Архив rb.ru

Чему научил студентов бизнес-школы выездной модуль в виде зимнего похода на Камчатке?

Архив rb.ru

В программе практически любой бизнес-школы, помимо обычных аудиторных занятий, сдачи экзаменов, обсуждения кейсов и подготовки финальных проектов, есть так называемые выездные модули.

Чему научил студентов бизнес-школы выездной модуль в виде зимнего похода на Камчатке?

Обычно студенты едут в Кремниевую долину, в Китай или в какую-то из стран Европы и ходят на "экскурсии" в разные компании. В "Сколково" придумали нестандартный выездной модуль для развития лидерства - на Камчатку. С палатками, спальными мешками и двухметровым слоем снега. О том, как прошел модуль и чему научились студенты, в своей колонке рассказал руководитель проектов Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы "Сколково" Андрей Шапенко.



"Завтрак. Обсуждение морального выбора. Тридцать семь километров на снегоходах. Заброс на вертолете в кратер действующего вулкана. Треккинг среди столбов дыма. Возвращение на базу. Короткий сон. Разбор лидерских кейсов на следующий день. Командные упражнения. И снова на снегоходах в лес, где группа из 35 человек остается наедине с ветром, двухметровым слоем снега, четырьмя палатками и пятнадцатью спальными мешками. Так выглядели первые два дня заключительного модуля программы МВА бизнес-школы "Сколково", который прошел на Камчатке с 13 по 18 марта. Потом были снежный циклон, который заставил целый день заниматься в аудитории, восхождение на вершину, сессии обратной связи, глубокие разговоры и даже строительство иглу. Все ради того, чтобы участники программы вырвались из плена обыденности и расширили свои представления о себе, людях вокруг, стране и мире.

Идея везти участников программы МВА на Камчатку родилась еще полтора года назад, когда школа набирала новый класс. И эта поездка должна была стать не просто туристическим развлечением, а инструментом развития лидерских качеств и интеграции полученных в ходе программы знаний. В течение 18 месяцев обучения участники программы уже совершили поездки в Кремниевую долину и в Китай, чтобы познакомиться с будущим, а теперь перед школой стояла задача найти такое место, где они могли бы поближе познакомиться с собой. Уникальная природа, непредсказуемая погода, перебои с мобильной связью, более двадцати километров до ближайшего населенного пункта, девять часовых поясов до Москвы - горная база на Камчатке идеально подходила для того, чтобы изолировать группу и дать участникам возможность полностью погрузиться в новый жизненный опыт.



Модуль на Камчатке стал тем финальным аккордом, который через эмоциональный взрыв, неопределенность, преодоление себя и обсуждение ключевых вопросов помог участникам программы лучше интегрировать все то, что они узнали в ходе предыдущих 18 месяцев учебы. Если в Кремниевую долину и Китай они ездили для того, чтобы лучше узнать бизнес и мир, а также развить собственные проекты, то на Камчатку они поехали для того, чтобы лучше узнать себя. Например, только чтобы добраться до базы, надо было два часа ехать на вахтовках, сделанных на базе проходимых "Уралов".

Ни один проект и ни одно большое дело в жизни невозможно сделать одному, но для формирования настоящей команды должно совпасть множество очень сложных вещей. У команды должно быть единое видение, единые ценности, разделение труда и - самое главное - лидер, который будет удерживать общую картину, даже если у других она будет разваливаться. Опять же, создать подобные условия в кампусе школы можно лишь с определенной натяжкой. А вот в снежном лесу, где команда должна единогласно решить, что ей делать - оставаться ночевать или возвращаться на базу, номинировать лидера, распределить работу и достичь цели, это вполне возможно. Когда мы привезли команду в лес, а снегоходы уехали обратно на базу, сначала была растерянность. Потом сопротивление. Потом появился лидер. А затем - организация, удивительно слаженная работа, по всем правилам построенный лагерь и непередаваемое ощущение единства. Было принято решение ночевать, и вокруг этого решения команда сплотилась - жаль, пришедший циклон спутал все планы, и МЧС дало распоряжение по всему региону сворачивать палаточные лагеря и возвращаться на базы.



Проходить испытания недостаточно - надо их осознавать. И здесь очень помогает постоянная съемка происходящего на GoPro. В результате получится идеальный материал для лидерской рефлексии и осмысления шаблонов поведения, групповой динамики и лидерских компетенций. Главное - не забывать затем пропускать этот материал через себя и открыто обсуждать его с группой, не боясь показаться слабым, неуверенным или глупым. Каждый вечер участники модуля собирались и допоздна обсуждали, что они пережили в течение дня, какие ошибки сделали, что заметили в своем и чужом поведении, чему научились. В подобных разговорах очень важно быть предельно открытым как для высказывания собственных мыслей, так и для восприятия критики от других.

Очень сложно понять, что ты собой представляешь, в обыденных ситуациях, привычном контексте, среди знакомых людей и не сходя с привычного жизненного пути. Те, кто это понял, осознанно ставят себя в ситуацию вызова, неопределенности и дискомфорта. Именно поэтому многие лидеры бизнеса начинают заниматься экстремальными видами спорта или экстремальным туризмом. Ведь человек - это единение психического и физического, и без одного невозможно другое. Поэтому и вызов, который окажет максимальное воздействие на развитие лидерских компетенций, должен быть не только интеллектуальным. Не каждому из нас в жизни выпадает шанс спуститься в кратер действующего вулкана, затащить сломанный снегоход в вертолет, вскипятить ведро талого снега, подняться на вершину по колено в снегу и поделить двадцать печенек на всех посреди надвигающейся снежной бури.



В заключительный день модуля группа совершила восхождение на сопку Горячая, что из-за недавно прошедшей снежной бурей оказалось настоящим испытанием. Затем участники смотрели самостоятельно смонтированные фильмы и делились уроками Камчатки, а еще рисовали картины друг другу на память.

Ни одна школа мира не будет ставить своих слушателей в ситуацию реальной опасности, но мы вполне способны создать такие условия, которые хоть ненадолго вытолкнут их из зоны комфорта и расширят их представления о собственном потенциале. Как разделить пять палаток и пятнадцать спальников на тридцать пять человек? Из чего и как развести костер на снежной поляне? Кто пойдет за дровами по пояс в метровом снегу? Как разделить работу, чтобы поставить лагерь до наступления темноты?.. Решение подобных задач, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к бизнесу, парадоксально помогает предпринимателю и управленцу лучше почувствовать этот самый бизнес и себя в нем. Оказалось, что простое упражнение по установке лагеря может стать бесценным источником информации о лидерском поведении и работе команды. Кто-то осознает страх брать на себя инициативу. Кого-то увидит необходимость быстрых действий. Кто-то, наоборот, поймет важность планирования. Для одного человека открытием станет способность команды консолидироваться в критической ситуации, а другой в реальности увидит, как деструктивное поведение всего лишь одного ее участника может ее разрушить. Тот, кого в течение полутора лет считали лидером группы, может уйти в тень, а признанный интроверт внезапно окажется блестящим оратором. Ради таких вспышек осознанности и устраиваются все лидерские "эксперименты", симуляции и поездки.



Так же, как нет единой концепции лидерства у академиков, участники подобных модулей тоже выходят с них со своим пониманием и лидерским стилем. Несомненно, за несколько дней невозможно превратить человека в лидера, да и дискутировать о том, какими компетенциями должен обладать лидер, можно до бесконечности. Но совершенно точно можно создать такие условия и получить такой опыт, которые дадут богатую пищу и сильный толчок для самоанализа и размышлений. А эти размышления, в свою очередь, станут важным шагом на непростом и долгом пути раскрытия собственного лидерского потенциала".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Бизнес-образование в России: где учиться hard и soft skills
  2. 2 Пошаговый путь к EMBA: как поступить на программу в топ-30 вузов мира
  3. 3 Как MBA помог перезапустить стартап и почему эту программу не стоит считать «волшебным средством»
  4. 4 Где изучать маркетинг и бизнес в Великобритании? Топ-10 MBA и магистерских программ
  5. 5 «MBA — это не волшебная таблетка»: стоит ли получать бизнес-образование?