Екатерина

Что делать, если недоброжелатель разместил ваш телефон на портале бесплатных объявлений

В последнее время все большую популярность приобретает новая разновидность мести


С редактором RB.ru недавно случилась неприятная история – номер ее телефона, которым она пользуется уже 10 лет и который известен в профессиональном сообществе (а следовательно, его смена чревата неприятными последствиями), кто-то разместил на Авито.ру. Это вполне могло быть случайностью, но тот факт, что он появился сразу в двух разных объявлениях и с указанием ее имени, пусть и распространенного, насторожил. Такие истории не редкость. RB.ru разбирается, существует ли какая-то ответственность за подобные действия.


Звонили каждые 5 минут на протяжении суток. Последний звонок за день был в 00.00, первый на следующий день - в 7 утра. Оказалось, что согласно тексту объявления редактор продает детскую кроватку и автомобиль. Как позднее рассказала одна из звонивших по поводу продажи автомобиля, в объявлении была указана просьба звонить до 8 утра или после 23.00. Для того, чтобы привлечь внимание максимального количества людей, недоброжелатели указали очень низкую стоимость автомобиля – якобы продажа срочная, т.к. владелица уезжает  за границу. Не найдя на сайте контактов службы поддержки, журналист связалась с Авито.ру через пресс-службу, где ей помогли решить проблему в течение получаса. Журналисту перестали звонить по этим двум объявлениям и, хотя она опасалась, что ее номер тут же появится на каких-нибудь других ресурсах - на Авито.ру или где-либо еще, этого не произошло.

 

“Кстати, имейте в виду, скорее всего, в числе звонящих вам обязательно будет и ваш недоброжелатель (или его "поверенный") - ему захочется узнать, какой эффект производит его поступок, - делится своим печальным опытом коллега. -  Так, лично я своего в числе звонящих узнала - не по голосу (я до сих пор не представляю, кто бы это мог быть), а по вопросам, которые он задавал, - откровенно глупым, не имеющим ничего общего с вопросами реального покупателя”.

 

Как остановить эти звонки прямо сейчас?


Нужно как можно скорее отправить запрос в службу поддержки на удаление объявления, для этого можно воспользоваться возможностью пожаловаться на продавца - на каждой странице объявлений есть такая опция (внизу под описанием - написать продавцу, отправить другу, пожаловаться и т.п.). Если найти некорректное объявление не удалось, нужно все равно отправить письмо с описанием проблемы в службу поддержки – специалисты смогут обнаружить его сами.

 

На сайте Авито.ру алгоритм действий описан на странице .


Черный список


Допустим, вам вместе со службой поддержки удалось идентифицировать объявления недоброжелателя с вашим номером и удалить оттуда свой номер. Но где гарантия, что этот человек не пойдет и не сделает то же самое снова на этом же или на другом портале?
“Некорректное объявление на Авито блокируется, чтобы никто больше не смог по нему обратиться, - объясняет Татьяна Стародубцова, представительница компании. -  Если на пользователя поступило несколько жалоб, его аккаунт блокируется, и больше он не сможет размещать объявления”.

 

Можно ли привлечь недоброжелателя к ответственности?


Олег Фролов, юрист Общества защиты прав потребителей, говорит, что в данном случае защиты "от дурака" не предусмотрено, и действовать придется самим. Обращаться в правоохранительные органы, по его словам, нет смысла, т.к. законодательством не установлено ни уголовной, ни административной ответственности за подобные действия для недоброжелателей. Доказать, было ли совершенно это намеренно или по ошибке, невозможно. “Состава уголовного преступления здесь нет, т.к. для того, чтобы данные действия были квалифицированы как хулиганство (ст. 213 УК), должен быть грубо нарушен общественный порядок. Для привлечения к гражданской ответственности должен быть заключен договор между заказчиком рекламы и рекламной площадкой, которого в данном случае нет. Рекламодатель будет нести ответственность, если в отношении третьего лица допущена ошибка, для этого требуется соглашение с третьим лицом. Потерпевшее лицо для получения компенсации морального вреда обязано будет доказать нравственные страдания. В случае если удастся это сделать, то компенсация морального вреда составит 10000-15000 руб.”, - говорит Фролов.  

 

Другие меры

 

На Западе практика в плане помощи людям, попавшим в такую ситуацию, аналогичная, говорят в компании "Авито". “Самое главное - помочь пострадавшему пользователю, поэтому возможности и алгоритмы везде похожи", - объясняет Татьяна Стародубцова. Так, на сайте шведской доски объявлений предусмотрена кнопка для жалобы "Anmäl annons".

 

Возможно, простая верификация пользователя по телефонному номеру решила бы все проблемы вообще.  Чтобы привязать к размещаемому объявлению номер телефона, вы вводите этот номер в специальную форму, после этого сайт отправляет вам в SMS одноразовый пароль. Вводите его на сайте – и тем самым подтверждаете, что указанный номер действительно принадлежит именно вам, а не кому-нибудь еще.

 

К примеру, на крупнейшем в мире онлайн-аукционе eBay предусмотрена верификация по аккаунту в платежной системе PayPal, кредитной карте, телефону (через Authentify.com), SMS.

В "Авито" возможность верификации номера с помощью пароля, отправленного по смс, пока обсуждают, но сказать, когда это станет доступно для пользователей, еще не готовы.

 

По словам представительницы компаний, процент подобных инцидентов небольшой, подавляющее большинство сделок по объявлениям заключается без всяких проблем. Кроме того, ресурс принимает разные меры по борьбе с такими недобросовестными пользователями. Недавно сайт проводил опрос на тему того, насколько часто клиенты сталкиваются с такими ситуациями. Оказалось, что подобные случаи редки, очень многие читают о мошенниках в интернете, поэтому знают базовые правила безопасности.

 


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно