Ксения

Более трети респондентов считают, что у женщин в России нет возможности открыть свой бизнес


У женщин в России нет возможности открыть собственный бизнес - нет времени, денег, ресурсов, считают 39% участников исследования "Женщина и бизнес", проведенного RB.ru совместно с Центром предпринимательства. Мы спросили экспертов, как можно решить эту проблему и помочь женщинам находить средства и ресурсы для предпринимательства, а также где можно получить необходимые знания и найти менторов.


Фото: Fotoimedia

Среди других проблем, которые мешают большему количеству россиянок заниматься бизнесом, респонденты назвали нехватку опыта (19%), слишком малое количество примеров успешных женщин-предпринимателей (15%), недостаток образования (11%) и нехватку технологической базы (10%). Что же касается благоприятствующих созданию собственного бизнеса факторов, то в их числе участники исследования назвали карьерные амбиции и потребность реализации себя в бизнесе (38%), ответственность перед семьей и необходимость зарабатывать (20%), внутреннюю потребность в творчестве (17%). 12% опрошенных отметили, что женщинам помогает поддержка родных и друзей. Большинство (60%) отметило, что "неженских" сфер бизнеса в принципе нет, по 9% респондентов отнесли к этой категории IT и производство, 8% - инновационные и высокие технологии, 7% - логистику и перевозки.

50% заявили, что в России предпринимательство - смелый выбор для женщины. 30% участников исследования считают, что это свобода - живешь и работаешь так, как хочешь. А вот 7% высказались, что это невозможно: в нашей стране нет условий для женщин-бизнесменов. Примерно равное количество респондентов считают, что предпринимательство прибыльно (5%) и, напротив, убыточно (4%). Еще 4% опрошенных полагают, что предпринимательство - это несерьезно, и так нельзя построить успешную карьеру.

"Женщины стали ответственны за свои доходы и все меньше рассуждают "пещерно", что мужчина "должен" принести доход. Поэтому огромное количество женщин становятся предпринимательницами и достигают выдающихся результатов в бизнесе. Думаю, что социальные ограничения - надуманная проблема. Я часто выступаю перед предпринимателями в России и понимаю, что девушки и женщины задают вопрос: "Как совмещать бизнес, семью, образование, появление ребенка?" Соответственно, просто есть страхи, что можно не справиться, действуя как женщина, занимающаяся любимым делом, да еще и неся ответственность за уют в доме и семье", - комментирует основатель компании "Ледово" Надежда Копытина.

Примером предпринимательского таланта среди российских бизнес-вумен для 19% респондентов служит основательница World Class Ольга Слуцкер, для 15% - соосновательница "Лаборатории Касперского" и InfoWatch Наталья Касперская, по 13% голосов получили соосновательница фармацевтической компании "Эвалар" Лариса Прокопьева и основательница продуктовой сети "Бахетле" Муслима Латыпова. Среди зарубежных предпринимательниц наибольшей популярностью пользуются телеведущая и основательница американского кабельного телеканала OWN Опра Уинфри (26%), соосновательница ювелирной компании Pandora Винни Эневольдсен (13%), биотехнолог и владелица компании 23andMe Анна Войжитски и совладелица L’Oreal Лилиан Беттанкур, набравшие по 12% голосов. Из женских благотворительных проектов наибольшее уважение вызывают "Подари жизнь" Чулпан Хаматовой (55%), "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой (18%) и фонд Анджелины Джоли и Бреда Питта (13%).

Как и зачем мотивировать женщин выбирать карьеру предпринимателя

Чтобы больше женщин выбирали карьеру предпринимателя, по мнению 41% респондентов, необходимо обеспечить женщин-предпринимателей информацией по вопросам открытия собственного бизнеса и дать возможность обучаться. 24% в качестве действенного средства видят создание общественных организаций для помощи и взаимодействия женщин-предпринимателей. По мнению 16% опрошенных, помогут специальные условия по привлечению финансирования для женщин-предпринимателей. 14% участников исследования предлагают ввести дополнительные льготы для женщин-предпринимателей в определенных сферах бизнеса (налоговые, льготы по арендной ставке).

"Конечно, если женщины-предприниматели получат особые условия финансирования своих проектов, то предпринимательниц однозначно станет больше, только, похоже, в этот момент заговорят о дискриминации мужчины...", - рассуждает Надежда Копытина.

Ernst & Young постоянно занимается обучением и приглашает женщин на образовательные программы. "Департамент науки промышленной политики и предпринимательства города Москвы регулярно проводит обучение предпринимателей, программы раз в месяц есть, а теперь еще и мировые стажировки", - добавляет эксперт.

По мнению экспертов, популяризация предпринимательства среди женщин заслуживает пристального внимания.

"Сегодня деловые проекты, созданные нашими соотечественницами, наглядно демонстрируют неисчерпаемую креативность, передовую инновационность и технологичность в рамках четко спланированных и реализованных бизнес-стратегий. За последние годы женщины в России стали создавать самые разные бизнесы - от небольшого туристического агентства или магазина модной одежды до промышленного производства, сервисной инженерной компаний и даже IT-компаний мирового уровня. Я искренне восхищаюсь Натальей Касперской, Марией Малыхиной, Натальей Матвеевой и другими женщинами-предпринимателями. Когда я вижу их успехи и постоянно генерируемые новые идеи, я все больше укрепляюсь в уверенности, что женщины в бизнесе - это огромный потенциал для экономики России, который необходимо развивать и поддерживать. Именно поэтому "Центр предпринимательства" берет на себя инициативу по созданию площадок для общения среди начинающих предпринимателей, где можно поделиться опытом, услышать истории успеха и набраться новых бизнес-идей. Ведь это так важно, чтобы российские женщины поверили в себя и рискнули начать свое дело!" - говорит исполнительный директор "Центра предпринимательства" Виктор Седов.

Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации Наталья Ларионова привела статистику по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в федеральной программе: "Ежегодно в рамках программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства поддержку получают свыше 200 тысяч человек, в сфере малого и среднего предпринимательства создается более 100 тысяч новых рабочих мест. В рамках программы также предусмотрены дополнительные возможности для развития бизнеса, непосредственно организованного женщинами. Речь идет о поддержке социального предпринимательства. Субъекты социального предпринимательства, которые учреждены женщинами, имеющими детей в возрасте до 7 лет, либо обеспечивают занятость таких женщин, могут получить субсидию на реализацию проекта в социальной сфере (в размере до 1 млн. рублей)".

Программа также предусматривает дополнительные возможности для развития бизнеса, непосредственно организованного женщинами. Речь идет о предоставлении субсидий на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства, связанных, в том числе, с осуществлением социального обслуживания граждан, развитием здравоохранения, обеспечением культурно-просветительской деятельности. Данное направление называется "поддержкой социального предпринимательства". Женщины-предприниматели принимают активное участие в мероприятиях программы. Например, в 2013 году около 2500 проектов получили поддержку в форме гранта на начало собственного дела.

"Чаще изучайте истории успеха женщин, у которых получилось не разделять, а объединить семью и бизнес, потому как это и есть целостность жизни. Мы занимаемся тем, что любим во всех направлениях, и у женщины эти способности ярко выражены (уметь делать качественно несколько дел одновременно)!" - советует Надежда Копытина. Эксперт рекомендует предпринимательницам познакомиться с историями успеха Натальи Касперской (не только успешной бизнес-леди, но и мамы пятерых детей); президента компании (Finn Flare) Ксении Рясовой, основателя GameInsight Алисы Чумаченко, предпринимательницы Елены Масоловой, экс-президента Microsoft в России Ольги Дергуновой, директора и владелицы сети "Бэби-клуб" Евгении Белонощенко и владелицы сети косметологических клиник "Линлайн" Юлии Франгуловой.

Статистика: количество предпринимателей среди женщин и мужчин в России сравнялось

Несмотря на то, что к женскому предпринимательству (и предпринимательству в целом) часть россиян относится пока настороженно, динамика его развития внушает оптимизм. Согласно данным исследования "Глобальный мониторинг предпринимательства", количество новых предпринимателей (старапов) в России в 2013 году увеличилось на 25% - благодаря этому, Россия поднялась на восемь строчек в рейтинге стран по уровню предпринимательской активности. Сейчас Россия занимает 60 место в рейтинге, однако опережает по данному показателю Германию, Италию, Францию и Японию. Статус предпринимателя положительно оценили 68% респондентов.

В 2013 году количество женщин, открывающих свой бизнес, практически сравнялось с количеством мужчин-предпринимателей: в 2006 году количество женщин, решивших открыть собственный бизнес, было втрое меньше, чем количество мужчин. Активнее всего количество предпринимателей растет в мегаполисах и городах с населением от 100000 до 500000 человек. Стоит отметить, что предпринимателей, довольных уровнем своих доходов и получающих удовольствие от работы, больше, чем наемных сотрудников. При этом лишь 28% бизнесменов отметили, что обладали достаточным уровнем знаний и опыта для открытия собственной компании.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно