Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Должен ли хороший руководитель вызывать симпатию у подчиненных?

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Эксперты Harvard Business Review уверены: руководитель, который никому не нравится, не может быть эффективным лидером

Должен ли хороший руководитель вызывать симпатию у подчиненных?
Есть мнение, что настоящий лидер отнюдь не должен всем нравиться - напротив, он достигает гораздо лучших результатов, если действует через страх, а не через симпатию (еще Макиавелли считал эту теорию верной). Авторы книги How to Be Exceptional: Drive Leadership Success By Magnifying Your Strengths Джон Зенгер и Джозеф Фолкман изучили манеру руководства более 50 тысяч лидеров и пришли к выводу, что всего 1 из примерно 2000 может достичь успеха, если он не нравится подчиненным.

Исследователи, пишет Harvard Business Review, вывели свой индекс likability, способности нравиться - он основан на оценке модели поведения по системе "360 градусов", которая выходит далеко за рамки просто "приятного впечатления". На первый взгляд, likability похоже на некое неизменное качество личности - либо оно есть, либо его нет. Но опыт работы Зенгера и Фолкмана с тысячами лидеров говорит об обратном. Они выделили семь ключевых качеств, которые необходимо развивать лидерам, чтобы увеличить свои показатели по шкале likability.

Увеличение позитивных эмоциональных связей с окружающими. Эмоции заразительны - как грипп или простуда. Если лидер зол или разочарован, отмечают Зенгер и Фолкман, эти же эмоции он будет распространять на сотрудников. То же самое относится к оптимизму. Руководитель должен следить за собственным эмоциональным состоянием, потому что он воздействует на окружающих.

Честность и твердость в выполнении обещаний. Менеджер должен регулярно спрашивать себя, доверяют ли ему сотрудники, выполняет ли он все свои обещания и обязательства, уверены ли они, что руководитель справедлив и поступает правильно? Очевидно, что людям нравятся те, кому можно доверять.

Сотрудничество. Неправильно думать, будто руководитель живет в постоянной конкуренции с другими менеджерами и специалистами. На самом деле, компания должна объединять людей для достижения общей цели, а не превращать работу в личное соревнование. Способность работать в команде - важное качество.

Тренер, учитель и наставник. Простая техника: подумайте о человеке, который вас чему-нибудь научил, помог отработать какой-то навык. Как вы к нему относитесь? Вероятнее всего, с симпатией и уважением. Большинство людей вспоминают наставников с теплотой. Лидер должен помогать подчиненным расти - это очень эффективный способ повышения likability.

Источник вдохновения. Руководитель умеет быть нацеленным на результат и требовать совершенства. Но лучшие лидеры знают, что команду необходимо вдохновлять - порой даже засучить рукава и работать вместе с ней "в поле", а не просто контролировать выполнение задач. Вдохновляющий лидер вызывает куда больше симпатии.

Дальновидность и сосредоточенность на цели. Если сотрудники не знают точно, в каком направлении они движутся, каким образом будут достигать цели, то они ожидаемо будут недовольны и разочарованы в своей работе. Совместное обсуждение стратегии и вариантов выполнения важных задач необходимо. Трудно доверять лидеру, который сам будто бы потерялся.

Обратная связь и работа над собой. Некоторые лидеры склонны оценивать себя гораздо лучше, нежели их оценивают их подчиненные и коллеги. Этот разрыв необходимо преодолевать. Существует вполне четкая корреляция между likability лидера и тем, насколько регулярно он получает качественную обратную связь от тех, с кем работает, и насколько серьезно работает над результатами.

Джон Зенгер и Джозеф Фолкман рекомендуют для начала выбрать два пункта из этого списка и начать над ними работать. Идеальный вариант - попросить обратную связь у команды и решить, что в данный момент больше всего нуждается в доработке, что будет наиболее важно для подчиненных. Эксперты рекомендуют составить план работы над собой, где будут обозначены конкретные действия, и придерживаться его. Оценить прогресс поможет та же обратная связь через определенный промежуток времени.

Гендерная принадлежность и likability

Кроме того, как отмечают Зенгер и Фолкман, показатель likability особенно важен для лидеров-мужчин. Недавно они провели исследование и пришли к выводу, что успех не делает женщин-руководителей менее привлекательными в глазах коллег.

Исследователи, конечно, разделяют разочарование СОО Facebook Шерил Сэндберг (которая высказывалась о том, что женщинам тяжелее дается путь к лидерству, для них общество создало гораздо больше барьеров, а их успехи зачастую вызывают зависть и неприязнь), но в ходе своих изысканий они пришли к прямо противоположному выводу. На самом деле, мужчины, получающие очередное повышение в компании, воспринимаются окружающими негативно, в то время как женщины гораздо чаще сохраняют популярность на протяжении всей своей карьеры. Такие результаты они получили, используя тот же самый метод оценки "360 градусов".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Обучающие курсы и полезные ИИ-сервисы: с чего начать молодому предпринимателю
  2. 2 Google остановил показы рекламы в России, Facebook заблокирован: что это значит для рекламного рынка
  3. 3 Слив в соцсетях: как избежать «вирусного» распространения нежелательного контента
  4. 4 Не заигрывайте с лайфстайлом: Как привлечь первого клиента через социальные сети
  5. 5 Запускать таргет в Instagram через личный кабинет в Facebook или внутри соцсети — какой вариант эффективнее?