Архив rb.ru

Эксперт: дефолт Греции, скорей всего, будет, но дефолтом его не назовут

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

30 июня (до 1 ночи 1 июля по московскому времени) Греция должна погасить свой долг перед МВФ в размере 1,55 млрд евро.

Эксперт: дефолт Греции, скорей всего, будет, но дефолтом его не назовут
Присоединиться

30 июня (до 1 ночи 1 июля по московскому времени) Греция должна погасить свой долг перед МВФ в размере 1,55 млрд евро. Однако, по словам министра экономики, инфраструктуры, морских дел и туризма Георгоса Статакиса,  это не произойдет. Если платеж не поступит, это будет означать дефолт. Кроме того, на 5 июля в стране назначен референдум по вопросам, соглашаться ли на новые меры экономии, означающие повышение налогов и сокращение бюджетных расходов. Отказ будет означать выход Греции из еврозоны.

Фото: РИА Новости

 

Введение в Греции контроля за движением капитала увеличило угрозу выхода страны из еврозоны. По оценке Morgan Stanley, вероятность такого сценария с 40-60%, Eurasia Group –  30-40%. Даже если греки выплатят 1,6 млрд евро МВФ 30 июня, без улучшения ситуации в экономике вероятность выхода Греции из еврозоны в ближайшие месяцы будет оставаться высокой, пишут аналитики Capital Economics.

 

Председатель еврокомиссии Жан-Клод Юнкер верит, что Греция не покинет еврозону (об этом он говорил до заявления Статакиса). Канцлер ФРГ Ангела Меркель также готова продолжить переговоры с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом.

 

Йозеф Стиглиц, нобелевский лауреат по экономике, профессор Колумбийского университета, в своей статье для Telegraph, объясняет, что истинная природа спора и нарастающего крещендо препирательств между Грецией и кредиторами лежит не в плоскости экономики и денег, а в плоскости власти и демократии:


"Экономическая программа, разработанная тройкой (Еврокомиссией, ЕЦБ, МВФ), навязанная Греции пять лет назад, ужасна – она привела к падению ВВП страны на 25%. Кажется, ни у одной депрессии не было таких последствий – уровень безработицы среди молодежи в стране превышает 60%, полагает Стиглиц.

 

Теперь же тройка отказывается принимать ответственность за свои прогнозы и модели. Но что еще более удивительно – что европейские лидеры не учатся. Тройка по-прежнему требует, чтобы Греция достигла бюджетного профицита в размере 3,5% к 2018 г.

 

Экономисты всего мира назвали эту цель карательной, потому что достижение ее неизбежно приведет к еще более глубокому спаду. В самом деле, даже если долг Греции будет реструктуризирован, страна останется в депрессии, если избиратели поддержат референдум, который навязан тройкой, в эти выходные.

 

Штиглиц указывает на то, что из огромного количества денег, выделенных Греции, страна не получила ничего: "Все пошло на выплату долгов частным кредиторам - в том числе, немецким и французским банкам. Греция получила помощь, но это гроши, однако она заплатила высокую цену, чтобы сохранить банковские системы этих стран. МВФ и другим "официальным" кредиторам не нужны деньги, которые они требуют. Скорей всего, эти средства вновь будут выделены Греции как новый кредит".

 

Штиглиц считает, что это история не про деньги, а про то, чтобы заставить Грецию  подчиняться и согласиться на неприемлемые условия – не только меры экономии, но и другие регрессивные и карательные меры политики.

 

"Почему Европа делает это? Почему лидеры ЕС сопротивляются референдуму и отказались даже отложить дату выплаты очередного долга 30 июня? Неужели Европа не за демократические ценности?

 

В январе граждане Греции выбрали правительство, которое обещало покончить с мерами жесткой экономии. Если бы правительство просто хотело выполнить свои предвыборные обещания, то уже бы давно отклонило предложение кредиторов. Однако оно хотело дать грекам возможность взвесить все за и против для будущего благополучия своей страны", - пишет он.

 

"Эта забота о легитимности несовместима с политикой еврозоны, которая никогда не была  демократическим проектом. Большинство членов правительства не получили одобрение народа, чтобы отказаться от денежного суверенитета ЕЦБ. Когда в Швеции сделали это, шведы сказали нет. Они понимали, что безработица будет расти, если денежно-кредитная политика в стране будет устанавливаться центральным банком, который в основном волнует уровень инфляции. Экономика будет страдать, потому что экономическая модель, лежащая в основе еврозоны,  была основана на отношениях власти, что ставит работников в неблагоприятное положение.

 

Правительства Франции, Германии и Италии обеспокоены, что греки проголосуют за сохранение их  членства в еврозоне в воскресенье, так как банки остаются закрытыми.

 

И, конечно, то, что мы наблюдаем сейчас, спустя 16 лет после появления еврозоны является антитезой демократии: многие европейские лидеры хотят видеть конец левацкого правительства, возглавляемого премьер-министром Алексисом Ципрасом. Они, похоже, считают, что, в конечном итоге, могут сместить  греческое правительство, запугивая его и заставляя принять соглашение, которое противоречит его мандату.

 

Тяжело советовать грекам, как голосовать 5 июля. Ни одна из альтернатив – поддержать или проголосовать против предложения тройки – не будет легкой, и обе несут огромные риски. Голосование за будет означать депрессию без конца. Возможно, страна, исчерпавшая все свои силы (продавшая все свои активы,  молодежь которой эмигрировала), может, наконец, получить прощение всех задолженностей. Возможно, Греция сможет, наконец, получить помощь от Всемирного банка. Все это может произойти в следующем десятилетии, или, возможно, в течение десяти лет после этого.

 

Напротив, голосование против принятия условий кредиторов даст возможность Греции, с ее сильной демократической традицией, взять свою судьбу в свои руки. Греки могут получить возможность самим создавать свое будущее, что, хотя не так процветающе, как в прошлом,  сулит большие надежды, чем непомерные пытки настоящего.


Я знаю, как бы я проголосовал".

 

Галерея

Галерея

 

Директор Центра политических исследований Финансового Университета Павел Салин:

 

"Судя по заявлениям европейских чиновников и анализу текущей ситуации, я оцениваю вероятность выхода Греции из еврозоны менее чем в 50%. Дефолт, скорей всего, будет, но его дефолтом не назовут, потому что это не в интересах Греции, Евросоюза и не в интересах Запада. Сейчас это подается как нечто из ряда вон выходящее, но вообще-то у Греции уже была два дефолта в 2012 г.- в феврале и в декабре. Во-первых, дефолт не влечет автоматический выход из еврозоны, во-вторых, никто не признает, что это был дефолт - изобретут красивую формулу, как, например, Америка в 1971 г. отказалась от золотого стандарта и своих обязательств и вышла из Бреттон-Вудской системы, но была изобретена хитрая формулировка, и никто не назвал это дефолтом. Сейчас то же самое сделают в отношении Греции. Выход из еврозоны маловероятен, поскольку это сразу породит пересуды и даст козыри оппонентам, в том числе России. Это не в интересах всех западных игроков, в том числе США, чтобы Греция выходила из еврозоны. Правительство посредством референдума просто перекладывает ответственность на население – естественно, это было сделано".

 

Washington Post объясняет, что случится, если Греция покинет еврозону:

 

Греция


Падающая новая драхма, двухзначная инфляция, импорт (продовольствие и нефть) будет регулироваться, компании, имеющие кредиты в евро, могут обанкротиться, и правительство будет постоянно балансировать бюджет. Другими словами, хуже уже не будет, если мы говорим о стране с  безработицей 25%. Но спустя год-два станет легче,  и Греция будет страной с дешевой валютой, что сделает ее экспорт более конкурентоспособным, а туризм более привлекательным. Таким образом, восстановление пойдет гораздо быстрее, чем если она останется в еврозоне.

 

Европа


Во-первых, потеряет сотни миллиардов. Правительство Греции не только получило 240 млрд евро, но ее банки также получили 89 млрд евро кредитов от ЕЦБ, что приведет к дефолту в случае выхода из еврозоны. Расходы по займам лягут на Италию, Испанию, Португалию и, но тот факт, что ЕЦБ покупает их облигации и пообещал купить столько, сколько нужно, чтобы сохранять ставки на низком уровне, означает, что они не должны подняться. В-третьих, неопределенность окажет дальнейшее давление на  евро, увеличивая экспорт этой валюты. И, наконец, хотя это может прозвучать жестоко, самое худшее, что может случиться  с Европой – если Греции после выхода будет хорошо. Это придаст уверенности политическим силам, которые выступают против мер экономии, по всему континенту, показывая им, что им нечего терять.

 

США и все остальные


С банками все будет в порядке. Могут обвалиться некоторые хедж-фонды. И сильный доллар (оборотная сторона слабого евро) может сделать экспорт чуть менее конкурентоспособным за рубежом. Однако дефолт страны, чей ВВП размером с ВВП Коннектикута, не представляет большой угрозы.  

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter