Ксения

Эксперт: неограниченные отпуска предлагают только там, где сотрудники ими не воспользуются


Самым интересным "корпоративным заявлением" минувшей недели (а, быть может, даже всего сентября) стало решение основателя корпорации Virgin Ричарда Брэнсона предоставить сотрудникам безлимитные отпуска. Эксперты продолжают обсуждать то, как это может повлиять на бизнес и реальную ситуацию с отпусками.


Фото: Fotoimedia

Сэр Ричард Брэнсон отметил, что сотрудники могут отдыхать сколько угодно - при условии, что их отсутствие не скажется на бизнесе и, если уж на то пошло, их собственной карьере. По его словам, идея пришла к нему из Netflix: дочь Брэнсона Холли прислала ему статью о том, что в этой компании сотрудники берут столько дней отпуска, сколько им необходимо. Она предположила, что неплохо будет сделать что-то подобное в Virgin. И вот с благословения Брэнсона Virgin присоединилась к 1% американских компаний, где сотрудникам предоставляют неограниченные отпуска. Количество таких компаний, отмечает Business Insider, остается постоянным вот уже в течение нескольких лет.

В Netflix такая система действует с 2002 года. Руководство компании поняло, что законодательство штата Калифорния никаким образом не обязует работодателей формализовать систему отпусков, поэтому было решено "пропустить бюрократическую канитель". Вскоре сотрудники стали брать столько дней отпуска, сколько им требовалось, предварительно согласовав это со своим руководителем. Политика "безлимитного отдыха" действует в технических компаниях, ориентированных на результат, - таких, как HubSpot и Evernote. Сложно поверить, но у такой системы организации отпусков есть недоброжелатели. Как отмечают эксперты, с этой системой может получиться так, что сотрудники будут отдыхать не больше, а наоборот - гораздо меньше.

Известный IT-блогер Джейкоб Каплан-Мосс утверждает, что так называемые неограниченные отпуска могут стать причиной чувства вины у сотрудников, которые решатся отдохнуть больше, чем их коллеги. В итоге это приводит к переработкам, потому что никто не знает, сколько конкретно нормально (и принято конкретно здесь) отдыхать.

Профессор школы менеджмента Sloan при Массачусетском технологическом институте Лотте Бейлин тоже считает, что сотрудники могут страдать от переработок, сталкиваясь с возможностью "безлимитного" отпуска. Он считает, что в теории это выглядит очень привлекательно. На практике же перед сотрудниками будет стоять проблема, которую в Columbia Business School называют "перегрузкой выбора". Когда вариантов слишком много, у выбирающего зачастую случается своего рода паралич: он либо склонен к чрезмерному риску, либо не способен принять решение вообще. То же самое касается неограниченного отпуска: многие так и не решаются воспользоваться таким бонусом, потому что не могут определить "правильного" количества дней, которые уместно взять. А вот некоторые специалисты в прямом смысле слова живут и дышат своей работой: недавно The Wall Street Journal писал о рекламно-технологической компании из Лос-Анджелеса Enplug. Компания арендует для своих десяти сотрудников дом, в котором они вместе с удовольствием живут и работают. Эта практика, когда стартапы объединяют рабочее и жилое пространство, чтобы сэкономить, - не редкость.

Еще один аргумент против неограниченных отпусков привел писатель Мэтью Иглесиас. Он утверждает, что предлагают такое только те компании, которые знают, что их сотрудники никогда не захотят взять очень длительный отпуск. Это, по словам эксперта, в основном те компании, где гарантия занятости напрямую связана с производительностью.

Самая большая проблема Брэнсона в том, что, несмотря на его энтузиазм, ему не хватает точных предписаний относительно реализации этой инициативы. "Это звучит не слишком продуманно. Люди могут брать меньше отпусков, потому что не будут точно знать, что это - реальная возможность дополнительно отдохнуть или PR-ход компании", - говорит профессор Бейлин. Как отмечает эксперт, сотрудники могут легко потеряться в этой двусмысленности.

Специалисты в области менеджмента склоняются к тому, что самые прогрессивные "отпускные политики" - те, которые реально мотивируют взять отпуск. Например, FMCG-компания Quirky строит блоки обязательных отпусков в производственном календаре: это первые недели мая, августа и января (самые "медленные" отрезки года). Основатель компании Бен Кауфман считает, что это приведет к улучшению работы, поможет делать лучшие продукты, а также поможет поддержанию эмоционального баланса в команде.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно