Архив rb.ru

Через пять лет 20% россиян будут работать вне офиса

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

В данный момент количество удаленно работающих сотрудников в России не превышает 4%, через пять лет ситуация кардинально поменяется, и 20% рабочих мест в стране будут удаленными, говорится в новом исследовании J'son & Partners Consulting.

Через пять лет 20% россиян будут работать вне офиса
Присоединиться
Всего в России в 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, численность работающего населения составила около 68 млн человек, а количество удаленных работников - 2,53 млн человек.


Фото: Fotoimedia

Совокупная экономия от такого массового роста числа удаленных сотрудников превысит 1 трлн рублей - это даже больше, чем объем всего российского IT-рынка (в 2014 году, по оценкам Минэкономразвития, он составлял 698 млрд рублей). Как подсчитали аналитики, каждый специалист, начинающий работать удаленно и обеспеченный необходимыми условиями (компьютером, программами и т. д.), будет приносить экономике компании 170 тысяч рублей в год. Сейчас данный совокупный экономический эффект составляет 68 млрд рублей в год. Работнику не нужно тратить время на дорогу до офиса (на этом экономится примерно 22 млрд рублей), у него доступ к рабочему месту даже во время больничного (еще 5 млрд рублей). Самая весомая экономия, разумеется, приходится на содержание рабочего место, включая аренду, - 38 млрд рублей. Кроме того, компании могут тратить меньше на зарплаты персоналу, нанимая сотрудников из регионов (в среднем примерно на 3 млрд рублей).

В исследовании J'son & Partners Consulting приняли участие 315 руководителей из разных компаний в 15 регионах России. Как выяснилось, в 40% компаний есть удаленные сотрудники. Доля крупных компаний (с числом работников более 250 человек) среди них - около 36%, а в Москве и Санкт-Петербурге - 41%. Больше всего удаленных сотрудников задействовано в ретейле, промышленных и строительных компаниях, а также, что ожидаемо, в телекоммуникационной и IT-отраслях.

Может быть, количество удаленных сотрудников в России росло бы и быстрее, но некоторые работодатели до сих пор подвержены сомнениям. Страхи давние и распространенные: невозможность безраздельно контролировать работников, а также угроза безопасности корпоративной информации. Некоторые работодатели не могут или не хотят выстраивать работу с удаленными сотрудниками - например, проводить планерки по Skype.

Эксперты в целом подтверждают тренд, однако сомнения остаются

У экспертов рынка труда мнения относительно прогнозов J'son & Partners Consulting разделились. Например, глава и основатель компании Pruffi Алена Владимирская настроена довольно скептически: "Попросили меня это прокомментировать. Комментирую. Нет, в России так не будет. Почему? Да потому что у нас путь свой, особенный. Антицивилизационный. То есть весь мир именно так и развивается, а мы вместо роботизации будем ввозить нелегальных мигрантов. Якобы заботясь о будущем страны. Извините".

Руководитель практики Executive Search и Management Selection в отрасли "Розничные сети и электронная торговля" хедхантинговой компании "Агентство Контакт" Анна Круговых считает, что относительно e-commerce такая тенденция действительно есть. В основном на удаленную работу отправляют сотрудников службы клиентского сервиса, что позволяет, в том числе, нанимать персонал в регионах и трудоустраивать людей с ограниченными возможностями. Также все чаще выводят на работу из дома специалистов по онлайн-маркетингу (контекстная реклама, SEO, SMM, e-mail). "Сотрудники этих направлений не нуждаются в присутствии в офисе, поскольку используемые рабочие инструменты (программы, базы данных) доступны уже онлайн из любой точки мира, а их график работы не обязательно может быть с 9:00 до 18:00. Компании остается только расширить бюджет на организацию рабочего места, но при этом остальные затраты на персонал значительно сокращаются", - говорит эксперт.

Ее коллега, руководитель департамента Executive Search и Management Selection в отрасли "Вещание", "Информационные технологии" Анастасия Овчаренко согласна с тем, что сейчас очень много задач можно решать удаленно. Этому способствуют современные технические  средства, а многие компании заинтересованы в удержании сильных людей, поэтому иногда идут навстречу, когда сотрудники хотят работать удаленно. "Например, у вендорных компаний возможность удаленной работы используется как один из методов мотивации. Но таким вариантом могут воспользоваться далеко не все сотрудники, а только те, которые занимают в компании определенные грэйды, то есть это будут те люди, которые могут себя достаточно хорошо организовать. Подобная практика достаточно распространена именно в Москве еще и в силу того, что пока сотрудник доедет из точки А в точку В, он потратит очень много времени, которое он мог бы провести с пользой для компании. Поэтому это очень хороший вариант даже для обычной офисной деятельности. А если говорить о творческих специальностях, как то дизайнеры, проектировщики интерфейсов и др., то в их случае это максимально распространенная форма занятости.  Более того они иногда работают одновременно на несколько компаний, и это позволяет им поддерживать желаемый уровень дохода".

Часто, добавляет эксперт, небольшие стартапы, которые работают в направлении мобильных приложений или различных инновационных решений, тоже привлекают людей на удаленную работу, потому что это позволяет им получить хорошего эксперта на выгодных для себя условиях, оптимизируя затраты. Также формат удаленной работы выбирают специалисты в направлении media, Social media, digital. Это дизайнеры, удаленные разработчики, 3D-моделлеры. "Можно согласиться с исследователями и предположить, что количество удаленных сотрудников, особенно в IT-сфере, будет расти. Однако так будет не всегда. Так как удаленный сотрудник - это, безусловно, определенный риск", - говорит Анастасия Овчаренко.

Старший менеджер по работе с клиентами, компания "АНКОР Высокие технологии" Юрий Кузьменко отмечает, что данная тенденция наблюдается последние лет 10, работодатели и до вступления в силу поправок в ТК РФ (об организации удаленного рабочего места) предлагали своим сотрудникам формат работы remote или home-based. В основном такие форматы работы характерны для высокотехнологичных компаний и преимущественно западных/европейских. Российские компании в последнее время также широко стали использовать труд удаленных сотрудников и фрилансеров. В первую очередь - ИТ-специалистов, специалистов по работе с клиентами/поддержке клиентов, асессеров, бухгалтеров, маркетологов и консультантов.

"Преимуществ много, главным из которых является существенная экономия на аренде офисных помещений и инфраструктур. Однако есть и специфика, которая препятствует в полной мере большему использованию таких форм сотрудничества, и связана она в первую очередь с вопросами управления, самодисциплины и ответственности; в конечном счете - опасением работодателя за результат работы сотрудника. В результате компании зачастую применяют гражданско-правовые договоры или договоры сделки вместо трудовых, тем самым минимизируя собственные риски. Это, в свою очередь, заставляет сомневаться и/или отказываться от таких форм сотрудничества потенциальных сотрудников. Тем не менее, прогресс идет, и со временем, я уверен, количество удаленных рабочих мест в России будет увеличиваться и соответствовать нормам ТК РФ (гл. 49.1) в этой части. Да и практика показывает, что опасения работодателей напрасны: удаленные работники выполняют задания эффективнее и более качественно. Здесь есть и социально значимый момент - возможность удаленной работы инвалидов", - рассуждает эксперт.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Рынок фриланса в России: что нужно знать бизнесу
  2. 2 Как руководителю поддержать сотрудника после релокации?
  3. 3 Отдыхать нельзя работать: выгодны ли переработки компании
  4. 4 «Хвалилки», пятничные новости и тимбилдинги: как построить корпоративную культуру на удаленке и укрепить бизнес
  5. 5 Корпоративная культура и релокация: как совместить их без потерь для бизнеса и команды