Что стало причиной финансовых трудностей финской Sanoma?

Источник RB.ru рассказал, как компания выбрала неправильный формат покупки голландского телевидения


В четверг в российских СМИ появилась информация о том, что финский медиахолдинг Sanoma может продать свой российский бизнес - долю в издательском доме Sanoma Independent Media. Об этом заговорили перед публикацией отчета компании за третий квартал - у холдинга есть некоторые финансовые затруднения. Сегодня же СЕО Sanoma Харри-Пекка Кауконен на пресс-конференции с инвесторами подтвердил, что компания проведет стратегическую переоценку ряда своих подразделений, готова продать их, если "получит правильную цену", пишут "Ведомости". О том, почему возникли трудности, а также о том, почему могут быть проданы российские активы, RB.ru рассказал анонимный источник, близко знакомый с ситуацией. Публикуем эту информацию с его слов:

О некоторых проблемах в финском медиахолдинге Sanoma речь шла еще летом - тогда руководство объявило, что вместе с квартальным отчетом в конце октября будет представлен план по реструктуризации холдинга. Во втором квартале прибыль снизилась на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в июле компания снижала прогнозы по доходам - во второй раз за четыре месяца (после этого стоимость акций достигла рекордно низкого уровня).

Медиахолдинг имеет активы в 20 странах Европы. Долги компании удвоились (до 1,6 млрд евро) после того, как Sanoma выкупила бельгийское и голландское телевидение за 1,23 млрд евро. Основные проблемы медиахолдинга связывают именно с этой неудачной покупкой голландского телевизионного бизнеса SBS в 2011 году.

Почему Sanoma изначально решила купить SBS? В Европе у холдинга есть два направления деятельности - во-первых, он покупает компании, которые являются лидерами на рынке, а на момент приобретения телевидение SBS как раз занимало лидирующие позиции. Во-вторых, одна из стратегических целей Sanoma - создать 360-degree бренд, включающий в себя и газеты, и журналы, и интернет, и радио, и телевидение. И покупка SBS отвечает этой задаче. Решение о сделке было принято на фоне того, что у финнов есть телекомпания Nelonen, она очень успешна, и в Sanoma надеялись повторить успех. Но эти ожидания не оправдались.

Сделка с SBS была проведена таким образом, что Sanoma приобрела телекомпанию (на заемные средства, о чем говорилось в пресс-релизах компании) - но не ту компанию, которая производит контент, а ретранслятор. Производства контента и прав на него у Sanoma нет. Чтобы купить права на программы, которые должны транслироваться на этом телевидении, компания платит большие деньги. Это была самая большая ошибка Sanoma, и руководство ее признает: был неправильно выбран формат приобретения телевидения. Поэтому, когда Sanoma предприняла попытку изменить стратегию развития SBS, каким-то образом справиться с трудностями с контентом, возникла проблема.

Сейчас у Sanoma есть call option на приобретение еще некой доли в SBS. И руководство холдинга понимает, что придется за большие деньги приобрести бизнес, который уже так дорого не стоит. На текущий момент стоимость компании - на 30% меньше объема изначальной сделки (около $800 млн).

Пока никаких конкретных решений о продаже российских активов Sanoma нет, однако даже если медиагруппа остановится на этом варианте решения проблем, то это будет не освобождением от балласта, а вынужденной мерой, на которую Sanoma пойдет неохотно. Компания хочет сохранить и оптимизировать бизнес в Финляндии, а также поделить его и тот, что работает в других странах, на несколько направлений, среди которых Sanoma Finland, Sanoma Netherlands и Sanoma Learning (в Финляндии у холдинга очень сильные образовательные программы). Еще среди планов - формирование направления Sanoma Digital. Российское подразделение не попадает полностью ни в одну из этих четырех групп. Кроме того, бизнес в России более независим от всех остальных. Например, если есть некий товарный знак в Голландии, то он, скорее всего, есть и в Бельгии. У Sanoma очень много связанных между собой бизнесов - в Венгрии производятся все IT-разработки, так что венгерский бизнес (даже в случае необходимости) продать не получится. И еще одна из причин, по которой холдинг может "пожертвовать" Россией, - то, что на этот актив легче найти покупателя, чем на многие другие.

По словам СЕО Sanoma Independent Media Жана-Эммануэля де Витта, в 2013 году издательский дом показал великолепные результаты и достиг максимального исторического уровня доходности - уровень прибыли до вычета налогов в 2013 году был даже выше, чем до кризиса 2008 года.

Компании нужно каким-то образом погасить долг, найти средства на дальнейшее развитие основного бизнеса в Финляндии и Голландии. Если у Sanoma будет выбор, она не будет продавать российские активы, потому что это очень прибыльный бизнес, приносящий хорошие доходы.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно