Дина

Бизнес и кризис: как предприниматели живут при долларе по 75 рублей


Россияне экономят. Неудивительно, если доллар уже выше 75 рублей, инфляция разгоняется, а зарплаты не растут. Мы пообщались с предпринимателями, чтобы узнать, как подстраивается их бизнес под текущие условия, что происходит с ценами и спросом на услуги. Оказалось, все не так уж и плохо.


Фото: Shutterstock
 
Почти половина россиян (48%) в связи с кризисом стали экономить на отдыхе и отпуске, 43% сокращают траты на развлечения, 42% - на покупку бытовой техники, треть сократили свои расходы на продукты питания. Похоже, экономия – слово года. Как себя чувствует в таких условиях "народный" бизнес – связанный с цветами, едой, бытовыми услугами? Стал ли кризис временем возможностей для предпринимателей? Мы пообщались с несколькими бизнесменами и попросили их поделиться своими секретами жизни в кризис.
 
Аида Губайдуллина, основатель цветочного сервиса Leto Flowers:
 
"Сложно сказать, стали ли сейчас люди экономить на букетах, потому что мы сейчас наблюдаем сезонное падение спроса. Но кризис сильно сказывается на нашем бизнесе – с точки зрения роста себестоимости. Закупка цветов составляет у нас существенную долю расходов. При этом почти все цветы импортируются, поэтому курс валюты непосредственно влияет на стоимость: если евро растет, цена цветка сразу меняется. Цены растут постепенно: прибавляют по чуть-чуть, но стабильно. Но есть еще такой момент: цветы покупаются на аукционе, и их стоимость зависит от многих факторов. Поэтому даже в условиях отсутствия кризиса колебание стоимости отдельного цветка может достигать 40-50% в ту или иную сторону. Отследить в каждом конкретном случае, связано изменение цены с курсом, сезонностью или какой-то другой историей (например, засухой на плантации) сложно. Просто мы видим общий тренд на рост цен.
 
Мы дважды повышали цены на букеты за последние полтора года, но, естественно, не в два раза. В целом стараемся цены "держать": придумываем букеты таким образом, чтобы визуально они выглядели не хуже и не меньше по объему, "играем" с составом, формой и расстановкой цветов, используем зелень. Стараемся проявлять гибкость, оптимизируем постоянные расходы. Кстати, реклама страницы на Facebook стала дорогой.

Есть ощущение общей нестабильности, бизнес сильно зависит от внешних политических и экономических факторов. Что бы ты ни планировал, как бы хорошо ты ни работал, завтра все может измениться, потому что рубль обвалился. Или, например, недавно обсуждали ограничение ввоза цветов из Голландии. С другой стороны, есть понимание, что цветы покупали всегда и дальше будут покупать".
 
Людмила Булавкина, партнер сервиса по аренде вещей Rentmania.org, основатель сервиса по аренде вечерних платьев Look100.ru:

"Рентмания мгновенно почувствовала влияние кризиса: число заявок на аренду вещей растет с осени прошлого года в геометрической прогрессии.

Еще более заметен дефицит денежных средств у россиян по количеству новых объявлений о сдаче напрокат, и в основном это товары от простых частных владельцев техники, спортинвентаря и т.п. Например, в категории "вечерние платья" только за декабрь у нас добавилось более 50 новых продавцов - и преимущественно это частные владельцы.
 
За последние полгода сообщество выросло по количеству предложений в два раза, и рост продолжается, при этом без какой-либо рекламы сервиса.

Сейчас товары напрокат не подорожали, поскольку сдаются вещи, приобретенные владельцами еще по докризисным ценам. Даже в тех случаях, когда прокат подразумевает не только износ вещи, но и дополнительные расходы (например, химчистка платья), стоимость аренды пока не выросла.
 
Получается, что на фоне общего роста цен теперь взять на время беговую дорожку или детский манеж обойдется даже не в 10%, а еще дешевле - 5-7% от стоимости покупки аналогичной новой вещи.

Негативные моменты в связи с кризисом - это рост осторожности со стороны партнеров, неготовность работать без предоплаты, в кредит, на доверии. Процесс переговоров с более крупными по масштабу бизнесами, чем мы, стал еще более затяжным и рисковым. Но мелкие игроки наоборот быстрее идут на контакт и охотнее принимают наши условия партнерства.

Поскольку Рентмания находится в активной стадии поиска инвестиций, наиболее болезненна для нас сейчас ситуация на инвестиционном рынке - фактически все внутренние переговоры и сделки остановлены. С другой стороны, при сохранении ранее запланированных показателей рублевых расходов у нас выше шансы привлечь в российский бизнес иностранный капитал.
 
Мы не забираем у владельцев вещи и не храним их на своих складах - мы предлагаем единое онлайн-пространство, где каждый может разместить свое предложение, оформить через сайт договор аренды, заказать доставку и оплатить заказ. Но если судить по информации от наших партнеров, которые хранят вещи на собственных складах, то, с их слов, арендная плата на склады, шоурумы, магазины пока остается на прежнем уровне. Рост курса валют и попытки арендаторов поднять ставку за метр не выдерживают конкуренции с рынком - слишком много освободилось новых торговых площадей. Кроме того, многие торговые центры перешли от фиксированной ставки за метр к оплате по схеме % от продаж. В результате, несмотря на страхи и панику, иногда даже в ситуации финансового кризиса можно найти плюсы и новые возможности для развития малого и среднего бизнеса.
 
Лично меня кризис приятно коснулся в середине января, когда пришло время искать детям новую няню. Мне есть с чем сравнивать: до этого я подбирала няню в сентябре 2014 и пользовалась тем же самым онлайн-сервисом "Помогатель". Цены на услуги нянь сейчас заметно упали (раньше средняя цена профессиональной няни составляла 350 рублей в час, а сейчас 250), стало больше интересных предложений. Я закрыла вакансию за несколько дней, причем выбирала, как мне показалось, из самого хорошего".
 
Ольга Зиновьева, основатель и гендиректор Elementaree – сервиса по доставке наборов продуктов с рецептами для приготовления блюд:

"Я верю, что кризис - это время возможностей, нужно только правильно понять, как ваш бизнес сможет их реализовать. Поэтому, осознав, что следующие 2-4 года в России будет снижаться благосостояние населения, будет наблюдаться дефицит продуктов и желание экономить, мы модифицировали свою стратегию и сейчас уверены в будущем. В прошлом году мы выросли где-то в 10 раз, на этот год у нас тоже амбициозные планы. 

Сейчас у нас два основных продукта: программы правильного питания и программы домашнего питания. Второй продукт – флагманский. Оба рынка далеки от насыщения, поэтому наши продажи по обоим сегментам растут. Мы за одну только осень выросли в 2 раза по выручке - клиентов становится намного больше.
 
Мы не повышали цены с декабря 2014 года. Безусловно, для нас это означало огромную работу: за это время цены на многие продукты в магазинах выросли на 15-40%. Мы минимизировали любые остатки, идем напрямую к производителям вместо посредников, добиваемся заключения долгосрочных договоров, ищем тех, кто предлагает хорошее качество, но не может пробиться в стандартный ритейл. Мы адаптируем меню, исключая ингредиенты, которые недоступны (ввиду санкций – ред.) или небесно дороги. Сейчас наши цены существенно ниже, чем они могли бы быть. Но мы тоже не можем вечно оптимизировать, иначе это пойдет в ущерб качеству, поэтому, думаю, в скором времени мы пересмотрим цены.  

У меня есть один и главный лайфхак по выживанию в непростые времена. Кризис может быть только в голове. Все остальное - внешние условия, которые можно и нужно оборачивать в свою пользу. Придумать как и реализовать - ваша задача. Но первое и главное - не давать себе оправданий и признать, что сейчас - отличное время возможностей. 

У меня очень мало потребительских привычек. Основная - оптимизировать свое время таким образом, чтобы максимизировать эффективность развития бизнеса. Мои траты, включая аренду квартиры, обычно не превышают 50-60 тысяч рублей в месяц. Правда, сюда не входят путешествия, которые я стараюсь делать раз в год. Вообще главное - фокусироваться на тех целях, которые у вас есть, и строить остальную жизнь вокруг этих целей. Ну и помнить про то, что если вам не хватает денег, то надо не меньше тратить, а больше зарабатывать". 

Роман Виас, совладелец клинингового стартапа Qlean:

"По сравнению с тем, что было год назад, мы выросли в 25 раз. Клиенты не экономят на уборке, они стали рациональнее использовать собственное время – ключевой актив для человека в кризис. Отсюда рост спроса на услуги, которые "аутсорсят" домашнюю рутину.

Издержки по закупке средств остались на прежнем уровне по той причине, что сейчас мы закупаем куда больше расходников, чем год назад. У некоторых поставщиков мы потребляем от 60% их совокупного предложения. Цены, безусловно, растут, но разницу мы покрываем за счет увеличения объёма.

Цены на свои услуги мы оставляем на прежнем уровне, планируем увеличивать прибыль за счет новых клиентов исключительно. В этом году выходим в другие регионы.
 
Рабочая сила отнюдь не дешевеет, ведь цены на рынке растут, поэтому в отношении клинеров осталась такая же ценовая политика.
 
Главная сила удержания клиентов - качество предоставляемых услуг. Тех клиентов, кто давно не заказывал наши услуги по разным причинам, мы мотивируем скидками и новостями о нововведениях в сервисе".


Комментарии

  • Валерий Воложин — 10:22, 2.02.2016
    СсылкаПо ссылке "Крымчане получили удар в спину от российских банков - российский блогер". Некоторые виды бизнеса - банки, коллекторские организации, - и в кризис живут хорошо! Российские коллекторы скупили долги у крымчан, которые они имеют перед банками Украины.А сейчас крымчане должны оплатить эти долги по полной. Правда, из этой статьи по ссылке не видно, должны ли они платить проценты за пользование кредитом и неустойку за просрочку, процент за пользование чужими денежными средствами. Уважаемый Владимир Владимирович понимает, что банки - это кровеносная система любой страны, и поэтому государство должно банки поддерживать и защищать.
  • Юрий Холодилин — 05:51, 2.02.2016
    "Есть ощущение общей нестабильности, бизнес сильно зависит от внешних политических и экономических факторов. Что бы ты ни планировал, как бы хорошо ты ни работал, завтра все может измениться, потому что рубль обвалился."Слишком все стало политизировано, это факт.Не зря во всем мире появилась тенденция 3-го направления. Не нужен им ни капитализм, ни социализм. Люди хотят просто нормально жить и работать.
    • svmjvnwjd123mailru
      Валерий Воложин — 18:26, 5.02.2016
      "Люди хотят просто нормально жить и работать". А вот это не получится. Как не получалось никогда, ни в какие времена, достаточной вспомнить историю. "... просто нормально жить и работать" означает остановку людей в развитии. и существование рабочего животного. Вот лошадь - она просто живет и работает.
  • Андрей Харкевич — 10:51, 15.02.2016
    Как живут предприниматели? Экспортноориентированные - гребут деньги лопатой (себестоимость упала более чем в 2 раза), внутренний производитель в разы увеличивает объемы производства (любой импорт при таком курсе неконкурентоспособен), вот так собственно и живут. Единственно жаль - поздновато за курс взялись (надо было в 2010-2011), пришлось многое позакрывать.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно