Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Что такое государственная измена - и кто может "изменить" государству?

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Несколько дней назад жительницу Смоленской области многодетную мать Светлану Давыдову арестовали по обвинению в государственной измене: почти год назад она позвонила в посольство Украины и рассказала о передислокации российской воинской части, которая находится поблизости от ее дома.

Что такое государственная измена - и кто может "изменить" государству?
Юристы состава преступления в деле не видят, однако женщину продолжают удерживать под арестом. RB.ru с помощью экспертов попробовал разобраться в том, что, с учетом расширительного толкования понятия госизмены от ноября 2012 года и сложившимися политическими и экономическими условиями, может ею считаться, а также кто может попасть под соответствующую статью УК РФ.


Фото: Fotoimedia

Полная история Светланы Давыдовой выглядела следующим образом. В апреле 2014 года женщина обратила внимание на то, что военная часть неподалеку от ее дома в Вязьме Смоленской области опустела. В тот же день в маршрутке она случайно услышала телефонный разговор: некий мужчина рассказывал, что его и сослуживцев "переправляют в Москву в штатском, а оттуда дальше в командировку". Потом Давыдова сопоставила два события, и у нее сложилось впечатление, что военнослужащих отправляют на восток Украины. Об этом она сообщила в украинское посольство. Муж Давыдовой данного факта не отрицает: его жена действительно звонила в ведомство, однако это решение было продиктовано тем, что она была крайне потрясена происходящим на Украине, тем, что она против гибели людей и войны. Какими-либо точными данными Давыдова располагать вряд ли могла - с представителями посольства Украины она поделилась собственными домыслами и предположениями. 21 января 2015 года она была задержана в собственной квартире, на следующий день ее этапировали сначала в Смоленск, а затем в московское СИЗО "Лефортово". Давыдовой вменяют статью 275 УК РФ (государственная измена), предполагающую от 12 до 20 лет лишения свободы.

В данной статье говорится, что государственная измена представляет собой "совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, [...] оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации". Однако в статье есть уточнение, что сведения, составляющие государственную тайну, должны быть доверены лицу или должны стать ему известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В защиту Светланы Давыдовой выступил депутат Государственной Думы Дмитрий Гудков. Он попросил Генпрокуратуру разъяснить суть претензий. "Если имеет место факт госизмены, это подтверждает участие войск России на Украине. Если не подтверждает, то нет факта госизмены. Ее обвиняют в сообщении о дислокации войск, но если этих сведений нет, то нет и обвинения", - сказал чиновник "Газете.ru". Депутат от партии "Яблоко" Сергей Митрохин в официальном запросе главе ФСБ Александру Бортникову попросил смягчить Давыдовой меру пресечения и обнародовать данные о расследовании. Ситуацию взяли на особый контроль члены президентского Совета по правам человека.

Юрист: возможно, ФСБ обладает дополнительными сведениями по делу Давыдовой

Понятие "государственная измена" и ответственность за ее совершение установлены статья 275 УК РФ. Субъектом преступления, рассказывает генеральный директор юридического центра "Глосса" Антон Стружков, по статье "государственная измена" может быть только гражданин РФ. В 2012 году норма была существенно изменена, а понятие "государственной измены" переформулировано. В частности, были конкретизированы следующие виды государственной измены:

- шпионаж (понятие раскрыто в статье 276 УК РФ);
- выдача сведений, составляющих государственную тайну, при соблюдении следующих условий:
а) выдача сведений осуществляется кому-либо из следующих лиц (или его представителю): иностранное государство, международная организация, иностранная организация;
б) государственная тайна была доверена субъекту преступления или стала ему известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ;
- оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

"Видно, что третий из перечисленных видов государственной измены может быть истолкован расширительно, особенно в части понятия "консультационная или иная помощь". Причем если до 2012 года для квалификации по статье 275 УК РФ необходимо было доказать, что такого рода помощь направлена на проведение "враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ", то после внесения изменений стало достаточно показать, что помощь имеет отношение к "деятельности, направленной против безопасности РФ". Понятно, что "деятельность, направленная против безопасности РФ", особенно в тех условиях, в которых в настоящее время находится Россия на международной арене (экономические санкции, затруднительность при дипломатических способах разрешения конфликтов и пр.), также может быть истолкована крайне расширительно", - рассуждает Антон Стружков.

Что касается конкретного случая со Светланой Давыдовой, само по себе описание действий юристам центра "Глосса" показалось странным: "Слишком большая разница во времени между звонком в посольство и арестом, слишком агрессивный процесс уголовного преследования мамы семерых детей, слишком большая тяжесть вменяемого преступления, явно несоразмерная со степенью общественной опасности деяния Светланы Давыдовой. Мы предполагаем, что ФСБ обладает какими-то дополнительными сведениями, касающимися существа дела, и эти сведения были представлены Лефортовскому районному суду Москвы. В противном случае сложно объяснить действия органов безопасности, очевидно способные вызвать широкий общественный резонанс и выставляющие их деятельность перед общественностью не в самом лучшем виде". (По словам адвоката Светланы Давыдовой Андрея Стебенева, ее уголовное дело носит гриф "секретно", поэтому вряд ли получится узнать что-либо о ходе следствия. - Ред.)

По мнению Антона Стружкова, строго формальное применение уголовного законодательства, не обусловленное влиянием общественного внимания и политической конъюнктуры, должно расставить все по своим местам. Квалификация любого деяния как преступления сопряжено с установлением четырех элементов состава преступления:

1. Объект - общественные отношения, которые нарушаются преступным посягательством (в данном случае - общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности РФ по обеспечению своей безопасности).
2. Объективная сторона - внешнее выражение деяния в реальной действительности (что именно было совершено, при каких обстоятельствах, каким способом и пр., в данном случае - сообщение иностранному государству посредством телефонной связи сведений, касающихся обороноспособности страны).
3. Субъект - свойства, присущие самому лицу, совершившему преступление (в данном случае - гражданин РФ, достигший 16 лет, психически здоровый).
4. Субъективная сторона - внутреннее психическое отношение лица к содеянному (в данному случае - умысел на совершение государственной измены).

"Так вот, если первые три элемента еще можно истолковать, как указывающие на квалификацию деяния Давыдовой как "государственная измена", то в отношении четвертого имеются серьезные сомнения. Для того, чтобы действия Давыдовой могли быть квалифицированы как государственная измена, необходимо, чтобы она имела прямой умысел на это, то есть в момент совершения осознавала общественную опасность своих действий и желала наступления общественно опасных последствий в результате их совершения. Между тем из информации, публикуемой СМИ (возможности ознакомится с материалами дела у нас, конечно, нет), следует, что, сообщая сведения об опустевшей воинской части, Давыдова не желала наступления последствий в виде в виде причинения ущерба безопасности РФ, в частности, снижения обороноспособности (учитывая, что, согласно официальной версии, РФ не ведет военных действий). Скорее Давыдова желала наступления последствий в виде предотвращения новых жертв, предполагая, что солдаты воинской части неофициально направлены в Донецк. Если данный факт будет установлен, Давыдова не может быть привлечена к уголовной ответственности за государственную измену", - заключает Антон Стружков.

Эксперт: ситуация по делу о госизмене с жительницей Вязьмы неоднозначная

Ситуация, по мнению партнера компании "Найдем Адвоката" Дмитрия Казацкера, неоднозначная. С одной стороны, он считает обвинения жительнице Вязьмы не соответствующими Уголовному кодексу: "Статья 275 УК РФ, предусматривающая до 20 лет лишения свободы, трактует государственную измену как выдачу государственной тайны или оказание консультационных услуг другому государству, которые "направлены против безопасности РФ". То есть, получается, что в ходе этого дела ФСБ придется признавать факт отправки военнослужащих на Украину или же утверждать, что соседнее государство ведет с нами войну и на нас должно напасть. То есть это в любом случае ставит следователей в неудобное положение. Обвиняемая не могла иметь доступ к гостайне, поскольку не состоит на службе в госучреждениях и к специальным данным не допущена. Такой ее рассказ со ссылкой на подслушанный где-то разговор и ее оценка действительности не могут являться разглашением государственной тайны".

Однако с другой стороны, как отмечает эксперт, ситуация более сложная. Поскольку известна лишь фабула дела, а это не исчерпывающие сведения по сути обвинения. "Проще говоря, формально по статье 275 УК РФ может быть привлечено любое лицо, оказывающее любую, в том числе, консультативную помощь иному государству при условии, что эта информация может угрожать безопасности России, путем передачи конфиденциальных сведений. Субъектом государственной измены является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по статье 276 УК (шпионаж). То есть такого обязательного требования, как статус должностного лица, в форме субъекта преступления нет, однако любое лицо, имеющее доступ к гостайне прямо или косвенно может стать субъектом преступления", - говорит Дмитрий Казацкер.

Если это дело в том виде, как оно было описано в СМИ, дойдет до суда, и Давыдова будет привлечена к уголовной ответственности с назначением реального срока, для правовой системы РФ можно будет констатировать серьезный удар, прогнозирует Антон Стружков. Правосознание населения подвергнется деструктивной реформации. По мнению эксперта, можно будет ожидать, что круг действий (реальных или мнимых), за которыми может последовать ответственность как за государственную измену или как за смежные преступления, существенно расширится.

Дмитрий Казацкер с коллегой не согласен: "Думаю, чаще привлекать к ответственности по данной статье в связи со сложившейся международной обстановкой не станут, фактически это разовый случай. Я далек от мысли, что граждане России будут систематически сообщать конфиденциальные сведения в украинское посольство. По поводу обоснованности данного уголовного дела еще достаточно мало сведений, кроме того, большая часть информации будет закрыта на этапе предварительного следствия".

Другие громкие суды по статье за госизмену

С февраля 2013 года по статье 275 УК РФ были осуждены десять человек. В числе прочего, в феврале 2013 года Верховный суд оставил без изменения приговор 2012 года профессорам Балтийского государственного технического университета "Военмех" Евгению Афанасьеву и Святославу Бобышеву. Им присудили 12,5 и 12 лет лишения свободы соответственно за передачу китайской разведке секретной информации о ракете "Булава".

Годом позже, в феврале 2014 года, Свердловский областной суд приговорил к восьми годам колонии строгого режима и ограничению свободы на один год инженера НПО "Автоматика" Александра Гнитеева. Он продал иностранной разведке данные о ракете "Булава".

В июле 2013 года восемь лет колонии получил прапорщик ФСБ Денис Каймаков, передавший Грузии информацию о дислокации военных частей в Абхазии и охране границы республики. Приговор прапорщику был смягчен, поскольку тот признал свою вину.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter