В 2011 году фиктивные поставки за рубеж приравняют к отмыванию преступных доходов
Чиновники решили бороться с
оттоком капитала из страны радикальными мерами. Средства, уходящие из страны по
фиктивным внешнеторговым операциям, когда деньги не возвращаются в Россию, будут
приравнены к доходам, полученным преступным путем. Так чиновники хотят получить
доступ к деньгам, осевшим в западных банках.
Минфин опубликовал проект поправок к законам N 173 "О валютном контроле" и N 115 "О противодействии легализации (отмыванию)", которые дополнят подписанный президентом Дмитрием Медведевым закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля". Законы дополняют друг друга и в итоге должны создать новую модель контроля госорганами "серых" операций с капиталом и импортом и экспортом товаров и услуг.
Еще в августе Центробанк РФ ожидал чистого притока капитала в IV квартале, но недавно изменил прогноз на отток в $7 млрд, а годовой прогноз оттока повысил с $8,7 млрд до $22 млрд. Правительство подозревает, что львиная доля капитала выводится через внешнеторговые операции, замечают эксперты "Ведомостей". Две самые распространенные схемы - неполучение экспортной выручки или уже оплаченных импортных товаров.
Рост сомнительных переводов за границу признал в информационном письме в сентябре и ЦБ: их целью может быть вывод денег и уклонение от налогов. Зарубежные активы российских компаний, по данным ЦБ, в III квартале выросли на $14,9 млрд ($24,8 млрд за первое полугодие), половина прироста приходится на неполученную экспортную выручку, непоставки оплаченного импорта и фиктивные финансовые сделки.
Возможно, это возврат в 1990-е, когда создавались однодневки, закупавшие товары по баснословной цене и таким образом выводившие капитал, рассуждают эксперты.
Поблажки закончились
Минфин пытается усложнить использование таких схем. Сейчас банки сообщают Росфинмониторингу, что деньги по внешнеторговой операции не пришли и паспорт сделки не закрылся. Чтобы избежать валютного контроля, компании закрывают паспорт сделки под предлогом перехода в другой банк. Поправки Минфина обяжут компании сначала объяснить банку причины и указать данные нового паспорта. А для борьбы с поддельными грузовыми декларациями (представляются в банк для подтверждения поставки товара) Минфин хочет ввести систему электронного подтверждения таможней вывоза или ввоза товара.
Наконец, поправки ужесточают санкции за неполучение выручки из-за границы. Минфин предлагает приравнять эти операции к легализации доходов, полученных преступным путем, и дополнить список операций, подлежащих обязательному контролю Росфинмониторингом, двумя новыми. Это несвоевременное получение денег за вывезенные товары и несвоевременный возврат оплаты за купленные, но не поставленные товары. Контролироваться будут операции на сумму от 6 млн руб.
С помощью поправок Минфин пытается дотянуться до выведенных за границу денег, считают эксперты. Любые операции или сделки с этими деньгами будут расцениваться как отмывание и преследоваться в уголовном порядке, в том числе за границей. Например, средства, полученные преступным путем, могут быть арестованы и на них может быть обращено взыскание. Статья 174 УК предусматривает за отмывание до 10 лет лишения свободы.
Одного обвинения в легализации может оказаться достаточно, чтобы банк отказался от сотрудничества с клиентом: ни один нормальный банк не захочет потворствовать отмыванию, говорят банкиры.
При этом ряд экспертов опасаются, что поправки могут усилить административное давление на бизнес: выручка может не поступить по экономическим причинам, а компании будут обвиняться в легализации преступных доходов. Государство пытается удержать капитал ужесточением контроля, а не экономическими мерами, резюмируют эксперты.
Минфин опубликовал проект поправок к законам N 173 "О валютном контроле" и N 115 "О противодействии легализации (отмыванию)", которые дополнят подписанный президентом Дмитрием Медведевым закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля". Законы дополняют друг друга и в итоге должны создать новую модель контроля госорганами "серых" операций с капиталом и импортом и экспортом товаров и услуг.
Еще в августе Центробанк РФ ожидал чистого притока капитала в IV квартале, но недавно изменил прогноз на отток в $7 млрд, а годовой прогноз оттока повысил с $8,7 млрд до $22 млрд. Правительство подозревает, что львиная доля капитала выводится через внешнеторговые операции, замечают эксперты "Ведомостей". Две самые распространенные схемы - неполучение экспортной выручки или уже оплаченных импортных товаров.
Рост сомнительных переводов за границу признал в информационном письме в сентябре и ЦБ: их целью может быть вывод денег и уклонение от налогов. Зарубежные активы российских компаний, по данным ЦБ, в III квартале выросли на $14,9 млрд ($24,8 млрд за первое полугодие), половина прироста приходится на неполученную экспортную выручку, непоставки оплаченного импорта и фиктивные финансовые сделки.
Возможно, это возврат в 1990-е, когда создавались однодневки, закупавшие товары по баснословной цене и таким образом выводившие капитал, рассуждают эксперты.
Поблажки закончились
Минфин пытается усложнить использование таких схем. Сейчас банки сообщают Росфинмониторингу, что деньги по внешнеторговой операции не пришли и паспорт сделки не закрылся. Чтобы избежать валютного контроля, компании закрывают паспорт сделки под предлогом перехода в другой банк. Поправки Минфина обяжут компании сначала объяснить банку причины и указать данные нового паспорта. А для борьбы с поддельными грузовыми декларациями (представляются в банк для подтверждения поставки товара) Минфин хочет ввести систему электронного подтверждения таможней вывоза или ввоза товара.
Наконец, поправки ужесточают санкции за неполучение выручки из-за границы. Минфин предлагает приравнять эти операции к легализации доходов, полученных преступным путем, и дополнить список операций, подлежащих обязательному контролю Росфинмониторингом, двумя новыми. Это несвоевременное получение денег за вывезенные товары и несвоевременный возврат оплаты за купленные, но не поставленные товары. Контролироваться будут операции на сумму от 6 млн руб.
С помощью поправок Минфин пытается дотянуться до выведенных за границу денег, считают эксперты. Любые операции или сделки с этими деньгами будут расцениваться как отмывание и преследоваться в уголовном порядке, в том числе за границей. Например, средства, полученные преступным путем, могут быть арестованы и на них может быть обращено взыскание. Статья 174 УК предусматривает за отмывание до 10 лет лишения свободы.
Одного обвинения в легализации может оказаться достаточно, чтобы банк отказался от сотрудничества с клиентом: ни один нормальный банк не захочет потворствовать отмыванию, говорят банкиры.
При этом ряд экспертов опасаются, что поправки могут усилить административное давление на бизнес: выручка может не поступить по экономическим причинам, а компании будут обвиняться в легализации преступных доходов. Государство пытается удержать капитал ужесточением контроля, а не экономическими мерами, резюмируют эксперты.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
05 мая 2024
10 мая 2024
Популярное
Лонгриды
Топ лучших смартфонов 2024 года
Списки и рейтинги