Ксения

Должен ли хороший руководитель вызывать симпатию у подчиненных?

Эксперты Harvard Business Review уверены: руководитель, который никому не нравится, не может быть эффективным лидером


Есть мнение, что настоящий лидер отнюдь не должен всем нравиться - напротив, он достигает гораздо лучших результатов, если действует через страх, а не через симпатию (еще Макиавелли считал эту теорию верной). Авторы книги How to Be Exceptional: Drive Leadership Success By Magnifying Your Strengths Джон Зенгер и Джозеф Фолкман изучили манеру руководства более 50 тысяч лидеров и пришли к выводу, что всего 1 из примерно 2000 может достичь успеха, если он не нравится подчиненным.

Исследователи, пишет Harvard Business Review, вывели свой индекс likability, способности нравиться - он основан на оценке модели поведения по системе "360 градусов", которая выходит далеко за рамки просто "приятного впечатления". На первый взгляд, likability похоже на некое неизменное качество личности - либо оно есть, либо его нет. Но опыт работы Зенгера и Фолкмана с тысячами лидеров говорит об обратном. Они выделили семь ключевых качеств, которые необходимо развивать лидерам, чтобы увеличить свои показатели по шкале likability.

Увеличение позитивных эмоциональных связей с окружающими. Эмоции заразительны - как грипп или простуда. Если лидер зол или разочарован, отмечают Зенгер и Фолкман, эти же эмоции он будет распространять на сотрудников. То же самое относится к оптимизму. Руководитель должен следить за собственным эмоциональным состоянием, потому что он воздействует на окружающих.

Честность и твердость в выполнении обещаний. Менеджер должен регулярно спрашивать себя, доверяют ли ему сотрудники, выполняет ли он все свои обещания и обязательства, уверены ли они, что руководитель справедлив и поступает правильно? Очевидно, что людям нравятся те, кому можно доверять.

Сотрудничество. Неправильно думать, будто руководитель живет в постоянной конкуренции с другими менеджерами и специалистами. На самом деле, компания должна объединять людей для достижения общей цели, а не превращать работу в личное соревнование. Способность работать в команде - важное качество.

Тренер, учитель и наставник. Простая техника: подумайте о человеке, который вас чему-нибудь научил, помог отработать какой-то навык. Как вы к нему относитесь? Вероятнее всего, с симпатией и уважением. Большинство людей вспоминают наставников с теплотой. Лидер должен помогать подчиненным расти - это очень эффективный способ повышения likability.

Источник вдохновения. Руководитель умеет быть нацеленным на результат и требовать совершенства. Но лучшие лидеры знают, что команду необходимо вдохновлять - порой даже засучить рукава и работать вместе с ней "в поле", а не просто контролировать выполнение задач. Вдохновляющий лидер вызывает куда больше симпатии.

Дальновидность и сосредоточенность на цели. Если сотрудники не знают точно, в каком направлении они движутся, каким образом будут достигать цели, то они ожидаемо будут недовольны и разочарованы в своей работе. Совместное обсуждение стратегии и вариантов выполнения важных задач необходимо. Трудно доверять лидеру, который сам будто бы потерялся.

Обратная связь и работа над собой. Некоторые лидеры склонны оценивать себя гораздо лучше, нежели их оценивают их подчиненные и коллеги. Этот разрыв необходимо преодолевать. Существует вполне четкая корреляция между likability лидера и тем, насколько регулярно он получает качественную обратную связь от тех, с кем работает, и насколько серьезно работает над результатами.

Джон Зенгер и Джозеф Фолкман рекомендуют для начала выбрать два пункта из этого списка и начать над ними работать. Идеальный вариант - попросить обратную связь у команды и решить, что в данный момент больше всего нуждается в доработке, что будет наиболее важно для подчиненных. Эксперты рекомендуют составить план работы над собой, где будут обозначены конкретные действия, и придерживаться его. Оценить прогресс поможет та же обратная связь через определенный промежуток времени.

Гендерная принадлежность и likability

Кроме того, как отмечают Зенгер и Фолкман, показатель likability особенно важен для лидеров-мужчин. Недавно они провели исследование и пришли к выводу, что успех не делает женщин-руководителей менее привлекательными в глазах коллег.

Исследователи, конечно, разделяют разочарование СОО Facebook Шерил Сэндберг (которая высказывалась о том, что женщинам тяжелее дается путь к лидерству, для них общество создало гораздо больше барьеров, а их успехи зачастую вызывают зависть и неприязнь), но в ходе своих изысканий они пришли к прямо противоположному выводу. На самом деле, мужчины, получающие очередное повышение в компании, воспринимаются окружающими негативно, в то время как женщины гораздо чаще сохраняют популярность на протяжении всей своей карьеры. Такие результаты они получили, используя тот же самый метод оценки "360 градусов".

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно