Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Белый дом отправил в отставку главу General Motors

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Одновременно с Риком Вагонером увольняется глава совета директоров Peugeot Citroen Кристиан Стрейф

Белый дом отправил в отставку главу General Motors
Сразу два мировых автоконцерна в эти выходные лишились своих лидеров. Рик Вагонер покидает пост главы GM по требованию администрации Барака Обамы. Одновременно в отставку уходит глава совета директоров Peugeot Citroen Кристиан Стрейф "в связи с чрезвычайными трудностями в автопроме".    

О том, что глава второго по величине автопроизводителя в мире General Motors Рик Вагонер подал в отставку, стало известно в воскресенье. Таково было условие администрации президента США Барака Обама для предоставления GM дальнейшей госпомощи. 

Уйти вовремя

Еще с начала кризиса Вагонер стал объектом для критики со стороны членов конгресса. CNN считает, что если бы Вагонер ушел в отставку на год раньше (с 1 января 2008 г.), то, возможно, запомнился бы как один из величайших лидеров General Motors. Однако теперь эксперты припоминают все недочеты работы Вагонера, которые привели к предбанкротному состоянию бывшего мирового лидера автопрома. В последние четыре года GM потерял $82 млрд. Несмотря на начало реструктуризации, компании до сих пор не удалось уменьшить свой долг в $27 млрд.

По мнению CNN, ахиллесовой пятой Вагонера стало следование традициям GM, а также его неспособность предвидеть всплеск цен на нефть, который привел к коллапсу кредитного рынка и глобальному экономическому кризису.

Вместо того чтобы провести реструктуризацию, сделать компанию более эффективной, сохранив ее содержимое, но с меньшим числом людей, Вагонер до последнего противостоял кардинальным изменениям и сохранял рабочие места. Японские конкуренты Toyota и Honda в это время постоянно совершенствовали свои бизнес-процессы.

Несмотря на то, что из года в год GM продолжал терять рыночную долю, Вагонер не пытался изменить устаревшую структуру брендов и огромную дилерскую сеть. Западные эксперты на протяжении нескольких лет говорили о раздутости портфеля брендов GM (целых восемь отдельных марок и столько же отдельных дилерских групп) и о необходимости их сокращения. Однако только под давлением правительства GM в этом году заявил о готовности избавиться от Saab, Saturn, Hummer и Pontiac. Причем, компания признала, что делает это с опозданием в несколько лет.

GM слишком долго боролся за сохранение доверия для каждой марки и тратил на их содержание огромные финансовые ресурсы, пишет CNN. Телеканал также вменяет Вагонеру в вину его закрытость от вливания в компанию свежих менеджеров.   

Госпомощь или банкротство



Глобальный кризис еще более усугубил сложное финансовое положение концерна, продажи просели как на внутреннем, так и на зарубежных рынках. С начала лета 2008 года начались разговоры о возможном банкротстве GM, и концерн поехал за помощью в Белый дом. В конце 2008 года GM вместе с Chrysler наконец-то удалось получить госкредиты в размере $13,4 млрд и $4 млрд соответственно. Однако к этому времени ситуация усугубилась, и уже в феврале GM снова отправился в Белый дом с протянутой рукой. Аппетиты GM выросли до $16,6 млрд. Chrysler попросил еще $5 млрд для выживания. Эти средства необходимы для погашения долгов перед поставщиками комплектующих и запасных частей, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Администрация президента Обамы потребовала до 31 марта предоставить конкретные программы компаний по выходу из кризиса и возвращения к прибыльности, после чего решит их судьбу. 

GM объявил о готовности уволить 47 тыс. рабочих, закрыть к 2012 году девять из 14 существующих заводов, вдвое сократить число выпускаемых автомобильных марок, оставив только четыре Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC.

Вчера администрация Обамы предъявила еще одно условие Вагонеру - покинуть GM. Теперь власти США намерены объявить собственные предложения по выводу концерна из кризиса. Кроме Вагонера, лишиться насиженных мест может большинство членов совета директоров GM, пишет The Wall Street Journal.

"Необходимо предпринять серьезные усилия для урегулирования давно существующих проблем в автоиндустрии",  - заявил Барак Обама. "Но это потребует жертв от всех людей, которые имеют отношение к автопромышленности: менеджмента, рабочих, акционеров, кредиторов, поставщиков, дилеров. Все должны собраться за столом переговоров и прийти к соглашению, что только глубокая реструктуризация поможет найти выход из ситуации", - добавил президент США.

Вагонера сменит нынешний исполнительный директор по операционной деятельности компании Фредерик Хендерсон.

Казнить нельзя помиловать

В воскресенье вечером стало известно еще об одной отставке. Кристиан Стрейф уходит с поста главы совета директоров крупнейшего французского автопроизводителя Peugeot Citroen, который занимал немногим более двух лет. Ранее 54-летний Стрейф возглавлял авиастроительную корпорацию Airbus. В заявлении Peugeot Citroen отставка объясняется чрезвычайными трудностями, с которыми столкнулся автопром. Место председателя совета директоров Peugeot Citroen займет нынешний генеральный директор сталелитейной группы Corus Филипп Варин.

Peugeot Citroen закончил 2008 год с убытками в размере 343 млн евро. В 2009 году компания намерена сократить 11 тыс. сотрудников. Президент Франции Николя Саркози уже одобрил выделение Peugeot Citroen кредита на сумму 3 млрд евро, столько же получит конкурент Renault.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter