала порталу Business Insider эксперт в области менеджмента Джоди Томпсон, грань между рабочей и внерабочей жизнью стремительно стирается. "Возьмем, к примеру, Google. На территории кампуса есть спортзалы, химчистка, место, где можно оставить детей, где можно поспать. Людям кажется, что компания, которая делает это, очень прогрессивная. На самом же деле, сотрудникам все труднее становится покинуть офис. Зачем? Ведь здесь есть все необходимое", - цитирует Business Insider Джоди Томпсон.

Эту точку зрения поддерживают не только эксперты в области менеджмента. Как утверждает известный словенский культуролог и социальный философ Славой Жижек, современная тактика состоит в том, чтобы создать иллюзию, будто работодатель - друг сотрудника. Это фактически лишает сотрудника права озвучивать недовольство - когда он захочет покинуть компанию, у него будет создаваться ощущение, что он буквально предает команду и друзей.

Миф о классных офисах

Как пишет издание The Atlantic Wire, сотрудникам не стоит впадать в заблуждение относительно всех этих заманчивых привилегий - это всего лишь тонкий завуалированный способ контролировать поведение сотрудников. Торговый сайт Fab.com (который эксперты оценивают в $1 млрд) предоставляет сотрудникам корпоративные обеды, пиво и даже мороженое, чтобы, например, заставить сотрудников писать письма только одним строго определенным шрифтом. По мнению корреспондентов The Atlantic Wire, с помощью этих бонусов компании хотят заставить сотрудников чувствовать себя чем-то обязанными.

В частности, многие компании заявляют, что у их сотрудников есть возможность взять неограниченный отпуск - например, устроить себе оплачиваемые летние каникулы. На деле же практически никто и никогда этой возможностью не пользуются. Или, например, в каждом договоре о неограниченном отпуске всегда есть добавление мелким шрифтом о множестве условий (в какой период можно взять отпуск, сколько дней можно взять непрерывно и т. д.).

Кроме того, многие компании Кремниевой долины слишком идеализируют открытые офисные пространства (в частности, новый open space в офисе Facebook станет самым большим в мире). Однако, несмотря на все попытки поспособствовать тесному сотрудничеству и генерированию новых идей, от открытых рабочих пространств больше вреда, чем пользы. И еще открытый офис создает постоянное ощущение тревоги, потому что кажется, что за каждым шагом сотрудника следят (руководство или другие сотрудники).

Что касается бесплатной еды, то неограниченное количество снеков означает зачастую, что сотрудникам просто некогда полноценно пообедать. Также очень многие сотрудники жалуются, что из-за этого неограниченного бонуса начали страдать заболеваниями желудочно-кишечного тракта, а также избыточным весом.

Комментарии

  • Mat Mecall — 22:14, 22.07.2013
    "На самом же деле, сотрудникам все труднее становится покинуть офис. Зачем? Ведь здесь есть все необходимое", - цитирует Business Insider Джоди Томпсон." При этом, он в этом офисе - даже чисто формально - не обязан всё время работать. У него там - множество иных легитимных занятий. Спорт с массажем и прочий быт ;) "Это фактически лишает сотрудника права озвучивать недовольство - когда он захочет покинуть компанию, у него будет создаваться ощущение, что он буквально предает команду и друзей." - И это - палка о двух концах, разумеется. "работодатель - друг сотрудника" ровно до тех пор, пока не позволяет себе недружественных ответов, инициатив и прочих жестов. Когда "другу" неудобно отказать просто так, это не значит, что его нельзя "встречно" попросить о не меньшем одолжении. " Также очень многие сотрудники жалуются, что из-за этого неограниченного бонуса начали страдать заболеваниями желудочно-кишечного тракта, а также избыточным весом." - Человек не должен вести себя, как канарейка ;) Даже попугаю можно сыпать полную кормушку, не переест.
    • promed-olmailru
      Oleg Makh — 20:55, 1.02.2014
      "Человек не должен вести себя, как канарейка ;) Даже попугаю можно сыпать полную кормушку, не переест." - тут имелось в виду не сколько то, что они переедают, а то, что вместо полноценного обеда они набивают желудок этими халявными "снеками" (я лично даже не знаю, что это такое;) ), отсюда и заболевания ЖКТ.
  • Сергей Перовский — 12:08, 23.07.2013
    Жорес Алферов рассказывал, что в начале своей работы в Физ-Техе жил прямо в лаборатории. Так ему было удобнее. Компании, которые ищут таких людей, пытаются создать для них хорошие условия жизни на работе. Компании, которым достаточно надежных исполнителей, стараются не связываться с "горящими на работе" - это хлопотно.
  • Ольга Семенова — 09:57, 4.09.2013
    Многие российские компании пытаются стать более продвинутыми и привлекательными для соискателя, перенимая зарубежный опыт. Но восхищаясь всеми этими приятными бонусами, мы не учитываем, что у нас в отличие от них 8-мичасовой рабочий день нормальная и распространенная практика, а в США - это привилегия и стремление хоть как то найти work-life balance. Изначально у нас с ними очень разные исходные условия. Часто мы отождествляем наши нормы, прописанные в ТК РФ, с их, плюс хотим тех же бонусов, которые предлагают своим сотрудникам зарубежные компании. Например, если там корпоративный садик - это возможно способ заставить человека больше времени проводить на работе, то у нас это вообще возможность ходить на работу, пристроив куда-то ребенка.
  • Oleg Makh — 21:02, 1.02.2014
    Тенденция, изложенная в статье, олицетворяет одну из черт капитализма (я бы даже сказал, одну из основных его целей) - сделать из работника раба, и чтобы этот раб круглосуточно вкалывал на своего работодателя-господина. Жорес Алферов может и жил в лаборатории, но на его этом круглосуточном "житье в лаборатории" никакой другой "господин" свой личный капитал не сколачивал. Он работал для себя, ну и за честь своего НИИ/государства.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно