Дина

Почему МАК приостановил действие сертификатов Boeing 737? Отвечает военный летчик


Межгосударственный авиационный комитет (МАК) приостановил действие в России сертификатов самолетов типа Boeing 737 и дал по этому поводу свои разъяснения. RB.ru поговорил с экспертом о причинах такого решения МАК и его последствиях для рынка авиаперевозок России.


Фото: РИА Новости

Новости о том, что МАК вынужден приостановить действие в России всех выданных сертификатов на самолеты Boeing 737, появились вчера и были тут же интерпретированы наблюдателями как запрет на полеты этих воздушных судов. При этом по данным Росавиации, российские перевозчики используют 194 самолета Boeing 737. Больше всего их у компании UTair - 50 из 77, у "Аэрофлота" - 12 из 164. Авиапарк лоукостера "Победа" и вовсе полностью состоит из Boeing 737-800, а другая "дочка" "Аэрофлота" - "Оренбургские авиалинии" - эксплуатирует 16 таких самолетов (всего в парке 19 судов). Получается, что для этих компаний запрет на полет привел бы к остановке бизнеса. В этой связи стали появляться мнения, что решение МАК по Boeing 737 - это месть за банкротство "Трансаэро", ведь глава комитета Татьяна Анодина - свекровь бывшего гендиректора авиакомпании Ольги Плешаковой и мать бывшего владельца авиаперевозчика Александра Плешакова.

МАК на своем сайте (в разделе "Новости") опубликовал разъяснения по поводу своего решения. Комитет отмечает, что с момента последней катастрофы с участием Boeing 737 в Казани в ноябре 2013 года Росавиация не раз ставила вопрос о необходимости доработать самолеты этого типа и указывала на то, что причиной крушения стал отказ системы управления рулем высоты. По итогам проведения международного расследования такая версия не подтвердилась. Росавиация с итогами расследования согласилась, но позже отозвала свою подпись под итоговым документом, озвучив свою прежнюю позицию о причине авиакатастрофы. При этом МАК отмечает, что Росавиация не принимала никаких действий по ограничению эксплуатации самолетов Boeing 737. Поэтому у комитета "вызывает серьезную озабоченность" тот факт, что Росавиация, заявляя о недостатках самолетов этого типа, не информировала об этом российские авиакомпании и надзорные органы. "Если данное мнение Росавиации компетентно, то вызывает тревогу, что более 20 млн пассажиров самолетов семейства Boeing 737 длительное время подвергались существенным рискам", - говорится в заявлении МАК.

"Ни в коем случае не интерпретируйте это решение МАК как запрет", - говорит RB.ru Владимир Попов, генерал-майор, заслуженный военный летчик, кандидат технических наук, заместитель редактора журнала "Авиапанорама". По его словам, у МАК юридически нет такой возможности, так как это рекомендательный орган, который может дать свою экспертную оценку и вынести предложения Росавиации и Минтрансу РФ по тем или иным моментам. Поэтому, по его словам, неправильно преподнося эту новость, СМИ наносят косвенный удар по МАК и его главе Татьяне Анодиной.

Решение МАК по Boeing, скорее всего, действительно принято на фоне известной катастрофы двухлетней давности в Казани, говорит Попов. По его словам, расследования по таким катастрофам могут вестись длительное время - вероятно, сейчас МАК собрал какой-то анализ и выработал свои предложения. Просто это произошло на фоне крушения "Аэробуса" над Синаем, поэтому было так остро воспринято как нагнетание обстановки.

Что касается версий об экономической мести за "Трансаэро", то Владимир Попов считает, что здесь не надо "политизировать вопрос" и расставлять точки над i, "ударяя стрелой по МАК и Анодиной". "Я знаю Анодину как грамотную, умную женщину. Она имеет возможность тактично все преподносить. Бить наше государство под дых - нет, такого она бы не сделала", - говорит эксперт, добавляя, что не защищает главу МАК, а просто высказывает мнение.

Сейчас МАК и Росавиация сядут за стол переговоров (на 6 ноября назначено совещание по вопросу "Боингов"). Росавиация расскажет, что она сделала в этом направлении по предложениям МАКа. А МАК - еще раз заострит внимание на проблемах. По мнению эксперта, может быть, даже появятся какие-то косвенные указания на причины крушения А321, ведь специалисты МАК тоже работают на месте катастрофы.

При этом Росавиация вряд ли вот так сразу, выслушав МАК, запретит эксплуатацию Boeing, считает Попов. Посадить все самолеты - это значит, с экономической точки зрения, нанести себе такой ущерб, который потом долго придется расхлебывать, говорит эксперт. Он обращает внимание на то, что на сегодняшний день российским перевозчикам нечем заменить эти воздушные суда.

Авиакомпания "Победа" уже заявила, что, несмотря на отзыв сертификатов, продолжает выполнять полеты на Boeing 737. "Наши самолеты летают на основании сертификата Бермудских остров", - прокомментировали источники "Интерфакса" в авиакомпании. Владимир Попов обращает внимание на то, что если надзорный орган внутри России примет решение запретить полеты этого типа самолетов, то этому запрету придется подчиниться всем авиакомпаниям или же выводить свои суда из воздушного пространства России.

Глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун заявил сегодня, что приостановка сертификата МАК затронет только шесть самолетов, принадлежащих "дочке" "Аэрофлота" "Авроре" и компании "Газпромавиа". Порядка 200 самолетов Boeing 737 находятся в иностранных реестрах, на них решение МАК по отзыву сертификата никак не повлияет, говорит он. А по вот этим шести самолетам сегодня будет приниматься решение на совещании в Росавиации с участием авиакомпаний-эксплуатантов, представителей МАК и Boeing. "И тут уже трудно сказать сегодня, какое решение примет Росавиация. Потому что именно на основании сертификата, который выдает МАК, Росавиация выдает сертификат летной годности", - пояснил Тасун (цитата по ТАСС).

Компания Boeing сделает все возможное, чтобы снять все сомнения по безопасности самолетов семейства 737, заявил сегодня президент компании в РФ и СНГ Сергей Кравченко.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно