Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Большинство российских ритейлеров не ждут улучшения ситуации

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Только 38% ритейлеров считают, что дно кризиса пройдено

Большинство российских ритейлеров не ждут улучшения ситуации
Перспективы розничного рынка в России по-прежнему остаются неопределенными, отмечает Ernst & Young, хотя большинство ритейлеров считает, что сильного ухудшения ситуации не будет. Только 38% опрошенных компанией ритейлеров верит, что дно кризиса пройдено  и стоит ждать постепенного восстановления торговли. Впрочем, 14%  опрошенных, в основном это непродовольственные сети, настроены пессимистично и ожидают значительного ухудшения ситуации в отрасли.

Снижение покупательского спроса на фоне удорожания заемного финансирования и неготовности банков идти на уступки в вопросах кредитования стали основными факторами, которые отрицательно сказались на розничной торговле в период кризиса, делает вывод компания Ernst&Young; в обзоре Retail Industry Survey 2009. Исследование было составлено на основе опроса российских и иностранных компаний розничной торговли, работающих в России.

Больше других от кризиса пострадали розничные компании, которые инвестировали в строительство или покупку недвижимости, а также небольшие сети, не сумевшие приспособиться к новым условиям, констатируют эксперты.

Тем не менее, результаты опроса показывают, что некоторые розничные сети не только остались на плаву, но и улучшили свои финансовые показатели, такие как выручка и валовая рентабельность. "Более 60% участников нашего опроса отметили рост выручки в рублевом выражении, - посчитали в Ernst & Young. - 29% опрошенных смогли повысить рентабельность одновременно с увеличением выручки".

Снижение покупательской активности и снижение оборота торговли заставили игроков отрасли заняться повышением оперативной эффективности. В первую очередь сети стали сокращать затраты на аренду и персонал. Это самые популярные и эффективные меры среди ритейлеров, свидетельствует опрос. Кроме того, большинство крупных ритейлеров решили повременить пока с региональной экспансией. Если в 2007 году большинство участников опроса делали ставку на расширение в регионах, так как, справедливо считали, что рынки в Москве и других крупных городах подошли к точке насыщения, то в 2009 году большинство игроков сделали акцент на расширение сетей в столице и городах -"миллионниках".

По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в январе впервые за последний год вырос - до 1 трлн 185,2 млрд рублей. Рост оставил 0,3%  по сравнению с январем 2009 года, однако по сравнению с декабрем 2009 года оборот розничной торговли упал на 22,6%.

Что будет

Однозначного ответа на вопрос, что же ждет российский розничный рынок дальше, до сих пор нет. Прогноз рынка остается чрезвычайно неопределенным, однако большинство респондентов - 87% - считают, что положение вряд ли значительно ухудшится. Тем не менее, только 38% уверены, что рынок прошел дно кризиса. Усложнения ситуации ждут 14% опрошенных, в основном это непродуктовые сети, свидетельствует опрос Ernst & Young. К примеру, в "М.Видео" ожидают нулевого роста продаж в так называемых сопоставимых магазинах like-for-like и "плоской" динамики рынка в целом, говорил недавно глава сети Александр Тынкован. Продажи в сопоставимых магазинах "М.Видео" снизились за 2009 год почти на 12%, однако за счет открытия новых гипермаркетов компании удалось увеличить годовую выручку в 2009 году на 3,6% до 83,3 млрд рублей.

Между тем МТС ожидает, что россияне в 2010 году, наконец, начнут покупать больше мобильных телефонов. Рынок сотовых телефонов в штучном выражении в первом полугодии 2010 года может вырасти на 12% до 13,1 млн, прогнозируют в компании. В неудачном 2009 году рынок мобильных в денежном выражении снизился в 1,4 раза до 131,6 млрд рублей, по оценке "Евросети".

Крупнейший продуктовый ритейлер X5 Retail Group (развивает сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и другие) в 2009 году также сумел увеличить чистую выручку: на 4% до $8,675 млрд. по МСФО. В рублях выручка выросла на 33%, до 275,183 млрд руб. Продажи X5 в сопоставимых магазинах (like-for-like) выросли на 10% в рублях. У основного конкурента X5 сети "Магнит"  этот показатель также в 2009 году вырос, правда, только на 4%. В 2010 году Х5 Retail Group, при стабилизации макроэкономической ситуации, также прогнозирует рост выручки, сопоставимый с темпами роста 2009 года по проформе.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Кто проводит большие сделки в России
  2. 2 Выкуп акций МТС, маркировка бакалейной продукции, мошенничества на майские: главное для бизнес 28 апреля
  3. 3 Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
  4. 4 «Автоматизируйте это немедленно», или что влияет на автоматизацию ритейла и FMCG
  5. 5 Тайный покупатель: кто это, чем занимается и зачем нужен бизнесу
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше