Чему научил студентов бизнес-школы выездной модуль в виде зимнего похода на Камчатке?


В программе практически любой бизнес-школы, помимо обычных аудиторных занятий, сдачи экзаменов, обсуждения кейсов и подготовки финальных проектов, есть так называемые выездные модули. Обычно студенты едут в Кремниевую долину, в Китай или в какую-то из стран Европы и ходят на "экскурсии" в разные компании. В "Сколково" придумали нестандартный выездной модуль для развития лидерства - на Камчатку. С палатками, спальными мешками и двухметровым слоем снега. О том, как прошел модуль и чему научились студенты, в своей колонке рассказал руководитель проектов Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы "Сколково" Андрей Шапенко.



"Завтрак. Обсуждение морального выбора. Тридцать семь километров на снегоходах. Заброс на вертолете в кратер действующего вулкана. Треккинг среди столбов дыма. Возвращение на базу. Короткий сон. Разбор лидерских кейсов на следующий день. Командные упражнения. И снова на снегоходах в лес, где группа из 35 человек остается наедине с ветром, двухметровым слоем снега, четырьмя палатками и пятнадцатью спальными мешками. Так выглядели первые два дня заключительного модуля программы МВА бизнес-школы "Сколково", который прошел на Камчатке с 13 по 18 марта. Потом были снежный циклон, который заставил целый день заниматься в аудитории, восхождение на вершину, сессии обратной связи, глубокие разговоры и даже строительство иглу. Все ради того, чтобы участники программы вырвались из плена обыденности и расширили свои представления о себе, людях вокруг, стране и мире.

Идея везти участников программы МВА на Камчатку родилась еще полтора года назад, когда школа набирала новый класс. И эта поездка должна была стать не просто туристическим развлечением, а инструментом развития лидерских качеств и интеграции полученных в ходе программы знаний. В течение 18 месяцев обучения участники программы уже совершили поездки в Кремниевую долину и в Китай, чтобы познакомиться с будущим, а теперь перед школой стояла задача найти такое место, где они могли бы поближе познакомиться с собой. Уникальная природа, непредсказуемая погода, перебои с мобильной связью, более двадцати километров до ближайшего населенного пункта, девять часовых поясов до Москвы - горная база на Камчатке идеально подходила для того, чтобы изолировать группу и дать участникам возможность полностью погрузиться в новый жизненный опыт.



Модуль на Камчатке стал тем финальным аккордом, который через эмоциональный взрыв, неопределенность, преодоление себя и обсуждение ключевых вопросов помог участникам программы лучше интегрировать все то, что они узнали в ходе предыдущих 18 месяцев учебы. Если в Кремниевую долину и Китай они ездили для того, чтобы лучше узнать бизнес и мир, а также развить собственные проекты, то на Камчатку они поехали для того, чтобы лучше узнать себя. Например, только чтобы добраться до базы, надо было два часа ехать на вахтовках, сделанных на базе проходимых "Уралов".

Ни один проект и ни одно большое дело в жизни невозможно сделать одному, но для формирования настоящей команды должно совпасть множество очень сложных вещей. У команды должно быть единое видение, единые ценности, разделение труда и - самое главное - лидер, который будет удерживать общую картину, даже если у других она будет разваливаться. Опять же, создать подобные условия в кампусе школы можно лишь с определенной натяжкой. А вот в снежном лесу, где команда должна единогласно решить, что ей делать - оставаться ночевать или возвращаться на базу, номинировать лидера, распределить работу и достичь цели, это вполне возможно. Когда мы привезли команду в лес, а снегоходы уехали обратно на базу, сначала была растерянность. Потом сопротивление. Потом появился лидер. А затем - организация, удивительно слаженная работа, по всем правилам построенный лагерь и непередаваемое ощущение единства. Было принято решение ночевать, и вокруг этого решения команда сплотилась - жаль, пришедший циклон спутал все планы, и МЧС дало распоряжение по всему региону сворачивать палаточные лагеря и возвращаться на базы.



Проходить испытания недостаточно - надо их осознавать. И здесь очень помогает постоянная съемка происходящего на GoPro. В результате получится идеальный материал для лидерской рефлексии и осмысления шаблонов поведения, групповой динамики и лидерских компетенций. Главное - не забывать затем пропускать этот материал через себя и открыто обсуждать его с группой, не боясь показаться слабым, неуверенным или глупым. Каждый вечер участники модуля собирались и допоздна обсуждали, что они пережили в течение дня, какие ошибки сделали, что заметили в своем и чужом поведении, чему научились. В подобных разговорах очень важно быть предельно открытым как для высказывания собственных мыслей, так и для восприятия критики от других.

Очень сложно понять, что ты собой представляешь, в обыденных ситуациях, привычном контексте, среди знакомых людей и не сходя с привычного жизненного пути. Те, кто это понял, осознанно ставят себя в ситуацию вызова, неопределенности и дискомфорта. Именно поэтому многие лидеры бизнеса начинают заниматься экстремальными видами спорта или экстремальным туризмом. Ведь человек - это единение психического и физического, и без одного невозможно другое. Поэтому и вызов, который окажет максимальное воздействие на развитие лидерских компетенций, должен быть не только интеллектуальным. Не каждому из нас в жизни выпадает шанс спуститься в кратер действующего вулкана, затащить сломанный снегоход в вертолет, вскипятить ведро талого снега, подняться на вершину по колено в снегу и поделить двадцать печенек на всех посреди надвигающейся снежной бури.



В заключительный день модуля группа совершила восхождение на сопку Горячая, что из-за недавно прошедшей снежной бурей оказалось настоящим испытанием. Затем участники смотрели самостоятельно смонтированные фильмы и делились уроками Камчатки, а еще рисовали картины друг другу на память.

Ни одна школа мира не будет ставить своих слушателей в ситуацию реальной опасности, но мы вполне способны создать такие условия, которые хоть ненадолго вытолкнут их из зоны комфорта и расширят их представления о собственном потенциале. Как разделить пять палаток и пятнадцать спальников на тридцать пять человек? Из чего и как развести костер на снежной поляне? Кто пойдет за дровами по пояс в метровом снегу? Как разделить работу, чтобы поставить лагерь до наступления темноты?.. Решение подобных задач, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к бизнесу, парадоксально помогает предпринимателю и управленцу лучше почувствовать этот самый бизнес и себя в нем. Оказалось, что простое упражнение по установке лагеря может стать бесценным источником информации о лидерском поведении и работе команды. Кто-то осознает страх брать на себя инициативу. Кого-то увидит необходимость быстрых действий. Кто-то, наоборот, поймет важность планирования. Для одного человека открытием станет способность команды консолидироваться в критической ситуации, а другой в реальности увидит, как деструктивное поведение всего лишь одного ее участника может ее разрушить. Тот, кого в течение полутора лет считали лидером группы, может уйти в тень, а признанный интроверт внезапно окажется блестящим оратором. Ради таких вспышек осознанности и устраиваются все лидерские "эксперименты", симуляции и поездки.



Так же, как нет единой концепции лидерства у академиков, участники подобных модулей тоже выходят с них со своим пониманием и лидерским стилем. Несомненно, за несколько дней невозможно превратить человека в лидера, да и дискутировать о том, какими компетенциями должен обладать лидер, можно до бесконечности. Но совершенно точно можно создать такие условия и получить такой опыт, которые дадут богатую пищу и сильный толчок для самоанализа и размышлений. А эти размышления, в свою очередь, станут важным шагом на непростом и долгом пути раскрытия собственного лидерского потенциала".


Комментарии

  • Дмитрий Воробьевский — 18:27, 4.04.2016
    Здравствуйте!Вероятно, значительная часть этих "студентов бизнес-школы", проведших несколько дней в живописных местах Камчатки, планирует работать на российское государство... А не так давно многие СМИ привели пример того, как некоторые другие россияне скрываются от рабовладельческих претензий этого государства в тех самых диких камчатских лесах и горах, -- причём, скрываются не несколько дней, а очень много лет. Об этом -- в конце моего данного "поста"...На днях главный рабовладелец России подписал "Указ" о начале с 1-го апреля (со "Дня Дурака") очередного принудительного -- т.е. сугубо рабовладельческого -- призыва молодёжи в те из мест лишения свободы, которые называются "российской армией". В качестве комментария к этой новости прилагаю пару своих небольших прошлогодних статей по теме данного рабовладельческого анахронизма.Всем читателям -- в том числе так называемым "уклонистам" и "дезертирам" -- всего самого хорошего!Дм.Воробьевский, редактор самиздатской газеты "Крамола" (её блог: http://krrramola.livejournal.com/ ), г.Воронеж._______________http://www.liveinternet.ru/users/5246401/post358377721/ ( http://maxpark.com/user/814874022/content/3401945 ): ПОЗОРИЩЕ XXI ВЕКА Русский язык, как известно, очень богат. Однако, увы, бывают такие явления, для адекватного описания которых очень трудно (или вообще невозможно) найти подходящие слова даже в этом весьма и весьма богатом языке. Мой данный текст -- об одном из этих, так сказать, явлений. Кстати, довольно вероятно, что он не понравится ни в России, ни в других странах практически никому -- во всяком случае, из тех, кого затронутая здесь проблема не касается лично... Для наглядности представьте себе, уважаемый читатель, кровавую "разборку" двух рэкетирских шаек, делящих между собой "сферы влияния", -- с поножовщиной и стрельбой, с дикими воплями и стонами, с искалеченными и убитыми, со случайными прохожими, попавшими под рэкетирские пули... А теперь попробуйте дополнить эту картину ещё одним обстоятельством -- в передних рядах каждой из этих, "мочащих" друг друга, рэкетирских "бригад" находятся согнанные туда силой -- или под угрозой бандитских ножей и пистолетов -- жители окрестных районов, лишь недавно вышедшие из школьного возраста... Даже в среде самых "отмороженных" бандитов-рэкетиров такое чудовищное душегубство представить себе довольно трудно, т.к. в реальности оно практически никогда не встречается. То есть, обычные -- "негосударственные" -- уголовники-грабители, включая самых, так сказать, "отпетых" (кроме, разве что, редчайших выродков из числа захватывающих заложников "террористов-профессионалов"), при своей бандитской деятельности воздерживаются от того, чтобы с помощью угроз и террора выстраивать перед собой "живой щит" из согнанной на "поле боя" окрестной молодёжи -- даже в тех случаях, когда подвергаются явному нападению со стороны каких-то соседних рэкетирских банд. Однако, так называемые "государственные структуры" -- в том числе и те, что вроде бы считаются вполне, так сказать, цивилизованными, -- почему-то нередко руководствуются печально известной (и совершенно лживой) большевистско-макиавеллиевской формулой -- "цель оправдывает средства", -- и позволяют себе творить, по сути, абсолютно то же самое, что описано выше. Это у них называется "всеобщей воинской обязанностью" или даже каким-нибудь, прости Господи, "священным долгом"... Сегодня (1 апреля) -- как известно, не только "День дурака", но ещё и день начала очередного принудительного призыва в российскую армию. Однако, увы, вовсе не только в сугубо диктаторских государствах существуют подобные пережитки рабства и фашизма. Например, на днях многие СМИ объявили, что принудительный армейский призыв восстановлен в Литве. То есть, на словах вроде бы выступая против путинщины, на деле литовские власти, увы, успешно продвигаются в сторону установления её в своей стране, -- давая тем самым весьма дурной пример и другим государствам Запада, не так давно отказавшимся от вышеназванного позорного рабовладельческого анахронизма. На мой взгляд, принудительная армейская служба, т.е. воинская повинность, -- это такое, мягко говоря, дикое позорище, с которым вообще почти ничего в мире не может сравниться (кроме, разве что, людоедства, вроде бы сохранившегося в некоторых племенах Новой Гвинеи)... Для особо интересующихся этой -- по-моему, самой отвратительной -- разновидностью рабства прилагаю пару не очень больших отрывков из своих старых статей насчёт неё, называющихся "Повестка на тот свет" и ""Священный долг"... фашизму", -- http://newsland.com/news/detail/id/514115/ (а второй отрывок отсюда: https://iberiana2.wordpress.com/russia/vorobiebsky/ ): "...Если Вы, уважаемый читатель, далеки от этой темы, то, возможно, понять всю чудовищность воинской повинности Вам поможет такой пример. Представьте себе, что к Вам подходят на улице какие-то незнакомые люди и говорят следующее: они, мол, решили, что Вы в ближайший час должны беспрекословно выполнять любые их приказы, причём, возможно, Вам будет приказано и "замочить" кого-нибудь из их недругов -- разумеется, мол, во имя самых высоких целей. А если, мол, попытаетесь от этого "уклоняться" -- "хуже будет". Интересно, как бы Вы отнеслись к сделавшим такое предложение субъектам ? Думаю, что никакие Ваши эпитеты в их адрес -- например, "сволочи", "подонки", "шпана отмороженная" и т.п. -- не были бы в данной ситуации чрезмерными. Но каких же тогда эпитетов заслуживают государственные структуры, регулярно творящие над тысячами, а то и миллионами людей (тем более -- почти детей) то же самое, но с одной лишь существенной разницей: в рабство загоняют не на час, а на год ?... Нередко приходится слышать и читать, что профессиональная армия, мол, гораздо больше, чем рекрутская, подходит всяким государственным "вождям" для подавления оппозиции и укрепления своих диктаторских режимов. Если бы это было так, то все диктатуры, включая путинский режим, давно отменили бы воинскую повинность. Однако, наблюдается противоположное явление: и Ленин, и Гитлер, и многие другие диктаторы, вводили (или усиливали) воинскую повинность всего через несколько месяцев после своего воцарения. Видимо, это объясняется не только их сугубо военными целями, не только желанием сэкономить деньги, понадобившиеся бы для добровольцев или, если угодно, "наёмников", но и тем, что воинская повинность формирует у огромного числа людей рабское самосознание и, к тому же, делает многих из них как бы помимо их воли соучастниками преступной власти. На всякий случай -- чтобы не возникало вопросов насчёт того, служил ли в армии автор данной статьи или "откосил", -- могу пояснить (это, кстати, уже было обнародовано в октябре 2003 г. при чтении одного моего письма по радио "Свобода"), что ещё осенью 1982 года, когда меня пытались "призвать", все военкоматовские повестки я определял в самое подходящее место, накалывая их на гвоздик в туалете. Правда, затем их снимали оттуда и относили обратно в военкомат. Хорошо помню, что ещё в 15-летнем возрасте я не допускал для себя ни малейшей вероятности службы в армии -- точнее, в рабской, принудительно комплектуемой армии -- абсолютно ни при каких обстоятельствах, независимо от возможных последствий такого отказа (которые, разумеется, последовали, т.к. служить я, естественно, не пошёл). Я и сегодня не могу себе представить ничего более унизительного, чем "беспрекословное выполнение приказов" какой-то шпаны, которой вдруг померещилось, что она вправе что-то приказывать посторонним людям, знать её не желающим. Но, увы, "моральный облик" российских властей, по-моему, абсолютно не позволяет надеяться, что они когда-нибудь ликвидируют эту рекрутскую школу рабов, отменив воинскую повинность "сверху". Да и вообще в мировой истории рабство значительно чаще отменялось "снизу"..." ----- https://iberiana2.wordpress.com/russia/vorobiebsky/ (из статьи ""Священный долг"... фашизму"): "...И ещё приведу один очевиднейший факт. Как известно, практически все государства, ведущие войны, всегда и везде объявляют, что они, мол, являются обороняющейся стороной, т.е. вынуждены защищаться от некой агрессии. Однако, на практике таких обороняющихся сторон, естественно, никак не может быть больше половины от тех, что участвуют в войнах. По логике, другая половина участников любых войн является агрессорами (а нередко ими являются в разной степени и обе воюющие друг с другом стороны). Однако, почему-то чуть ли не все государственные режимы всего мира (и уж во всяком случае все диктаторские режимы, подобные нынешнему российскому) в так называемое “военное время” гонят своих подданных на войну, принципиально не спрашивая их согласия на это. То есть, этим подданным как бы говорят: идите, мол, и стреляйте в тех, на кого мы — чиновники и генералы — вам покажем; а то, что это, как минимум, в половине случаев непременно окажется не только убийством, но ещё и агрессией, — не вашего, мол, ума дело… У вас, мол, — “почётная обязанность” и “священный долг”… (В скобках можно заметить, что требование чиновниками этого, якобы задолженного, “священного долга”, по сути, абсолютно ничем не отличается в лучшую сторону от такой, например, “предъявы” какого-нибудь уголовника-рэкетира какому-нибудь предпринимателю: “Ты мне должен штуку баксов, бл…!” Разница — лишь в том, что рэкетиры обычно хотя бы не заставляют людей становиться убийцами и стрелять в мирных жителей…) Кстати, за немедленную отмену воинской повинности — судя по множеству разнообразных опросов — выступает примерно от 70 до 90 процентов россиян. В этих цифрах я убедился лично, т.к. прошлой осенью на одном довольно популярном и даже вовсе не оппозиционном российском сайте (прилагаю соответствующую ссылку: http://otvet.mail.ru/question/64484696/) воспользовался существующей там возможностью организовывать опросы и задал публике в связи с началом очередного армейского призыва следующий вопрос: “Велика ли разница между захватом террористами заложников, работорговлей и принудительным призывом в армию?”. Наибольшее количество сторонников получил следующий вариант ответа: “Принудительная армейская служба хуже рабства (т.к. рабов заставляют лишь работать, а солдат — ещё и убивать кого-то)”… В завершение прилагаю совсем короткий — всего в один абзац — “Манифест против воинской повинности“, написанный и обнародованный ещё в 1925 году (ссылка на одну из публикаций, где приведён этот текст, а также ряд других, близких к нему по смыслу: http://antimilitary.narod.ru/antology/manifest.htm). “Мы считаем, что созданные на основе воинской повинности армии, располагающие массой кадровых офицеров, представляют серьёзную угрозу миру. Воинская повинность ведет к деградации человеческой личности, к ликвидации свободы. Жизнь в казармах, военная муштра, слепое подчинение несправедливым и необоснованным приказам, обучение людей убивать себе подобных подрывает уважение к личности, демократии и человеческой жизни. Заставлять людей против воли и их убеждений идти на смерть или убивать других — это унижение человеческого достоинства. Государство, которое считает себя вправе заставлять своих граждан быть военнообязанными, даже в мирное время пренебрегает основными правами человека. Более того, обязательная воинская повинность прививает всей мужской части населения дух агрессивного милитаризма и как раз на том этапе жизни, когда человек более всего подвержен влиянию со стороны. В результате насаждения милитаризма война начинает восприниматься как неизбежное и даже желанное явление.” На мой взгляд, очевидно, что если бы этот Манифест был бы должным образом воспринят человечеством в те далёкие двадцатые (или хотя бы в тридцатые) годы, то не было бы бесчисленных кровавейших трагедий, включая гибель многих десятков миллионов человек в ходе 2-ой мировой войны… Кстати, среди авторов, подписавших в 1925 году этот Манифест, — Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди, Герберт Уэллс, Бертран Рассел, Ромен Роллан..." ----------- И в качестве дополнения прилагаю полученное мной ещё летом письмо одного из весьма известных демократов и правозащитников города Калуги Константина Шейко (он нередко и раньше присылал мне письма для публикации в "Крамоле"): "Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Воробьевский! В основном поддерживая Вашу антимилитаристскую позицию, предлагаю обратить внимание на живучесть призывного рабства в некоторых европейских странах... При всей одиозности ренегата Януковича следует отметить: именно свергнутые украинские правители первыми на постсоветском пространстве попытались отменить принудительный призыв в вооружённые силы. Опасаюсь, что теперь с созданием полностью профессиональной добровольческой армии новые украинские руководители надолго повременят, проигнорировав доводы Суворова о том, что воюют не числом, а умением. Подобно тому, как весьма разумные аргументы против всеобщей воинской повинности игнорируют власти Грузии, Литвы, Латвии, Молдовы, Эстонии, не говоря уж о диктаторских евразийских режимах. [Примечание редакции "Крамолы": на самом деле в Латвии и Литве воинская повинность в мирное время отменена ещё несколько лет назад.] Просто шокирует позорный прецедент, созданный правителями Норвегии. Как бы стремясь к равноправию мужчин и женщин, при попустительстве партнёров по НАТО и Совету Европы, они додумались распространить "почётную обязанность" на молодых норвежек. С жиру что ли бесятся наши северо-западные соседи? Вместо того, чтобы уровнять мужчин и женщин в правах, их теперь уравнивают в казарменном бесправии. Константин Шейко, Калуга, 18 июня 2014 г." -------Всем читателям -- в том числе "уклонистам" и "дезертирам" - всего самого хорошего! Дмитрий Воробьевский, редактор самиздатской газеты "Крамола" (её блог: http://krrramola.livejournal.com/ ), г.Воронеж. ==================(Некоторые из более ранних публикаций данного материала: http://vaysburd.livejournal.com/675031.html , http://infochechen.com/трибуна/хуже-рабства-может-быть-только-всеобщее-рабство.html , https://avtonom.org/news/prizyvnaya-armiya-pozorishche-xxi-veka , http://ichkeria.info/index.php/articles/12796-dmitrij-vorobevskij-pozorishche-xxi-veka , https://www.facebook.com/dimvds/posts/863561910356878 ...) __ P.S. Добавлю к этой своей публикации из "ЖЖ" и ряда других сайтов ещё пару ссылок на свои (и не только свои) материалы, касающиеся воинской повинности, -- из архива сайта "Крамолы" и своего данного блога в "Лайвинтернете.ру" (кстати, некоторые из этих материалов, особенно по второй ссылке, -- как говорится, не для слабонервных): https://web.archive.org/web/20121223002131/http://krrramola.narod.ru/prizyv.html , http://www.liveinternet.ru/users/5246401/post268491218/ .___________________________________________http://krrramola.livejournal.com/5273.html( https://iberiana2.wordpress.com/russia/vorobiovsky-4/ ): ЛУЧШЕ БЫТЬ ОТШЕЛЬНИКОМ В ТАЙГЕ, ЧЕМ РАБОМ В КАЗАРМЕ На днях послал я в несколько десятков российских и международных правозащитных организаций своё прилагаемое письмо, касающееся одной довольно трагической истории. Ответов на него, увы, на данный момент почти не было (подробности об этом -- в конце, после текста данного письма)... --------------------Здравствуйте!Недели две назад -- т.е. в самом конце ноября и в первых числах декабря -- в ряде СМИ, включая даже центральные российские телеканалы, была обнародована информация об аресте или "задержании" на Камчатке 30-летнего уроженца города Таганрога Леонида Дуркина, 11 лет назад отказавшегося служить в армии (где он находился "по призыву", т.е. против своей воли), ушедшего из воинской части и все эти годы скрывавшегося в камчатских лесах. Хотя ни в каких насильственных (как и имущественных) преступлениях он даже не обвиняется, однако по российским телеканалам было объявлено, что теперь ему предстоит, как минимум, 7 лет провести в заключении за "дезертирство".В связи с вышеизложенным я хотел бы, чтобы российскими и международными правозащитными организациями Леонид Дуркин был бы включён в список политзаключённых. Сущность его так называемого "преступления" заключается в том, что он лишь попытался вернуть себе отнятую у него "государственными структурами" свободу, т.е. отказался находиться в подневольном состоянии -- фактически в рабстве у этих "структур".К тому же, он отказался служить в качестве фактического раба не просто какому-то государству, а, очевидно, узурпаторскому, антидемократическому и просто преступному путинскому режиму. Это было уже совершенно очевидно по ряду причин -- в том числе из-за геноцидной войны в Чечне, известных взрывов жилых домов, явных фальсификаций на "выборах" и т.п., -- даже в 2004 году, когда Л.Дуркин покинул воинскую часть.Кстати, сам он объясняет свой уход оттуда тем, что просто "устал от армии", однако, очевидно, что в нынешнем положении, -- независимо от того, были ли у него сугубо политические причины этого поступка или нет, -- объявлять о них публично он едва ли может. Главное -- то, что по своим действиям (даже независимо от их мотивов) он полностью, на мой взгляд, соответствует не только статусу политзаключённого, но даже и определению "узник совести".Ещё добавлю, что, по-моему, вообще все так называемые "уклонисты" и "дезертиры" (во всяком случае -- если речь идёт не о добровольной, не о контрактной, а о подневольной, т.е. "призывной" военной службе), не совершившие каких-либо серьёзных насильственных преступлений, должны быть причислены к политзаключённым или даже к узникам совести. А воинская повинность (кстати, фактически приведшая к двум мировым войнам и ко множеству других кровавых трагедий), на мой взгляд, уже давным-давно должна быть объявлена совершенно противоправным пережитком рабовладельческого строя...На всякий случай прилагаю несколько ссылок на публикации о так называемом "дезертире" Леониде Дуркине: http://ren.tv/novosti/2015-12-02/dezertir-rasskazal-kak-11-let-provel-v-lesu-skryvayas-ot-sluzhby-v-armii , http://newskaz.ru/russia/20151204/10423241.html , http://topdialog.ru/2015/11/30/v-lesu-na-kamchatke-zaderzhali-dezertira-kotoryj-skryvalsya-ot-armii-11-let/ , http://arhivach.org/thread/126318/ , http://www.gazeta.ru/social/2015/11/30/7926707.shtml , http://dontr.ru/vesti/obshchestvo/11-let-taganrozhets-skry-valsya-ot-armii-v-kamchatskih-lesah/ .Всего самого хорошего!С уважением, Дмитрий Воробьевский, редактор самиздатской газеты "Крамола" (её блог: http://krrramola.livejournal.com/ ), г.Воронеж. ----------------Повторю, что ответов на это письмо, отправленное мной в ряд правозащитных организаций, к сожалению, почти не было. Да и из того, что я всё-таки получил в ответ на него, можно понять следующее -- увы, едва ли кто-то будет что-то предпринимать ради того, чтобы Леонид Дуркин и другие подобные люди -- кстати, довольно многочисленные, -- не причинившие никому никакого реального вреда и не совершившие ни малейших насильственных действий, а лишь отказавшиеся быть государственными рабами, были бы включены в списки политзаключённых или узников совести (включение в которые могло бы приблизить их выход на свободу)...В частности, среди этих очень немногочисленных ответов, в качестве как бы основной версии, было следующее высказывание: "Он просто дезертир без всяких политических воззрений". А также -- такое сожаление: мол, "вся беда в том, что он сказал, что "устал от армии", поэтому ему вменяют ст. 338 УК РФ"... А вот если бы, мол, "он сказал, что хочет служить, но условия и порядки в армии не позволяют ему служить, то в отношении Дуркина возбудили бы более мягкую статью..."То есть, если я правильно понял, уважаемые правозащитники (во всяком случае, значительная их часть), по-видимому, считают, что помещения каких-то людей в тюрьму за их попытку реализовать своё простое и совершенно естественное желание освободиться от прямого физического порабощения некими "государственными структурами" вовсе, мол, недостаточно, чтобы считать их политзаключёнными или узниками совести, достойными какой-то помощи со стороны правозащитных организаций. А для получения такой помощи им необходимо, мол, заявлять, что существование на положении раба (в частности -- в казарме, где люди оказались явно не по своей воле) вполне, мол, приемлемо и даже желательно, да вот только какие-то "условия и порядки" надо бы, мол, несколько улучшить...Между прочим, абсолютное большинство населения России, несмотря на многолетнюю "патриотическую" теле-пропаганду, придерживается по данному вопросу (т.е. насчёт воинской повинности) гораздо более либеральных взглядов, чем многие российские правозащитники. Правда, за последний год у меня данных нет, однако лишь несколько лет назад за немедленную отмену воинской повинности -- судя по множеству разнообразных опросов -- высказывались примерно от 70 до 90 процентов россиян. В этих цифрах я убедился лично, т.к. года 3 или 4 назад на одном довольно популярном и даже вовсе не оппозиционном российском сайте (прилагаю соответствующую ссылку: http://otvet.mail.ru/question/64484696/ ) воспользовался существующей там возможностью организовывать опросы и задал публике в связи с началом очередного армейского призыва следующий вопрос: “Велика ли разница между захватом террористами заложников, работорговлей и принудительным призывом в армию?”. Наибольшее количество сторонников получил следующий вариант ответа: “Принудительная армейская служба хуже рабства (т.к. рабов заставляют лишь работать, а солдат — ещё и убивать кого-то)”...Кстати, ещё в двадцатые годы 20-го века против этой совсем уж чудовищной государственной дикости публично выступили очень многие уважаемые и известнейшие представители, так сказать, мировой общественности. В том числе, например, -- Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Махатма Ганди и Ромен Роллан. В подписанном ими "Манифесте против воинской повинности" было сказано, в частности, что принудительная армейская служба не только "унижает человеческое достоинство" и "пренебрегает основными правами человека", но и "прививает всей мужской части населения дух агрессивного милитаризма", а также "представляет серьёзную угрозу миру"... Как известно, государственные правители того времени абсолютно проигнорировали в своих действиях вышеупомянутый "Манифест", после чего это игнорирование закономерно привело к величайшей общечеловеческой трагедии -- т.е. ко 2-ой мировой войне, унёсшей многие десятки миллионов жизней... (Да и 1-ая мировая война, приведшая к миллионам и миллионам жертв, а также к воцарению ряда кровавейших тоталитарных режимов, тоже, очевидно, не могла бы произойти в столь чудовищных масштабах, если бы не было воинской повинности.) Добавлю, что практически все государства, ведущие войны, всегда и везде объявляют, что они, мол, являются обороняющейся стороной, т.е. вынуждены защищаться от некоей агрессии. И в так называемое “военное время” даже сравнительно демократические государственные режимы (не говоря уж про явно диктаторские, вроде российского), увы, гонят своих подданных на войну, принципиально не спрашивая их согласия на это. А вопрос о том, кто же в таком случае является агрессором, если все участвующие в войнах государства вроде бы обороняются от кого-то, обычно как бы "зависает в воздухе"... В большинстве случаев единственная абсолютно очевиднейшая агрессия практически при любых более-менее массовых войнах -- это агрессия "государственных структур" (в частности, так называемых "правоохранительных органов" и "военкоматов") против простых жителей соответствующих государств, которых эти "структуры" с помощью прямого физического насилия (вплоть до массовых убийств) гонят на фронт, как скотину на бойню...Возвращаясь к вышеупомянутому мнению одного из уважаемых российских правозащитников о Леониде Дуркине -- "Он просто дезертир без всяких политических воззрений", -- чуть-чуть упомяну кое-что и о своём личном опыте. Я категорически отказался идти в армию ещё в октябре 1982 года (несмотря на все последствия этого), когда мне стали присылать "призывные" военкоматовские повестки. Среди нескольких -- как бы дополнительных -- причин этого были и сугубо политические. Например -- нежелание участвовать в каких-либо агрессивных войнах, вроде советско-афганской...Однако, исходя из самой главной причины этого моего отказа, -- хотя она и связана с властью одних людей над другими, т.е. с политикой, -- вышеупомянутые российские правозащитники, вероятно, сочли бы меня, так сказать, "просто уклонистом без всяких политических воззрений"... Заключается эта причина в том, что мне просто очень не нравятся (мягко говоря) насилие, бандитизм и рабство. А если служить в качестве раба каким-то бандитам -- в частности, тем, кто считает для себя допустимым приходить в чужой дом и гнать оттуда каких-то ни в чём невиновных людей, чтобы затем заставлять их беспрекословно выполнять все приказы неких "командиров и начальников", -- то, очевидно, такая служба будет способствовать дальнейшему процветанию и бандитизма, и рабства, и вообще насилия... (А насилие, как известно, порождает всё новое и новое насилие -- вплоть до мировых войн, о которых я здесь уже упоминал.)Хорошо помню, что, например, ещё в 15-летнем возрасте всё это для меня было столь отвратительно, что я не допускал для себя даже ни малейшей вероятности службы в армии -- точнее, в рабской, принудительно комплектуемой армии -- абсолютно ни при каких обстоятельствах, независимо от возможных последствий такого отказа. Думаю, что именно в этом -- т.е. в совершенно естественном неприятии насилия и рабства, на которых основана армейская "призывная служба" (от которой главный герой данной статьи просто устал, судя по его словам), -- заключается и основная причина так называемого "дезертирства" Леонида Дуркина. А также, кстати, -- и главная причина подобного поведения очень многих других российских (да и не только российских) так называемых "просто дезертиров" или "просто уклонистов"...Дмитрий Воробьевский.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно