Ксения

Что сказал президент Турции, когда в 2012 году Сирия сбила турецкий военный самолет?


По одной из версий, мировая история развивается "по спирали". Не то чтобы инцидент с российским Су-24 был прямым доказательством этой теории, однако в связи с этим кажется важным вспомнить несколько похожие события 2012 года и мнение тогдашнего президента Турции Абдуллаха Гюля касательно нарушения реактивными самолетами неких границ воздушного пространства. Итак, 22 июня над территорией Сирии был уничтожен турецкий военный самолет.


Фото: РИА "Новости". Абдуллах Гюль

Турецкий истребитель F-4 ВВС вылетел 22 июня 2012 года с авиабазы Эрхач в провинции Малатья на юго-востоке страны и исчез с экранов радаров около полудня по местному времени над Средиземным морем к юго-востоку от граничащей с Сирией провинции Хатай. Западные СМИ практически сразу стали утверждать, что самолет был сбит ПВО Сирии. На поиски самолета и пилотов сразу после потери с ним связи были направлены армейские вертолеты, два фрегата ВМС Турции и катер береговой охраны.

Как объяснил министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, разведывательный самолет совершал "тестовый и учебный полет по контролю функционирования национального радара и его действия не были направлены против Сирии". На борту самолета, сказал Давутоглу, не было оружия.

Позже командование вооруженных сил Сирии подтвердило информацию о сбитом самолете. "Наша система ПВО атаковала цель, которая около полудня в пятницу вторглась в воздушное пространство над нашими территориальными водами, и сбила ее. Она (цель) оказалась турецким военным самолетом", - цитировало тогда РИА "Новости" сирийских военных.

"Факт уничтожения нашего самолета является очень серьезной ситуацией. Даже если наши самолеты нарушают воздушное пространство Сирии, это не является причиной для того, чтобы их сбивать. Сирия не может оправдать свои действия", - сообщил в эфире телеканала NTV турецкий экс-дипломат Онур Оймен.

Канцелярия тогда премьер-министра Тайипа Эрдогана заявила, что Турция "решительно" примет все необходимые меры, как только прояснятся все детали этого серьезного инцидента. Представитель же МИД Сирии отметил, что происшедшее ни в коем случае не было враждебной акцией по отношению к Турции - речь шла только о защите суверенитета Сирии. Позже в МИД Сирии сказали, что расчеты ПВО сбили бы любой боевой самолет, выполняющий полет в национальном воздушном пространстве на высокой скорости на высоте менее 100 метров.

24 июня Ахмет Давутоглу сказал также, что самолет был сбит в международном воздушном пространстве, и добавил, что о полете турецкого самолета Сирии было известно заранее, а сирийская сторона не предупредила экипаж самолета о планируемых действиях, как того требует международное законодательство. В тот же день Турция потребовала созыва совета НАТО в связи с инцидентом.
Пилотов сбитого самолета разыскивали совместными усилиями - в поисково-спасательной операции принимали участие представители ВМС Сирии и Турции. Операция продолжалась довольно длительное время, в результате выяснилось, что оба пилота погибли.

Президент Академии геополитических проблем, бывший начальник главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России Леонид Ивашов заявил тогда, что сбитый самолет мог быть провокацией, которая может развязать войну. "Так они действовали и в ситуации с Ливией, так и в Югославии мы наблюдали, так что вот здесь, скорее всего, была провокация. Если турецкое правительство выдержит вот этот американский нажим, я думаю, инцидент разрешится если не дружественным, то, по крайней мере, мирным путем. Если же раскрутят сейчас эту провокацию для того, чтобы обойти силы безопасности ООН и атаковать, ну, тогда война неизбежна", - сказал эксперт в эфире телеканала "Россия-1".

Мировое сообщество осудило действия Сирии. Генсек ООН Пан Ги Мун выразил тогда тревогу относительно серьезных последствий, которые инцидент с самолетом может иметь для всего региона. В Италии назвали это "очередным серьезным и неприемлемым поступком со стороны режима Башара Асада". Госсекретарь США Хиллари Клинтон сказала, что США глубоко обеспокоены ситуацией вокруг сбитого Сирией турецкого разведывательного самолета и продолжат вместе с Турцией и другими партнерами добиваться привлечения к ответственности сирийского президента Башара Асада. Глава МИД Франции Лоран Фабиус назвал действия Сирии "недопустимыми". А заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко выразил надежду, что Совет НАТО не предпримет никаких действий, которые могли бы привести к эскалации ситуации вокруг Сирии и срыву политического решения сирийского конфликта.

25 июня вице-премьер Турции Бюлент Арынч заявил, что Турция не намерена воевать с Сирией из-за сбитого самолета, но намерена требовать извинений и компенсации. Арынч не исключил тогда задействования других мер - каких именно, он в тот день не уточнил. Днем позже Турция заявила, что разработала комплекс санкций в отношении Сирии, ставя основной целью "ускорение ухода режима Асада".

Президент Турции Абдуллах Гюль сказал, что инцидент со сбитым Сирией турецким разведывательным самолетом является "свидетельством того, в состоянии какой паранойи находится сирийская армия". Кроме того, Гюль тогда сказал: "Это нормально, когда реактивный самолёт ненадолго заходит в воздушное пространство другой страны. Если подумать, с какой скоростью такие самолеты летают над морем, пересекая границы на небольшое расстояние, а затем возвращаются, это обычное дело". Эта цитата широко приводилась в СМИ - в частности, в Telegraph, также высказывание публиковали, например, BBC, Russia Today и Al Jazeera. (Оригинал - It is routine for jet fighters to sometimes fly in and out over (national) borders … when you consider their speed over the sea. These are not ill-intentioned things but happen beyond control due to the jets’ speed.)

orig

Президент России Владимир Путин и Тайип Эрдоган обсуждали "трагический инцидент" с турецким военным самолетом. Тогда они сошлись на том, что обстоятельства должны быть тщательно расследованы, а Путин и Эрдоган условились и о дальнейших личных контактах.

Осенью 2012 года телеканал "Аль-Арабия" со ссылкой на некие секретные документы сообщил, что сбить истребитель ВВС Турции сирийским силам ПВО в июне 2012 года помогали российские специалисты с военной базы в Тартусе. Кроме того, "Аль-Арабия" утверждала, что оба пилота турецкого истребителя не погибли при падении самолета, как уверяют сирийские власти, а были взяты в плен и затем убиты. Тела пилотов якобы были подброшены в район крушения истребителя. МИД РФ тогда назвал заявление телеканала "чушью", "далеко не безобидными фантазиями" и "фальшивкой". "В мире уже привыкли к бессовестному и откровенному вранью, которое, к сожалению, зачастую распространяет в отношении происходящего в Сирии ряд арабских СМИ", - сказали тогда в МИД РФ.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно