Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Бизнесу необходимы мягкие лидеры - более десятка исследований это подтверждают

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Извечный вопрос: что лучше - быть мягким руководителем, чтобы нравиться сотрудникам, или быть жестким, чтобы они относились с уважением и много работали?

Бизнесу необходимы мягкие лидеры - более десятка исследований это подтверждают
Несмотря на то, что все больше компаний склоняются к демократичному стилю управления и горизонтальным организационным структурам, многие до сих пор склоняются ко второму варианту. Как показывают исследования - напрасно, пишет Harvard Business Review.


Фото: Fotoimedia

Традиционная парадигма "быть тверже и дистанцироваться от подчиненных" только кажется более безопасной. Есть распространенное заблуждение о том, что излишне "мягкого" руководителя будут меньше уважать, но на самом деле, это не так. И результаты исследований подтверждают это. "Жесткие" менеджеры ошибочно полагают, что если давить на подчиненных, то можно повысить их производительность. Однако высокий уровень стресса у сотрудников только повлечет за собой дополнительные расходы для них самих и их работодателей: повышается уровень текучести кадров и растут затраты на здравоохранение. В частности, говорится в исследовании, компании, в которых сотрудники больше подвержены стрессу, тратят на здравоохранение на 46% больше, нежели те, где с уровнем стресса все в порядке. Стресс на рабочем месте провоцирует, например, развитие ишемической болезни сердца. А что касается текучести кадров, то тот же самый стресс может мотивировать людей искать новую работу и отказываться от повышения и расширения зоны ответственности.

Вопреки распространенному мнению, исследования Адама Гранта (одного из самых молодых профессоров Уортона и любимого психолога компании Google) показывают, что хорошие парни (и, разумеется, девушки) оказываются в выигрыше, если используют верные стратегии. Другие исследования показывают, что проявления доброты повышают статус человека в группе.

Ученые из Гарвардской школы бизнеса выяснили, что лидеры, которые проявляют теплоту и заботу по отношению к подчиненным, демонстрируют большую эффективность, нежели те, которые предпочитают жесткость. Почему? Потому что сотрудники доверяют им - с добрыми руководителями у них гораздо более доверительные отношения.

Кроме того, когда лидер добр и справедлив по отношению к своей команде, его подчиненные демонстрируют более высокий уровень сознательности и продуктивности - как в индивидуальной, так и в групповой работе. Джонатан Хейдт из бизнес-школы Стерна Нью-Йоркского университета также пришел к выводу, что самоотверженное поведение руководителя вдохновляет сотрудников, они становятся более лояльны, дружелюбны и доброжелательны, а также более охотно помогают другим (и отнюдь не обязательно только тем, кто помогал им самим).

Атмосфера дружелюбия, как нетрудно догадаться, помогает снизить стресс. Активность мозга снижается, когда он чувствует опасность и угрозу (не важно, кто перед ним - разъяренный лев или сердитый руководитель), работают только определенные участки, которые отвечают отнюдь не за креативность. Есть и вполне физические проявления. Тогда как отсутствие прочных эмоциональных связей с коллегами способствует стрессу, позитивные социальные взаимодействия на работе хорошо влияют на состояние здоровья: снижаются артериальное давление и частота сердечных сокращений, укрепляется иммунная система. Как показали результаты исследования ученых из Каролинского института в Стокгольме, личные качества лидера напрямую связаны с частотой возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у его подчиненных. Исследователи опросили 3000 специалистов и пришли к выводу, что хороший руководитель в буквальном смысле хорошо влияет на сердце.

Для некоторых HR-директоров это может стать открытием, но счастье на работе многие сотрудники ценят больше, чем высокую зарплату. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного компанией Gallup. Позитивная атмосфера в команде хорошо влияет и на бизнес-показатели: чем лучше культура и отношения в команде, тем сотрудники лучше работают, а клиенты - более удовлетворены.
Таким образом, объединив результаты всех этих исследований, несложно прийти к выводу, что создание модели лидерства, основанной на взаимном доверии и тесном сотрудничестве, поможет в создании особой корпоративной культуры, которая сделает специалистов счастливее, мотивирует помогать друг другу и работать продуктивнее в долгосрочной перспективе. Но что представляет собой этот эмпатический стиль руководства на практике? На этот вопрос довольно сложно ответить однозначно. Некоторые компании предлагают "тематические" льготы, вроде гибкого графика и возможности работать из дома, которые влияют на счастье сотрудников. Но, как показывают результаты опроса компании Gallup, этого недостаточно. Важны не столько материальные проявления заботы, сколько личные качества руководителей - такие, как искренняя преданность ценностям и компании, этичность, настоящая доброта и самоотверженность.

Очевидно, что необходимо выше ценить добрых руководителей. Однако в этой бочке меда есть своя ложка дегтя: исследователи из Университета Нотр-Дам выяснили, что чем более приятен мужчина-руководитель, тем ниже его компенсация. На зарплаты женщин-руководителей это не влияет, поскольку в данном случае нет никакого отклонения от, условно говоря, гендерной нормы. Как пишет Harvard Business Review, результаты данного исследования должны не мотивировать мужчин становиться жестче, а мотивировать общества раздвинуть понятие нормы. Тогда, возможно, все станут немного счастливее на работе.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter