Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Что мешает российским вузам возглавить международный рейтинг?

Архив rb.ru

Россияне не умеют себя хвалить, считает региональный директор QS Зоя Зайцева

Что мешает российским вузам возглавить международный рейтинг?
В 2013 году 18 российских вузов вошли в рейтинг из 800 лучших высших учебных заведений по версии британской компании Quacquarelli Symonds (QS). МГУ сдал несколько позиций, но попал в топ-200 и занял 120 строку. За столичным вузом с большим отрывом через сотню пунктов выстроились  СПбГУ, МГТУ им. Баумана, Новосибирский госуниверситет, МГИМО, МФТИ, впервые попавший в этот рейтинг Санкт- Петербургский политех и другие российские вузы.

Региональный директор по странам Центральной Европы и Центральной Азии QS Зоя Зайцева рассказала RB.ru, что мешает российским вузам попасть на первые строчки рейтинга.

- Реально ли, чтобы пять российских вузов к 2020 году вошли в первую сотню рейтинга? Какие вузы это могли бы быть?

- Нет, это нереально. Начну с того, откуда взялась эта амбиция - войти в первую сотню. Понятно, что Владимиром Путиным была поставлена очень благородная задача, но если посмотреть на практически любой рейтинг, то вы увидите, что рейтинг со стабильной методологией, который существует более пяти лет при общей выборке более трех тысяч, вряд ли будет иметь в топ-100 университеты, которые когда-то были за пределами первых 250 вузов. Конкуренция в топ-100 крайне высока, и подняться из топ-800 в топ-400 проще, чем из топ-400 в топ-100. Задача поставлена прекрасная, очень здорово, что правительство сейчас выделяет на это ресурсы не только финансовые и административные.

Почему мы пессимистично настроены относительно этих достижений? Потому что российская система образования на сегодняшний день по-прежнему весьма массивна и не всегда поворотлива. Проводить изменения в некоторых вузах - такие, которые будут заметны в течение четырех лет, можно. В ряде вузов они даже проводятся. Например, в Уральском федеральном университете происходят совершенно замечательные вещи с точки зрения исследовательской составляющей, с точки зрения интернационализации и много чего еще. Но за оставшиеся семь лет произвести такой прорыв, которого хотел бы президент Путин, довольно сложно.

О чем более вероятно было бы говорить, так это о вхождении пяти российских университетов в топ-200. Эта задача представляется более реалистичной при условии, что и динамика, и поддержка со стороны государства будут не только сохраняться на том уровне, что есть сегодня, но и будут усиливаться. Наиболее очевидные кандидаты на подобное вхождение, помимо МГУ и СПбГУ, - МГТУ им. Баумана, МГИМО, Новосибирский государственный университет, они и сейчас близки к этому. Это могут быть и новички, которые вошли в него в этом году: МФТИ, Санкт-Петербургский политех. Я не исключаю и надеюсь, что и РУДН, и УрФу, и, возможно, один из Томских университетов также вполне смогут конкурировать.

- Каковы сейчас основные «сдерживающие» факторы? Что мешает российским вузам?

- У российских университетов хорошие результаты по количественным показателям (например, соотношение студентов и профессоров) просто потому, что у нас это юридически зафиксировано. Но, к сожалению, в том, что касается долгосрочных исследовательских показателей (в частности, индекс цитирования на одного преподавателя), все пока печально. Это тот индикатор, который сложнее всего преодолеть. Репутация? Здесь работа идет, и довольно неплохая. Часть индикаторов - качественная (мнение работодателей, мнение академических экспертов).

В России пока нет культуры ответа на участие в опросах. Контакты вузов есть, университет дает честное слово, что люди согласились принять участие и поделиться мнением, а когда дело доходит до отправки приглашений и ответов, которые повлияют на результаты, продвигаемые по всему миру, - здесь тишина. Возможно, через какие-то каналы коммуникации мы сможем вдохновить россиян на то, чтобы они делились мнением. На это тратится десять минут времени, а результаты впечатляют. Что мы видим по Бауманскому университету и другим вузам, улучшающим свою позицию? В первую очередь это происходит не столько за счет количественных показателей, вроде числа иностранных студентов, сколько за счет работы с экспертами. Как только россияне начнут мыслить в краткосрочной и долгосрочной перспективе о международной узнаваемости и научной деятельности, работать с этими показателями, им станет проще преодолеть начальный порог.

- Есть ли у российского вузовского образования преимущества перед образованием в других странах? В чем оно?

- Об очевидных преимуществах, если честно, не могу сказать. На сегодняшний день, выбирая вуз, молодые люди смотрят на то, что вуз даст карьере, не важно, будет ли карьера в области исследований или в бизнесе. Россияне пока проигрывают в этом на международном уровне. И это не потому, что нечего продемонстрировать, а потому, что они не очень хорошо умеют себя хвалить, взаимодействовать с ассоциациями выпускников. Я уверена, если бы каждый вуз поставил перед собой задачу раз в неделю или в месяц вывешивать у себя на сайте по одному интервью с выдающимся выпускником, то каждый университет нашел бы таких выпускников десятки, если не сотни. Но почему-то у нас это не стоит в приоритете. Университеты не используют имеющийся капитал, а предпочитают обращаться в рекламные агентства. Исследовательские проекты - пожалуй, да, можно было бы использовать как сильную сторону. Но здесь у нас работает тот же самый принцип – не умеют пока россияне сами себя хвалить. Это довольно сильно ограничивает возможности продвижения. Хотя, если посмотреть на крупнейшие в мире конференции по интернационализации высшего образования, такие как QS-APPLE, то видно, что количество представленных там российских университетов растет. Более того, на QS-APPLE был целый российский павильон, который привлекал внимание, несмотря на то, что спонсоров не было. Он выигрышно смотрелся даже на фоне Саудовской Аравии, у которой был самый «козырный» павильон в центре зала. Про российские университеты и после мероприятия задавали множество вопросов. Интерес есть, просто его надо конвертировать.

- Можно ли положительно оценить динамику российских вузов в рейтинге в этом году?

- Разумеется. Это нормально, что МГУ опустился на четыре позиции. Это не падение, а сдвиг в пределах нормального. В этом году более сотни новых университетов были добавлены в список. В этом случае естественно, что веса некоторых индикаторов несколько размываются, то есть идет некоторая инфляция. Для того чтобы остаться на прошлогоднем месте, каждый университет должен бежать в два раза быстрее. Важно помнить, что конкуренция на международной арене идет колоссальная, высшее образование – это очень серьезный бизнес. Свято место пусто не бывает! Надо смотреть, кто выбил МГУ с предыдущих позиций, посмотреть на бюджеты этого университета и понять, что да, наверное, такое изменение весьма закономерно. Я очень рада, что в этом году в рейтинг вошли четыре новых университета из России. Не буду скрывать, за каждый из этих университетов была огромная борьба, потому что количество мест в рейтинге ограничено. При этом количество университетов, которые имеют сходные показатели, достаточно высоко, если речь идет о нижних позициях рейтинга. После того, как 60 из аудированных вузов у нас осталась дюжина, стали видны те университеты, которые продемонстрировали наилучшие показатели. Причем по Петербургскому политеху вопросов не было, а воронежский вуз прошел по самым нижним показателям. Но все же прошел, чему я очень рада.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Бизнес-образование в России: где учиться hard и soft skills
  2. 2 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  3. 3 «Монополизация ИИ и дипфейки куда опаснее восстания машин»: что делать, чтобы прогресс не обернулся против человека
  4. 4 «На франшизе KFC я смог бы заработать даже больше»: почему основатель «БлинБери» выбрал блины
  5. 5 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»