Полина

Экономист: новый антикризисный план "под копирку" списан с плана 2008 года


Вчера, 27 января премьер-министр Дмитрий Медведев подписал антикризисный план, одобренный ранее Владимиром Путиным, в основе которого лежит стратегия обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Мы прочитали текст плана вместе с экономистом. Он считает, что документ нужно переписать.


Фото: РИА Новости
28 января Медведев провел селекторное совещание с главами регионов РФ, на котором обсудил реализацию антикризисного плана. Как отметил министр финансов Антон Силуанов, в этом году власти не станут увеличивать расходы, перераспределят ресурсы на более нужные направления экономики, будут действовать в рамках жесткой бюджетной политики, чтобы к 2017 году выйти на бездефицитный уровень.

Напомним, что  президент Владимир Путин ознакомился с  антикризисным планом еще на прошлой неделе. Тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что общая стоимость антикризисных мер может составить более $1,3 млрд, однако окончательная сумма расходов появится ближе к марту, написал РБК со ссылкой на источник в правительстве.

Согласно обнародованному на сайте правительства плану, власти собираются изменить структуру российской экономики и стабилизировать работу системообразующих организаций в ключевых отраслях, достичь сбалансированности рынка труда, снизить инфляцию, смягчить последствия роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достичь положительных темпов роста и макроэкономической стабильности. Такие меры смогут способствовать выходу на уровень сбалансированного бездефицитного бюджета к 2017 году, считают в правительстве.

Расходы бюджета в течение трех ближайших лет планируется ежегодно снижать на 5%, при этом в 2015 году сокращение расходов будет более значительным - на 10%.  Одна из статей экономии - уменьшение затрат  на органы госвласти. Также власти намерены перераспределять потоки финансовой поддержки – стратегически важные отрасли экономики стимулировать финансово. Так, на развитие АПК выделят до 50 млрд рублей, к июлю напишут программу по импортозамещению в промышленности и ТЭК, при этом расходы РФ на оборону не изменятся.

Что касается социальных пунктов плана, правительство индексирует с 1 февраля страховые пенсии соразмерно индексу роста потребительских цен в 2014 году, который составил 11,4%. Единовременная выплата из материнского капитала тем, кто имеет на нее право, составит 20 тысяч рублей.

Приоритет антикризисных мер - банковская система, которую планируется докапитализировать из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на сумму до 250 млрд рублей, ВЭБ получит до 300 млрд рублей. Об эффективности этих и других пунктов плана мы поговорили с директором Института стратегического анализа ФБК Игорем Николаевым. Что, все-таки, в плане хорошего, а что плохого?

- Как в целом оцениваете антикризисный план? Отвечает он потребностям нашего общества и экономики?

На самом деле, это не тот план, который нужен нашей стране, потому что он не поможет предотвратить спада экономики. Обосновать это можно и с формальной точки зрения, и по существу. Я кратко выскажу и то, и другое. Формально этот план – то же самое, что правительство уже делало шесть лет назад во время первой волны мирового финансового кризиса. В нем даже приоритеты расставлены такие же, как для плана кризиса 2008 года: направить триллион средств в разные сферы, и кризис закончится, но мы же понимаем, что ничего подобного не произойдет. Власть обосновывает правильность своих действий  тем, что Россия уже была в подобной ситуации и вырулила из нее, но по формальной логике мы же видим, что причины кризиса другие, и быстро он не закончится. Поэтому план должен быть принципиально другой по содержанию.

Что касается цифр, определенных не конкретно, а до какой-то суммы, это очень странная практика, я не помню подобного прежде. Если нужно уточнить цифры, пожалуйста, уточняйте, господа! План должен быть с конкретным цифрами, а не  с размытыми значениями, согласитесь? Такой подход к составлению документа полностью дезориентирует.

По существу плана скажу, что, в принципе, это должна быть не раздача денег, как мы видим сейчас, а, действительно, серьезные мероприятия, которые позволили бы оживить экономическую активность.

- Приведите несколько примеров, из чего должен состоять реальный план.

Если затрагивать тему налогов, то нельзя ограничиваться только разрешением снижать налоги для малого регионального бизнеса, а необходимо в целом менять налоговую базу на федеральном уровне и в целом снижать налоги.  Регионы, которые находятся в предбанкротном состоянии, вряд ли оценят эти "филологические" льготы.

Нужно отменить наши продовольственные антисанкции; пересмотреть приоритеты перераспределения средств из Фонда национального благосостояния в пользу проектов с максимальным мультипликативным эффектом; пересмотреть приоритеты федерального бюджета, и в этом смысле сохранять расходы на оборону – полный бред.

Таким образом, я считаю, что данный план не только не поможет, но и усугубит положение экономики, и, таким образом, власть продемонстрирует свою недееспособность с точки зрения выработки адекватных профессиональных решений.

Комментарии

  • Валерий Воложин — 19:01, 28.01.2015
    Из интервью российского эксперта, доктора исторических наук Александра Николаевича Сытина. "Поэтому я и говорю, что полный кризис режима наступит ровно тогда, когда режим окажется неспособен платить. Думаете, омоновцы мерзнут в тридцатиградусный мороз и разгоняют митинг в защиту Навального из идейных соображений? В гробу они видали все эти идейные соображения, уверяю вас. Они профессионалы, им платят, они получили приказ. Они так же живут во взятых в ипотеки квартирах, они так же ездят в свободное от службы время на взятых в кредит "Тойотах"….Вся вертикаль власти отстроена таким образом, что она базируется на трансферах из центра в регионы. Если представить себе, что у центра закончатся средства и эти трансферы не будут осуществляться, тогда вы мне позвоните, и мы с вами поговорим о том, что будет….Мне это безумно напоминает конец 1916 – начало 1917 года, ситуацию, когда никаких планов реально не существует. Все живут со дня на день. Вот Путин одобрил антикризисную программу правительства. Я почитал: там нет никакой программы, там ничего нет. Процентная ставка 17% пока остается, может быть, станет 15, ну и что? Так называемые антисанкции остаются. Что, завтра курс будет опять 30? Не будет. Поэтому здесь нет выхода. Что, за один год в стране, где нет экономики, вообще нет по определению, она появится? Что, всем раздадут по гектару земли на Дальнем Востоке, и здесь начнется необыкновенный подъем сельского хозяйства? Это же несерьезный разговор. Все, что я слышу пока, не заслуживает даже комментариев.– То есть это можно назвать паникой, полной растерянностью?– Я бы это назвал пока не паникой, но именно растерянностью и, самое главное – постепенной, достаточно быстрой потерей управляемости".Источник:http://ru.krymr.com/content/article/26811430.html
    • kiryushaartemevlistru
      Кирилл Артемьев — 00:34, 29.01.2015
      хочется уточнить у Александра Николаевича, когда у нас омоновцы разгоняли поддерживающих навального? не 15го ли января? так ведь тогда и разгонять-то некого и незачем было - за навального пришло 150 человек, а за Путина - 500. а еще хотелось бы спросить: а в какой стране власть не сломается, когда станет неспособна платить? в какой стране люди готовы идеями питаться и одеваться?
      • kiryushaartemevlistru
        Кирилл Артемьев — 22:54, 29.01.2015
        на манежке пятая колона смотрелась просто жалко. и это радует.
  • Олег Хорин — 23:15, 28.01.2015
    Любой либеральный "эксперт" легко заявляет, что нужно делать что-то кардинальное, а не просто распределять деньги, но при этом ни один не может пояснить, что именно можно сделать "кардинального" в порядке экстренной помощи экономике. В итоге тот же цитируемый здесь Николаев из "кардинального" предлагает поджать хвост перед США, отменив продовольственные антисанкции и тем самым забрав у с/х производителей шанс на быстрое развитие и.... перераспределить деньги! БРАВО!!! Дорогой вы наш, и очень мудрый "эксперт"!!!))))
    • kiryushaartemevlistru
      Кирилл Артемьев — 00:31, 29.01.2015
      ну почему же. еще он предложил снизить налоги. хотя конечно без предложения как при этом восполнить потери бюджета, это предложение - популизм чистой воды, рассчитанный на электорат.
      • svmjvnwjd123mailru
        Валерий Воложин — 05:41, 29.01.2015
        Ссылка По ссылке статья "Почему тракторный завод останется в Канаде". Путин В.В. заинтересовался вопросом, почему ростовский тракторный завод "Ростсельмаш" перенес производство в Канаду, статья об этом. Оказалось, что производить тракторы в Канаде выгодно, а в России - себе в убыток. И переломить такую ситуацию ни Путин В.В., ни Правительство РФ не может и не станет. И дело здесь не только в налогах, хотя и в них тоже. Кстати, в интервью эксперта А.Н.Сытина я не нашел каких-либо предложений о снижении налогов.
        • KYM
          Юрий Холодилин — 09:20, 29.01.2015
          Да с производством как-то в России, не жалуют нас власти условия менять...Хоть ВВП и сказал, что уже не изгои предприниматели, но еще видимо не дошло до кого надо, вот и в "антикризисном" плане ничего нет про гос. регулирование монополии на потребителя в торговых сетях, чтобы урегулировать сбыт для рос.производителя и разрешить встретиться отечественной продукции с рос. потребителями на полках торговых сетей.Рост экономики в 2-3 раза без бюджетных затрат. Почему бы нет? Разве для страны это плохо?
          • ilyiniryandexru
            Игорь Ильин — 11:06, 29.01.2015
            Вообще-то сделали особые экономические зоны для производства, в Калиниграде, Казани(Елабуга), дальний восток, и еще где-то.
            • KYM
              Юрий Холодилин — 12:08, 29.01.2015
              и что? всей стране туда перебазироваться? А сбывать продукцию куда? зачем производить, если сбыть не получится? сделали льготные зоны для иностранных производств, что и прогнозировалось по схеме:- заход на территорию страны торговых сетей- блокирование для сбыта продукции местного производств- строительство своих завод и скупка разорившихся местных производств- массовый завоз своих специалистов и обработка местного населения;- смена власти демократическим путем
              • ilyiniryandexru
                Игорь Ильин — 12:24, 29.01.2015
                согласен, просто писать об этом не стал, т.к. другой вопрос. Я даже не знаю зачем вообще производить в этой стране, это нужно только правительству, а тем более как продать.
                • kiryushaartemevlistru
                  Кирилл Артемьев — 22:57, 29.01.2015
                  я считаю, создание условий для того что бы иностранцам выгоднее было производить у нас, а не ввозить - правильное решение. это создание рабочих мест, налоги в бюджет.
                  • ilyiniryandexru
                    Игорь Ильин — 10:18, 30.01.2015
                    Да. абсолютно верно, только у них до этого были условия для жесткой конкуренции, а если местные начнут жестко конкурировать, то они начнут ныть всем на мир.
          • ilyiniryandexru
            Игорь Ильин — 11:11, 29.01.2015
            Немного не согласен с этим экономистом, деньги дали тем, кто и потерял деньги от санкций, а то что он говорит надо другим деньги дать, так они ничего не потеряли, а наоборот из-за бессмысленного спроса даже подзаработали, а те у кого кредиты в валюте и они деньги банкам отдают, это их проблемы, и выход из этой ситуации есть. Нужно деньги дать в другие сферы экономики, если бы они там нужны были бы, давно б дали, а так как не было перспектив в этом секторе так он и не перспективен, даже в кризис инвестиционную деятельность не смог развить - это говорит о слабоумии учредителей и топ-менеджером этих сфер, и чьи это проблемы?!(это все равно что сейчас космопромышленность в африке развивать))))
          • svmjvnwjd123mailru
            Валерий Воложин — 12:59, 29.01.2015
            "...уже не изгои предприниматели"7 Почему Сталин в 1928 остановил НЭП и приступил к коллективизации? Дело в том, что НЭП и "опора на кулака" влечет за собой развитие класса мелкой и средней буржуазии. И на определенной стадии развития этот класс неизбежно потребует для себя власть, что грозит отстранение от власти нового правящего класса "красных директоров" - партхозноменклатуры, то есть "властной вертикали". А властная вертикаль этого не желала. А что сегодня? Есть тоже властная вертикаль, на верхушке которой конгломерат высоких чиновников и олигархов, которые по сути тоже чиновники - "управляющие при своих капиталах". Если создать условия для развития малого и среднего бизнеса, то вырастет класс независимых собственников, которые потребуют изменения условий функционирования бизнеса.Таким образом, это угрожает разрушением "властной вертикали". Поэтому на словах создаются условия для развития малого бизнеса, а на деле мало что меняется.Например, если сделать суды независимыми и воплотить в жизнь принцип верховенства закона, то как тогда получать откаты? Как использовать административный ресурс для банкротства конкурента и завладения его активами? А ведь современная властная вертикаль в отличие от сталинской держится на коррупции и является средством конвертации адмресурса в наличные.Так что ничего реально для развития бизнеса в России власть сделать не может и никогда не захочет.
        • mvechnobkru
          Николай Ратачёв — 10:53, 29.01.2015
          Слова Сытина из этой статьи: "необходимо в целом менять налоговую базу на федеральном уровне и в целом снижать налоги" - не заметили?
          • svmjvnwjd123mailru
            Валерий Воложин — 12:28, 29.01.2015
            СсылкаВот эта статья. В ней этих слов нет. Любой может в этом убедиться, нажав на ссылку и прочитав статью.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно