Екатерина

Дженнифер Трелевич: "С сексизмом в IT я чаще сталкивалась на Западе, а не в России"


Директор по технической стратегии B2B-Center (занимавшая руководящие должности в IT-департаментах IBM, Microsoft, Google и Mail.Ru Group) рассказала RB.ru о том, как попала в Россию и почему осталась, насколько сложно женщине делать карьеру в ИТ, что на Западе в этой отрасли больше сексизма и что главное - быть уверенной в себе.



- Как вы оказались в России?


- Я родилась в США. Россия всегда была для меня очень интересна, поскольку мой прадедушка - белорус, он уехал из России до революции. У нас в семье мало сведений о том, почему он уехал. Он попал в Словакию, а своих детей отправил в США. Я - представитель первого поколения моей семьи, которое получило степень в университете (мои предки - шахтеры и рабочие). В 2004 году, когда я работала в IBM в отделе исследований менеджером среднего звена, у нас начался проект по открытию исследовательской лаборатории в России. В 2005 году я получила возможность стать ассистентом вице-президента по инновациям и технологиям. В январе 2006 года я переехала в Москву. Впоследствии мне предложили вернуться обратно в США и получить повышение, но я не захотела и перешла на работу в Google.

 

До 2007 года Google серьезно не занималась русскоязычным поиском: не было необходимых разработок ни в области морфологии, ни в области структуры языка. Мы занялись решением именно этой задачи вместе со специалистами в штаб-квартире. И также работали над адаптацией под российские нужды таких продуктов, как карты. Через некоторое время Google сократили численность персонала в России, и мне тоже предложили уехать в США, но я хотела остаться в России и перешла в Mail.Ru в 2009 году. Там я работала над проектом "Мой мир", и когда покидала компанию, эта соцсеть занимала второе место на рынке.

 

Потом Microsoft предложила мне работать над созданием центра НИОКР в России со "Сколково" в 2010 году. Затем "Сколково" пригласил меня перейти к ним и заниматься формированием экспертного сообщества (так как на тот момент только появилось экспертное управление фонда "Сколково"). Опыт работы в этой сфере у меня достаточно богатый - уже более 25 лет я являюсь волонтером IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers), где работаю с их журналами, провожу экспертизу по статьям, вхожу в оргкомитеты технических конференций. В итоге мы сформировали экспертную коллегию - пригласили около тысячи активных экспертов из Гарварда, МГУ, Академии наук. В B2B-Center меня также привлек проект, связанный с формированием экспертного сообщества. Эта задача была "точкой входа". Но с того момента пул моих задач в компании сильно расширился, пригодился, в частности, мой опыт по обработке больших данных. Сейчас я являюсь директором по технической стратегии B2B-Center и курирую запуск целого ряда новых продуктов.

 

- То есть вас каждый раз пытались отправить обратно в Америку, а вы оставались в России? 


- В случае с IBM и Google все было именно так! И да, я действительно выбрала Россию. Возможно, это из-за белорусских корней. Люди и общество здесь для меня более понятные и комфортные. Мне интересно наблюдать, как все обновляется почти ежемесячно, интересные проекты появляются как грибы.

 

- Вас никогда не пугали отрицательные перемены в стране?


- Всегда есть плюсы и минусы.

 

- Насколько сложно женщине делать карьеру в IT? И приходилось ли вам сталкиваться с сексизмом?


-  Это может прозвучать странно, но я чаще встречалась с этим явлением на Западе, а не в России, хотя на Западе звучит очень много красивых слов об этом. Это можно преодолеть - необходимо быть уверенной в себе. Давным-давно в одной компании коллега-мужчина мне сказал: "Ты хочешь что-то делать с этим оборудованием? Ты кто такая? Девушка в юбочке", а я ответила, что я доктор по электронике с большим опытом в предметной области, я уже занималась такими проектами в прошлом. И поинтересовалась в свою очередь: "А ты кто?" Уверенность - это главное. Я в рамках IEEE участвую в менторской программе Women in Engineering - рассказываю о карьере молодым женщинам.

 

- Кто ваши слушательницы в рамках этой программы?


- Они работают в совершенно разных местах. На одной из конференций IEEE и Society of Women Engineers я познакомилась с молодой женщиной из Нигерии - на тот момент еще студенткой. Теперь у нее свой интернет-магазин - мы до сих пор общаемся. То есть это не только молодые девушки из Калифорнии.

 

-  А в Калифорнии многие девушки охвачены лихорадкой Кремниевой долины?


- Девушки не считают техническую карьеру очень привлекательной. Поэтому такие организации, как IEEE, постоянно пытаются показывать, что это интересная работа, что можно заниматься математикой, инженерией - и быть женщиной и матерью. Они организуют мероприятия, приглашают интересных спикеров. 

 

- Если сравнивать работу в таких американских монстрах, как IBM, Microsoft, Google, и в российской компании, то в чем отличие?


- Я могу сказать хорошее о каждой компании, в которой работала. И это не дань бывшим работодателям, а мое отношение. Если говорить об отличиях, то они в основном в корпоративной культуре. Российские компании больше похоже на стартапы в США. Хотя B2B-Center - это уже не стартап, а успешная компания, она входит в топ-20 быстрорастущих компаний России (по версии CNews), но все равно в ней есть молодой дух. Кроме того, западные компании фокусируются по большей части на западных рынках, не уделяя много внимания местным особенностям. В российских компаниях такого, конечно, нет. И нет риска того, что повышение в должности потребует переезда в главную страну.

 

- Это для вас риск?


- Для меня это риск. Отток мозгов должен быть двусторонним и сбалансированным. Для меня имеет большое значение, что я работаю в России.

 

- По данным Минкомсвязи, к 2017 году нам потребуется 1 млн программистов. Но, по самым смелым подсчетам, мы можем подготовить только 50 тысяч человек. Как бы вы оценили кадровый потенциал и какова в нем роль женщин?


- Женщины - это примерно половина рабочей силы в любой стране. И в деле решения проблемы кадрового голода они могут сыграть не последнюю роль. Молодым девушкам просто нужно показать, что быть технарем - интересно. Также большой потенциал есть в российских регионах - во многих региональных университетах, например, очень сильный преподавательский состав, я говорю об этом, исходя из опыта личного знакомства.

 

Справиться с нехваткой кадров помогут и инновационные технологии. Часть процессов будет автоматизироваться, и это должно разгрузить специалистов, которые сейчас решают схожие задачи вручную.

 

- Какой бы вы дали совет девушкам в IT относительно того, как им строить карьеру?


- Помогает, если ты заранее решишь, хочешь ли ты семью или только карьеру (но это не значит, что ты не можешь изменить решение потом). Это помогает принимать решения, например, ориентироваться, какие предложения о работе принимать и когда, в каких компаниях лучше поискать работу - в стабильных или быстроразвивающихся. Но главное - быть уверенной в себе, даже если ты одна из трех девушек на лекциях, это не значит, что тебе там нет места.

 

- Ваши планы дальнейшие связаны с тем, чтобы все-таки остаться в России?


- Да.

 

- Вы себе представляете пенсию в России?


- У меня ПИФы.

 

- Вы будете как классический американский пенсионер, который много путешествует?


- Я бы на пенсии стала профессором, чтобы общаться с молодежью.

 

- Что оказало влияние на формирование вашего образа мышления как профессионала?


-  Близкие мне люди - мои отец и дядя. Мой отец хотел, чтобы его старший ребенок был инженером, ибо папа не смог из-за войны в Корее. Когда родилась я, он сказал: "Хорошо, девочка будет инженером". Он всегда был и до сих пор остается для меня примером для подражания. Мой дядя был профессором в ведущем вузе для глухих в США. Ему приходилось сложно, поскольку в этой сфере обычно работают женщины, к тому же он не был глухим. На него всегда смотрели как на чужого. Я вижу в этом параллели с моей судьбой: он тоже должен был преодолевать барьеры в своей карьере, быть очень уверенным в себе, отличным профессионалом. Я думаю, что иметь реальный пример для подражания важнее, чем прочесть сотни книг. Если есть человек, у которого можно в тяжелую минуту попросить помощи и совета, это очень важно.

 

Особенности моего мышления объясняются также тем, что одна из моих степеней - по математике, это и к лучшему, и к худшему. К лучшему - потому что я вижу вещи очень структурированно и логично. К худшему - потому что математики всегда немного чужие.

 

- Какое у вас сложилось впечатление о Сергее Брине?


- Очень энергичный человек, и для всей команды было большой радостью, когда мы убедили его посетить московский офис в 2008 году. Он сразу наладил контакты с московскими сотрудниками. Это молодой энергичный человек, но при этом он всегда спокоен.

 

- Вы считаете, это правильно для главы корпорации? Налаживать личный контакт?


- Зависит от культуры компании. Если компания хочет сохранить молодой дух, то очень важно, чтобы был личный контакт. Генеральный директор B2B-Center назначает встречи с новыми сотрудниками, на которых они могут поделиться впечатлениями от первых дней и познакомиться лично. Это создает положительный климат, что важно для молодых технарей - знать своего руководителя и иметь возможность выступить с предложением, свободно обсуждать его. Сергей Брин старается в своей огромной компании создавать такую атмосферу.

 

- У меня всегда вызывают восторг иностранцы, которые приезжают в Россию, потому что очарованы ее культурой. Как вам отношение людей, вы замечали, что у нас очень любят иностранцев?


- Я не знаю, поскольку я не живу в кругу иностранцев. Я живу в простом районе на краю Москвы, наши друзья - это россияне. Я слышала, что у иностранцев есть два вида отношения к России: либо они любят, либо они убегают. Это говорит очень многое о стране. Это аналогично восприятию работ великих художников: либо восторг, либо ярость - равнодушным не остается никто.


Комментарии

  • Сергей Викторов — 11:10, 25.11.2014
    насчет того, что на Западе сексизма больше, с не соглашусь с уважаемым автором - она получила там образование и устроилась на работу по специальности. В России Вы можете с трудом получить диплом, но из-за криминальных действий и втихяря подсовываемой наркоты еле екончить институт, а потом... сначала стать жертовой лживого работодателя, а потом прото интоксикации и заболеть.. после долгой болезнью, вызванной несовместимым со здоровьем количеством без Вашего ведома подложенной наркоты, в том числе метамфетамина, стать жертвой фсчбшника с серьезными сексуальными отклонениями, заразного, про садизм молчу - сразу его все-таки не показывают...и потом жить не дадут...ну, "попользовавшись" бесплатной проституткой, мужичок, невостребованный без криминальных действий с его стороны, жениться, но сначала бывшу жертву дотравят до инсульта, а потом начнут обирать и использовать как могут уже другие лично, но их этой же шаки люди.. причем в России такое можент быть десятилетиями, и уголовщина не только не пресекается, но наглеет и идет по нарастающей, в нее включаются уже и суды. Так что если один неуверенный не самый успешный дурачок нахамил - это еще не сексизм.. В России женщин можно истязать, наносить им телесныве повреждения, разрушать карьеру, использовать как бесплатных проституток десятилетиями, и ничего за это не будет! Не думаю, что в США такое возможно. Каждый, конечно, делает выбор сам, но вот знаю одного не очень успешного математика, которая никак не могла защитить кандидатскую диссертацию, хотя уже преподавала, и которую муж от правил к психот ерапевту и посадил на психотропные, когда она стала смотреть на другого.. а женщина-на то на психа не тянет, в институте предает...Я, коенчно, считаю большой храбростью (или зомбированностью) не уехать обратно. Но у меня возможности уехать нет вообще, в результате криминальных действий для меня "железный занавес" с застойных времен и не поднимался..Так что на месте автора я б уехала. В России действительно опасно жить.
    • danyarudenko75mailru
      Даня Руденко — 09:36, 26.11.2014
      Откуда вы берете такую чушь о России? Не иначе как Бжезинского цитируете. Сплошной набор того, чем пичкают электорат на западе.
      • sdfghjhgfdmailru
        ро дол — 14:05, 26.11.2014
        пжалста, даня, напишите, чем пичкают электорат на Западе
        • danyarudenko75mailru
          Даня Руденко — 14:57, 26.11.2014
          Прочитайте комментарий Сергей Викторов — Вчера, 14:1 - все как под диктовку западных технологов по формированию общественного мнения.
          • danyarudenko75mailru
            Даня Руденко — 15:01, 26.11.2014
            Впрочем, похоже, что это ваш комментарий был.
    • Dok12
      Вячеслав Богданов — 07:10, 27.11.2014
      что за бред? что вы курите?
  • Сергей Викторов — 11:17, 25.11.2014
    т.е. я имела ввиду в институте преподает...но без диссертации... почему не защитила - вопрос.. то ли ей немножно работу мозга подхимичили, то ли просто не велено принимать защиту диссертацуции.. и заметьте - человек работает со студентами, принмая психотропные, потому что мужа больше не любит и смотрит на другого!! Вы что? Да если Америка допустит такое, она нищать и вымирать начнет! И заметьте, ни у от равленной жртвы, ни у препода нет детей... их просто поистязали, поиспрльзовали и "выбросили на помойку жизни".. завели себе потом семьи с другими дженщинами, детей, а у этой пытаются еще и квартиру отнять (фсбшники с бывшими женами так поступают, а тут даже и не жена...)Я бы все-таки посоветовала уважаемому автору уехать... В России уголовщина стала тяжкой и поощрятся госорганими. Здесь Ваша жизнь и здорововье, психика никак не защищены, и если что случится - преступника джаже ловить не будут...
    • tikhomirovanmailru
      Наталья Тихомирова — 08:06, 26.11.2014
      милая дама с ником Сергей Викторов, я думаю, что в какой бы стране Вы не жили, конкретно Вашу психику стоило бы поберечь...Может быть, Вам стоит попытаться сменить страну, Сент-Луис в США - премилое местечко...я во многом с Вами согласна, но статья и позиция Дженнифер мне близка и понятна, а идельных мест на планете нет, к сожалению...Вот для меня и для Дженнифер Россия очень хороша, а для Вас нет, может быть Вам стоит что-то поменять в своей жизни?И, простите за хамство (давать такую рекомендацию чужому человеку признак отсутствия воспитания, каюсь, грешна) но я искренне советую Вам обратиться к специалисту, Вам это очень-очень нужно!
      • dfghjkjhgfdsfghjkjhmailru
        апролждлорп эждлорпав — 12:09, 26.11.2014
        немилый мужичок с ником наталья тихомирова! боюсь, это не МНЕ, а ВА М надо, чтобы я обратилась с пециалисту.. сначала по обдуриванию, потом - по недвижимости... ну по маркетингу в интересах бандгрупп, причем мелких и казенную зарплату имеющих, у на в россии пока специалистов нет...И не отвечайте за Дженнифер хороша для нее Россия или не хороша... Унее все-таки американское гражданство, и она здесь работет. А что не всем в России плохо, согласна.,Вам, смотрю, неплохо, в основном за счет тех, кому Вашими "деяниями" плоховато приходится...
  • пдон пнон — 23:28, 25.11.2014
    что же до высказываний неуспешных, непривлекательных полудурков, если их считать сексисмом - так у на преподаватель, читавший какую-то ненужную чушь, говорил о студентках (а на курсе были в основном девушки) - "после и нститута вам это все не пригодится, будете стоять у плиты"... ну, лекции нехорошо пахнущего и одетого никчемного болтуна нам действительно не пригодились. Даже не помню, что он преподавал, одетый "бедно, но опрятно". Но вот такие высказывания от преподавателя - нехороший признак. С одной стороны, государство тратило средства на наше образование. А с другой работавшие на это государство считали свою работу бессмысленной, а нам выдали бы только поваренную книгу. Или просто кастрюлю. Женщину эти преплодаватели не представляли в качестве работника, но почему-то за казенную зарплату учили. Вот это уже на сексизм тянет. Не думаю, что в Америке после такого высказывания преподаватель остался бы работать в институте. А у нас ничего. Наверно, Дженнифер просто повезло быть американкой в России и не столкнуться с жизнью обычных русских баб. Кстати, я бы из майкрософта в мэйл ру не пошла бы...
    • danyarudenko75mailru
      Даня Руденко — 09:39, 26.11.2014
      Я так понимаю, это продолжение того, что вы намололи под именем "Сергей Викторов"?
  • пдон пнон — 23:37, 25.11.2014
    я на мэйл вообще не захожу... завирусован, ящики хакают, интересных проектов нет, черт-те че...
    • Dok12
      Вячеслав Богданов — 07:11, 27.11.2014
      нефиг по порносайтам лазить,и никто вас не хакнет...у меня 2 ящика на майле уже больше 8 лет, никто не хакал...спам есть, это да,а хакать...))))
    • И. Андреев
      Игорь Андреев — 09:29, 30.11.2014
      а я на майл.ру захожу, чтобы почитать новости от местных идиотов: сколько фонтанов в день, сколько дыр в новом асфальте, чем занимается семейный клан Мордвина на Волге (Самарский губернатор из нищей республики мордвы), как мордвин треплется о достижениях, а экономика резко вниз и т.д.Эту дурь никто из нормальных не обслуживает.
    • И. Андреев
      Игорь Андреев — 09:31, 30.11.2014
      работать в Сколково это в помойке ковыряться. Воровская компания с результатом < 0.
  • пдон пнон — 23:55, 25.11.2014
    По поводу русскоязычного поиска гугл позволю себе сказать, что морфология и грамматика, передача смысла в русском языке сильно отличается от ангилийского. Очень сильно, и напи санный русскими яндекс ищет для русскоговорящих лучше гугла. Но авто, надышавших гарью в Москве, так же как многие даюющие интервью телевидению, как я , пропустила существиельно? массив данных (наверно, имелось ввиду большими массивами данных), потому что данные сами по себе размера не имеют. С английского на русский нельзя перевести простым переводом слов. Зачастую нет синонимоомв, другое построение предложения и описания, да еще падежи не забыть. На английском легко и удобно думать, описавыть деятельность, но он сложен в переводе на русский и обратно. Честно говоря, я хоть английский никак выучить н могу, но люблю его больше родного русского. Кстати, я хорошо знаю русский, но, когда нужно что-то описать и сказать что и как делать, понимаю, что я его не знаю. Мне не хватает слов, которых в русском больше чем в английском. Так что для создания русскоязычного поиска желательно привлекать образованных носителей языка.
  • пдон пнон — 23:59, 25.11.2014
    русский язык очень многословен и громоздок. то, что по английски можно описать 3 короткими словами, потребует пять-шесть русских с предлогами, падежами и склонениями.Поэтому, когла я читала Набоковскую Лолиту, написанную изначально русским на после выученном им английскои и после переведенную на русский, а не могла не чтить переводчика...
    • tikhomirovanmailru
      Наталья Тихомирова — 07:53, 26.11.2014
      Пардон, уважаемая, но Вы русского не знаете, поэтому и не любите :)
      • sdfghjhgfdmailru
        ро дол — 14:18, 26.11.2014
        А Тихомирова поди в полиции работает, лексикончик-то их.Языка не то чтоб не знает, ей хорошо его знать не надо, Лолиту не писать, а напротокол или фальштвку и малого словарного запаса хватит, обозвать вещи не своими именами и примениь частично процедуры УПК и положения УК к перевранным на бумаге описаниям, а не фактам, но наехать на реального человека в собственных корыстных и презреных личных цельках - это можно...Да вот беда, мошенники врут много, мечтают чтоб все было по слову их, а того нету... садистами становятся... реальность перед ними так виновна, ну не делает что ей скажут! Кстати, обращения "уважаемая" в русском языке нет. Есть женщина, девушка, устаревшее - сударыня, барышня, дама, уже устарело товарищ, заимствованное - мисс, леди, но уважаемая - это прилагательное. К нему в заголовках писем еще существительное пишут. Это так, к слову. Может, в Вашем родном языке и одного прилагального хватит для обращения. Но тогда о русском языке с умным видом не рассуждайте.
        • sdfghjhgfdmailru
          ро дол — 14:23, 26.11.2014
          Лолита здесь приведена в качестве самого известного произведения, написанного не на родном языке, высочайшего литературного уровня, и переведенного на более сложный иностранный язык, бывший для автора родным, с сохранением художественного мастерства в литературе. А то как бы Тихомирова, если склонность к ней имеет, меня в педофилии не обвинила.
  • пдон пнон — 00:04, 26.11.2014
    И еще не совсем понятно, что Дженнифер, родной язык которой английский, хотела сказать, что иностранцы либо любят Россию, либо убегают, и это как восторг и ярость - так, вещи то несовместимые....любовь иили бегство никак не соотносятся с восторгом и яростью, и если любовь может включать тихое восхищение, то ярость и бегство две вещи противоположные... ничего не поняла..
  • пдон пнон — 00:12, 26.11.2014
    И мне кажется, что программирование привлекает девушек не потому что техникой нужно интересоваться (пардон, интерес либо есть, либо нет, тут дело не в поле, а в предпочтениях), или в природе существует связь пола и предпочитаемых наук, а потому что оно им просто интересно. Я вот самомстоятельно выучила 3 языка программирования на летних каникуках (1 для сдачи для перевода на другой курс, 2 просто так).. и что? после института болезни, отсутствие фирм, занимающися разработкой ПО, потом диплом устарел..Дженнифер плохо знает Россиию. Здесь интерес к предмету мало что решает, решают криминал и предложение на рынке труда. Реальная дискриминаци такая, какая Америке в кошмаре не привидится. В приеме на работу могут отказать только потому, что ВЫ женщина и Вам 27 лет - а вдруг вы уйдете в декрет? Может, Дженнифер и не заметила сексизма и дискриминации в России. Но не потому что его нет, а потому, что она американская гражданка, крупный специалист, (у нее все-таки не то окружение, что у простых москвичек), а не потому что его в России нет.
  • пдон пнон — 00:17, 26.11.2014
    А еще хотелось бы уточнить, по данным минкомсвязи, кому потребуется 1 млн программистов, почему к 2017 г., почему огромное количество дипломов не пригодились за 10 лет,почему за нанесение телесных повреждений средней тяжести и тяжких путем интоксикации никто не отвечает, и с чего оно взяло, что труд программистов есть кому оплачивать?
  • Людмила Теплова — 17:09, 26.11.2014
    Здравствуйте Дженнифер Очень рада с Вами познокомиться довайте пообщаемся!!!!
    • И. Андреев
      Игорь Андреев — 09:36, 30.11.2014
      давай дружить! - это из детского сада

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно