Александра

Чем грозит банкротство регионов их жителям?

Первые в России регионы-банкроты могут появиться к 2015 году


Российские регионы наращивают миллиардные долги, кроме того, продолжают занимать деньги. Учитывая эти факторы, многие регионы могут стать банкротами уже к 2015 году, пишет в четверг газета “Известия”.

По данным Минфина на 1 августа, лидеры по госдолгу среди регионов России
ЦФО:
Москва — 176 млрд рублей
Тверская область— 20,8 млрд рублей
Рязанская область — 20,7 млрд рублей
СЗФО:
Вологодская область — 28,11 млрд рублей
Архангельская область — 23 млрд рублей
Санкт-Петербург — 20,6 млрд рублей
ЮФО:
Краснодарский край — 80,9 млрд рублей
Волгоградская область — 28,9 млрд рублей
СКФО: 
Ставропольский край — 13 млрд рублей
ПФО:
Татарстан — 85,5 млрд рублей
Нижегородская область — 42 млрд рублей
Саратовская область — 40,8 млрд рублей
УФО — Свердловская область — 18,3 млрд рублей
СФО:
Кемеровская область — 32,4 млрд рублей
Красноярский край — 31,4 млрд рублей
Омская область — 22,9 млрд рублей
ДФО: 
Якутия — 19,5 млрд рублей
Амурская область — 16 млрд рублей

Эксперты рассказали RB.ru, что будет с регионами-банкротами и как обернется ситуация для людей, которые там живут.

“От банкротства субъекта РФ пострадают практически все, но в разной степени. Конечно, регион не является предприятием, но у него также есть движимое и недвижимое имущество, которое подлежит продаже при прохождении через процедуру банкротства, - Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга “ФИНАМ”. - Также стоит помнить, что на субъекте РФ лежит социальная ответственность за жителей региона, должны выполняться все запланированные бюджетом выплаты”.

Замедление темпов роста российской экономики стало очевидно еще в конце 2012 года, но предпринимать меры по стимулированию экономики правительство стало только сейчас, поскольку приоритетной задачей было снижение инфляции, считает аналитик “ФИНАМ”. Дело в том, что факторы, которые помогают ВВП расти, а это - цены на нефть, приток иностранного капитала, потребительское кредитование, рост внутреннего совокупного спроса - перестали работать, отмечает эксперт.

В случае объявления банкротства, регион не сможет развивать масштабные проекты, пользоваться долговым рынком для финансирования. Именно поэтому этого темпы экономического роста региона могут катастрофически упасть, объясняет аналитик. “Во-вторых, банкротство одного региона существенно скажется на его соседях и стране в целом, может развиться цепочка дефолтов, что привет к экономической нестабильности в РФ. Так что, такое развитие событий, действительно, является негативным для экономики и простых граждан в частности. Жители региона почувствуют на себе это событие, конечно не так уж и сильно, но все равно болезненно. В первую очередь, это может вылиться, как я уже говорил выше, в заморозку крупных инвестиционных проектов”, - резюмировал аналитик “Финам”.

Анна Кокорева, аналитик компании “Альпари” настроена более оптимистично. “На мой взгляд, говорить о дефолте регионов преждевременно и текущая ситуация несколько преувеличена, - считает она. - Между тем, проблема растущих долгов существует и прогрессирует. Долговая нагрузка регионов растет по многим причинам. Российская экономика стагнирует, это, безусловно, сказывается на финансовой ситуации во всех частях страны. Правительство ожидает замедления темпов роста ВВП до 1,8% и сокращение промышленного производства до 0,7%. Спрос на продукцию падает, а значит, госпредприятия и частный бизнес недополучаю прибыль. Меньше прибыль, меньше налоговые поступления в бюджет”.

Тем временем, отмечает эксперт, в регионы не поступают инвестиции, напротив - в России наблюдается отток капитала, который по итогам года может составить 70 млрд долларов. Есть две причины: некоторые области просто не смогли переориентироваться на рыночные условия экономики, кроме того, производство на многих предприятиях устарело и не модернизируется, а значит, выпускаемая на нем продукция теряет конкурентоспособность.

“Если регионы все-таки объявят себя банкротами, то в первую очередь пострадают кредиторы, банки и другие кредитные организации. Потери будут исчисляться сотнями миллионов рублей. Пострадают и те, кто имел тесное сотрудничество с обанкротившимися регионами, так как вряд ли местные власти смогут выполнять свои обязательства в прежнем объеме. Пострадают и жители этих регионов. Однако для них это не станет сюрпризом, так как такие вещи не происходят резко и не приходят из неоткуда. Дефолт регионов может привести к сокращению работников - это бюджетники, государственные служащие, а также к снижению или задержке заработной платы. - говорит Кокорева. - Сами регионы, после дефолта окончательно потеряют инвестиционную привлекательность. Также можно ожидать полной смены состава представителей местной власти”.


Комментарии

  • Рашит Шакиров — 21:26, 19.09.2013
    Похоже это системная ловушка рыночной экономики - все в ней становятся должниками, чем сильнее она работает тем больше долги...
  • Olga Hanson — 22:45, 19.09.2013
    Кто кому должен? Если я правильно понимаю )), то в России централизованное управление. То есть, есть Центр (?), который собирает все, что можно у всей России и потом пытается "помогать" этим же городам, областям, регионам. Как, например, Вологодская область должна (кому должна?) 28.9 млрд рублей, когда обладает (или уже вырубили???) таким богатством - как ЛЕС? Неужели ДО СИХ ПОР не ясно, что какая система не работала, не работает и не будет работать ))) Складывается впечатление, что либо Российские чиновники - законченные идиоты, либо откровенные негодяи. То есть знают, что система не работает, а все равно ничего не делают для изменения ситуации. И в том и в другом случае - печально для страны. Мне напоминает Россия тонущий Титаник. Идет медленно и верно ко дну. И наступит время, когда полностью погрузится в морской пучине, образовав воронку, таща за собой некоторые страны в эту бездну. Жуть какая-то ...
    • apriam
      Алексей Прямиков — 04:25, 20.09.2013
      В регионе есть федеральный и местный бюджеты. Чиновники региона ответственны за освоение федеральных средств в рамках федеральных программ, но они могут привлекать инвестиции на развитие региональных проектов, например, построить дорогу между рай. центрами. Насчет банкротов - пока ситуация не такая запущенная как в США (совсем недавно Детройт был объявлен банкротом), но в целом есть подозрение, что руководством берутся кредиты и эти денежные средства расходуются не по назначению (коррупция), ну и конечно, ошибки в расчетах бизнес-планов никто не отменял. Например, построили ту же самую платную дорогу, а по ней никто не ездит. Обладание каким-либо ресурсом (например, лесом) вовсе не обозначает его легкую конвертацию в денежные средства. Ведь это ресурс надо еще как-то добыть, обработать, продать и вывести. Ну и по максимуму позаботиться о восполнении этого ресурса. Когда Путин спрашивает министров: будем работать или нет, то это означает, что система работает хреново. Но какие варианты Вы предложите для исправления? Насчет Титаника - отличное сравнение, но я бы сравнил с корабликом, попавшим в гигантский водоворот, и с каждым моментом приближающимся к центру водоворота. Рядом с Россией плывут остальные кап. страны, кто-то ближе, кто-то дальше. И развернуть курс (отказаться от капитализма и встать в авангарде Пути спасения) - это самая главная стратегическая задача.
      • frostzxspisemnet
        Рашит Шакиров — 07:42, 20.09.2013
        Самое веселое, что по закону их вообще нельзя признать банкротом(они не юр.лица). Так что деньги банки дают под честное слово. Все, что может произойти, это передача полномочий по управлению субъектом на федеральный уровень. А у федерации запасов хватит на любые сегодняшние долги отдельных субъектов. А если к тому времени не хватит - просто не отдадут, так же как США(на уровне федеральной власти) своим банкам не отдает уже десятки лет.
        • apriam
          Алексей Прямиков — 09:21, 20.09.2013
          Есть опасения насчет социального взрыва в таких регионах: не получающие пенсию и бюджетники без з.п. с одной стороны, а с другой - рост тарифов на ЖКХ, транспорт и т.д.
          • Сергей Перовский
            Сергей Перовский — 10:00, 24.09.2013
            Санкт-Петербург — 20,6 млрд рублей При годовом доходе городского бюджета в 400 млрд рублей может себе позволить и в несколько раз большие долги. Краснодарский край — 80,9 млрд рублей При доходе в 200 млрд рублей это многовато. Но вот дифицит бюджета последние годы определялся именно социальными программами, так что социального взрыва там в ближайшие годы ожидать не следует.
    • И. Андреев
      Игорь Андреев — 11:32, 23.09.2013
      "Российские чиновники - законченные идиоты, либо откровенные негодяи" - ругаться в России запрещено, хотя что чиновники идиоты и негодяи - это чистая правда, особенно в том, в чем разбираюсь - в технике. Что идиоты не делают, то ломается и падает. Это модель капитализма такая, московская. Госпереворот с воровством оттуда пошел.
      • hansonolgahotmailcom
        Olga Hanson — 16:46, 23.09.2013
        Так что вы хотели сказать? )))
        • И. Андреев
          Игорь Андреев — 18:48, 23.09.2013
          Ольга, постарайтесь скомпоновать "идиоты-негодяи-техника-аварии-московский госпереворотный и воровской капитализм" получится система, в которой мы живем 20 лет. Психушка и дурдом. У меня был начальник сектора в ОКБ (еврей), который после моих предложений на совещаниях и учебе, обычно заключал, что "я переведу то, что он сказал". Ну, и Вы попытайтесь, куда я посылаю "идиотов и негодяев".
  • Игорь Андреев — 15:07, 19.09.2013
    понятно, раз из регионов сделали банкротов, то за бесценок регионы скупать будут. Лакомный кусок - путену и сердюкову, шувалову - якутию, абрамовичу - чукотку, вексельбергу - все города, село сколково и гнилые трубы с яйцами фаберже...
    • hansonolgahotmailcom
      Olga Hanson — 22:48, 19.09.2013
      Весело вы там живете ... Игорь, как вы думаете, дефолт будет в России? Как долго страна может существовать, ничего не произоводя?
      • И. Андреев
        Игорь Андреев — 04:32, 20.09.2013
        да, на автобусе тольятти-самара (100 км) - 185 руб., 7 литров на машине - 350 руб. (скоро 50 руб за л), а для бесплатного велосипеда велодорожек нет и не будет. А еще у нас высотный 100-метровый и 100-км мост между тольятти и селом климовка построят, от жиру, путен со своими идиотами решил Бензин кончится и все прекратится.
      • Notka
        Нина Тимофеева — 08:12, 20.09.2013
        Еще как производя.
        • Ramzes4
          Роман Иванов — 02:43, 30.09.2013
          что кроме сырья у нас производиться?
      • Сергей Перовский
        Сергей Перовский — 10:18, 23.09.2013
        Как долго может существовать страна, потребляющая вдвое больше, чем производит? А никто не знает. США это удается уже многие десятилетия. И ничего. Правда там уже началась эпидемия банкротств городов, но тоже как-то утрясается. А у России положительный внешнеторговый баланс и профицитный консолидированный бюджет. Значит проблема не в дифиците средств, а в неграмотном их распределении.
        • И. Андреев
          Игорь Андреев — 11:25, 23.09.2013
          написано - до 2015 года, потом путен умрет внезапно, как березовский
          • Сергей Перовский
            Сергей Перовский — 12:28, 23.09.2013
            Написано в духе экспертов: "могут стать". Вот Детройт уже стал, и что? Кто-нибудь требует отставки Обамы по этому поводу?
            • И. Андреев
              Игорь Андреев — 12:51, 23.09.2013
              Обама не пилил Детройт и не вливал 20 млрд, как жулики через АвтоВАЗ. Если смотреть в корень, то конструкторы АвтоВАЗа и Детройта - гвн, поэтому покидают то, что не работает на дармоедстве
            • hansonolgahotmailcom
              Olga Hanson — 16:07, 23.09.2013
              Сергей, я живу в США и хочу вам сообщить, что Детройт не "разрешили" объявить себя банкротом. Над этим сейчас работают. Вам выдают не совсем правдивую информацию. А если говорить в общем о США в контексте с Россией, то это СОВСЕМ РАЗНЫЕ страны. Мне известно, что о США идет очень напористая пропаганда в негативном направлении. Это делается сознательно. США - хорошо организованная страна. Жить здесь довольно приятно. А что касается меня лично, то я люблю эту страну. Нужны объяснения - могу написать )).
              • Сергей Перовский
                Сергей Перовский — 18:49, 23.09.2013
                Ольга, еще бы не любить изнутри страну, на которую приходится 40% мирового потребления. Но любить ее снаружи, понимая, за чей счет банкет, проблематично. Детройт де факто - банкрот. Что будет де юре, поглядим. Думаю, что что-то придумают. Тем более не следует переживать за российские регионы.
                • hansonolgahotmailcom
                  Olga Hanson — 19:09, 23.09.2013
                  Почему? Я имею ввиду не переживать за российские регионы? Меня всегда удивляет, как легко и несколько неожиданно россияне дают личные советы ))). Другая культура. Ну, а если уж говорить о моих ЛИЧНЫХ переживаниях, то я бы описала мои чувства к России, скорее - некоторой личной заинтересованностью - у меня родные живут в Питере и Вологодской области. Я всегда только обсуждаю внутреннюю политику любой страны. А внешняя политика у каждой страны, как и у каждой семьи - своя. А если совсем упростить взгляды людей из разных стран, то здесь, как мне кажется, за основу берется ДОВЕРИЕ (ИЛИ НЕ ДОВЕРИЕ) к правителям каждой страны. Я НИКОГДА не доверяла советскому правительству. Это у меня так и осталось ... Путин для меня - это все тот же советский руководитель, который и ведет себя как коммунист (все под личным контролем), и мыслит как коммунист. Но это лично мое мнение. А у каждого человека - свое особое, основанное на жизненном опыте, мнение )).
                  • Сергей Перовский
                    Сергей Перовский — 19:28, 23.09.2013
                    Ну, раз Вы не переживаете за Детройт, странно, что переживаете за Петербург, который "может быть, через несколько лет" столкнется с гораздо меньшими проблемами. А что касается "мыслит, как коммунист", так потому его и выбрали. Таково мнение большинства и я его принимаю. Власть народа, ничего не попишешь. Вот, вызывает он доверие у большинства российских граждан.
                    • hansonolgahotmailcom
                      Olga Hanson — 19:36, 23.09.2013
                      ))) "Вот, вызывает он доверие у большинства российских граждан." Что сделано за такое долгое правление страной Путиным? Если, конечно, россияне не могут сравнивать ни с чем, кроме истории той же страны, то и результаты будут соответственные ... Я, если вы догадались, мысли по-другому, потому что имею возможность сравнить совершенно две разные системы общества. Не поняла вашу очередную мысль о моих личных мыслях ))) Ну, ладно, оставим это ... россиян все равно не переделать ))) А как мы вообще стали с вами переписываться, Сергей? Я стараюсь только писать двум людям, мировозрение которых мне знакомы - Воложин и Игорь Андреев. А остальные дискуссии - пустое время провождение ... извините.
                      • Сергей Перовский
                        Сергей Перовский — 19:43, 23.09.2013
                        >А как мы вообще стали с вами переписываться, Сергей? Вы решили объяснить мне про Детройт. >Что сделано за такое долгое правление страной Путиным? Я не склонен считать изменения в стране заслугой или виной первых лиц. Я понимаю, что их влияние совсем не так велико, как представляется большинству их сторонников и противников. Что касается изменений в России за последнее десятилетие, то они велики и положительны. Но это только если смотреть по сторонам самому, а не посредством СМИ, которые поставляют только хорошо продающиеся плохие новости.
                        • hansonolgahotmailcom
                          Olga Hanson — 21:38, 23.09.2013
                          Правильно - если смотреть по сторонам )) Вот, я когда приезжаю в Россию и смотрю по сторонам и прихожу в ужас ...
                          • Сергей Перовский
                            Сергей Перовский — 09:37, 24.09.2013
                            А я тут живу, общаюсь с людьми, много бываю на различных производствах. Что было двадцать и десять лет назад - хорошо помню. Думаю, что мои оценки заслуживают большего доверия. Можно еще посмотреть статистику - она тоже вполне оптимистична. Если не доверяете Росстату, посмотрите на сайте ЦРУ. Там менее подробно, но основные показатели близки.
                            • hansonolgahotmailcom
                              Olga Hanson — 18:45, 24.09.2013
                              Возможно, у нас разные взгляды на Россию. Это не удивительно. Во-первых, я невольно сравниваю с США. Во-вторых, мои впечатления о стране основываются на том, что я вижу вокруг (города, дороги, экология, как общаются люди, обслуга и т.д.) и на том, что я узнаю через моих родственников, живущих в России. Я не затрагиваю официальные статистические данные или что-то в этом роде. Мы с мужем много путишествуем по Миру. Имеем возможность сравнивать. Когда приезжаем в ту или иную страну, то ездим по стране сами, общаемся с простыми людьми. Не следуем за гидом ))). Безусловно, некоторые знания чисто теоретические, тоже помогают понять, какой уровень страны и почему. А детали узнаем через жителей страны. Когда вы пишите, что при Путине много изменилось, то можно согласиться, но только отчасти. Я помню, когда приехала в Питер в 1998. Складывалось впечатление, что курят в стране ВСЕ: от новорожденных детей до умирающих стариков. В городе экология была в состоянии на уровне, который не допустим ... ни в одном нормально функционирующем обществе. Сейчас положение изменилось. Но! Дороги в Вытегру, например, (север Вологодской области, где живут мои родственники) как были в "никаком" состоянии, так и остались. О беспощадной вырубке леса, о которой я писала раньше, я знаю не из газет. Я имею представление, почему это происходит и почему не может этого произойти в, скажем, штате Вермонт. Так что мое мнение тоже имеет определенное значение. Помните, как у Есенина: Лицом к лицу лица не увидать ... Та система, которая существует сейчас в России - не работает. Не работает на граждан этой страны. Она работает на власть. Но тоже отчасти ... Это мое личное мнение.
                              • Сергей Перовский
                                Сергей Перовский — 09:59, 25.09.2013
                                >Во-первых, я невольно сравниваю с США. У нас это тоже любят. По доходам сравнивать с США, по социальным гарантиям в Европой, по темпам роста с Китаем. Получается удручающе. Если же сравнивать с среднемировыми данными или с данными десятилетней давности, то картина совсем другая. Вот и обсуждаемая статья из серии ужас-ужас. Но сравнивать, так сравнивать. Если честно построить отношение долгов регионов России к их доходам и сравнить с соответствующими показателями штатов США, то чемпионом по ужас-ужас будет, похоже, Калифорния. Это при том, что консолидированный бюджет России практически бездефицитный, а в США дефицитны бюджеты всех уровней. Но, как-то ни у нас ни у вас не принято переживать за Калифорнию. >Та система, которая существует сейчас в России - не работает. Я Вам больше скажу, система, которая сейчас существует в мире - не работает. В 60-е у меня было такое ощущение об экономике СССР, хотя я, почему-то, был уверен в его политической незыблемости. Оказалось, что политическая система все-таки не может жить без нормальной экономики. Вот такое же ощущение у меня сейчас от экономики мировой - вроде бы колеса крутятся, а толку нет. Причем в России еще далеко не худший вариант.
                                • hansonolgahotmailcom
                                  Olga Hanson — 15:38, 25.09.2013
                                  Даже отвечать не буду )). Извините. Все не так. Я имею ввиду нашу с вами логику. Начиная со сравнения моих личных наблюдений (я же живу уже 26 лет в США) и ваших каких-то там сравнений и каких-то цифр ... это все разные сравнения и дальше ... Извите. Идем по кругу ... А объяснять, углубляясь, нет времени ... Без обид.
  • Алексей Прямиков — 19:03, 19.09.2013
    Было бы интересно взглянуть на то, куда идут эти занимаемые деньги.
  • Виктор Новожилов — 04:49, 20.09.2013
    Все банально просто - В О Р У Ю Т.
  • Нина Тимофеева — 08:12, 20.09.2013
    Да, хорошо бы Back to the USSR. Хотя воруют всегда и везде. Но думаю, что до банкротства далеко. Действительно, при нынешней экономике, что у нас, что в США, что в Европе, все всем должны. Долги платятся из денег, получаемых от других должников. Замкнутый порочный круг. Кризис неплатежей может случиться всегда, но спасение от него - платить долги вовремя. А в США действительно правительство не платит. А держится подобная экономика на процентах от долгов (можно годами не платить основную сумму, а проценты будут во много раз больше) и за счет массовых продаж - в кредит. Напомню также, что все страны друг другу взаимно должны. И у России внешний долг сравнительно невелик. Внутри же страны половину долгов можно погасить взаимозачетами. Но регионы развивать, безусловно, надо, а то привыкли жить в долг и на дотации...
    • apriam
      Алексей Прямиков — 09:22, 20.09.2013
      Нина, самый непонятный вопрос для меня - кому должны США :) Какое государство может позволить себе кредитовать на 14 триллионов долларов? Или получается, что этот субъект - не государство.
  • Данила Ракитин — 14:08, 20.09.2013
    Список какой-то странный. Ресурсодобывающие, промышленные регионы - Сибирь, Дальний Восток, приносящие, теперь не понятно кому конечно, золото, алмазы, металлы-оказались дотационными. Наверное как Чукотка, жившая якобы за счёт Абрамовича. Москва понятно-одни менеджеры и миллиардеры с огромными амбициями и аппетитами. Но в списке нет Кавказа, испокон веков живущего за счёт центра России. Или они в долг не берут, им просто так дают за их доброту и трудолюбие?

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно