Екатерина

Эксперт о возможном банкротстве "Ютэйр": надеюсь, что эта ситуация никому не испортит Новый год


Вчера, 9 декабря, стало известно, что ИФК "Авиализинг" направила в суд заявление о банкротстве авиакомпании "Ютэйр". Также  вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство рассматривает вопрос поддержки авиакомпании  "Ютэйр". Олег Пантелеев, главный редактор "Авиапорта", рассказал RB.ru, чем, по его мнению, эта ситуация грозит клиентам перевозчика.

Фото: РИА Новости


Проблемы у авиакомпании "Ютэйр" возникли из-за банкротства турфирм,  необходимости платить лизинговым компаниям в валюте и падения спроса на перевозки. Летом компания запустила программу снижения издержек, предусматривающую сокращение управленческого персонала, оптимизацию маршрутной сети, уменьшение времени обслуживания пассажиров.

 

В течение октября-декабря к авиакомпании предъявлено несколько крупных исков: два иска к "Ютэйр" на общую сумму более 125 млн руб. от ООО "Авиапредприятие "Газпром авиа", ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" -  на сумму 28,6 млн руб., ОАО "Аэропорт Курган" - на 6,546 млн руб., ИФК  "Авиализинг" направила в суд заявление о банкротстве авиакомпании "Ютэйр" в связи с неисполнением авиакомпанией "Ютэйр" судебных решений, вступивших в законную силу, на общую сумму более 3,5 млн руб. (согласно сообщению "Ютэйр" не платит за аренду с июня 2011 г.)

 

Также в отношении перевозчика запущено исполнительное производство по иску "Альфа-банка" о взыскании долга  в размере $11,854 млн.

 

Комментарий Олега Пантелеева:


- Чем, по вашему  мнению, закончится этот конфликт? Каковы перспективы того, что "Ютэйр" обанкротят?


- Говорить о банкротстве третьей в стране компании, на мой взгляд, пока рано. Обязательства авиакомпании, по которым обозначены претензии кредиторов, большие, но мы знаем, что "Ютэйр" наняла "Райффайзенбанк", чтобы помочь разобраться с задолженностью. Если "Райффайзенбанк" не выйдет из этого процесса и не скажет, что умывает руки, то с высокой долей вероятности можно сказать о том, что критическая развязка в ближайшее время не наступит. Но если говорить о среднесрочной перспективе, то все будет зависеть от того, как вообще будет складываться ситуация на российском рынке - в первую очередь, с точки зрения макроэкономики. Пока все, что происходило за предыдущие месяцы в макроэкономике, было явно не на руку авиакомпании. Издержки росли, а выручка росла медленнее, а прибыли вовсе не было. Бесконечно долго фиксировать убытки компании не могут: всегда найдется слабое звено. Вопрос заключается в том, найдется слабое звено в виде авиакомпаний, чье место займет "Ютейр", или "Ютейр" сама станет слабым звеном или все-таки авиакомпания сможет выбраться из этой ситуации.

Общая экономическая ситуация неблагоприятная и одинаково больно бьет по всему рынку - не только по авиакомпаниям, а вообще по всем отраслям, по игрокам, у которых часть расходов привязана к доллару.

 

- Если ее обанкротят, чем это грозит клиентам авиакомпании?


- Я бы исходил из того, что банкротство "Ютэйр" по состоянию на ближайший месяц выглядит не очень вероятным . Я бы пока не строил мрачных прогнозов. К сожалению, в России накоплен большой опыт того, как действовать в ситуации, когда авиакомпания прекращает деятельность – одни возвращают деньги, тех, кто должен был вылететь вот-вот, перевозят другие авиакомпании.

Надеюсь, что нынешняя ситуация не испортит никому новогодние каникулы – а к обсуждению вопроса, что будет в январе, предлагаю вернуться после праздников.

 

- Сложившаяся ситуация – это отголосок кризиса в РФ или это проблемы отдельного перевозчика, ошибки менеджмента и т.п.?


- Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Кризис очень больно ударил по всему рынку, потому что лизинговые платежи компании в долларах, значительная часть расходов на техническое обслуживание и  ремонт также в долларах  – с этой точки зрения, рост расходов от авиакомпании не зависит. Рынок пассажирских перевозок, который привязан к реальным располагаемым доходам населения, тоже сокращается. По факту авиакомпании пытаются стимулировать спрос, но это можно делать, только снижая цены, а значит фиксируя убытки.

Я бы выделил два аспекта в этой ситуации:

1) макроэкономические и внешнеполитические факторы являются определяющими в устойчивости финансового положения авиакомпании;

2) к кризису нужно готовиться загодя – с этой точки зрения, то, что программа оптимизации сокращения расходов "Ютейр" была запущена с опозданием  (ее нужно было запускать раньше: отказаться от лишних самолетов, сокращать убыточные маршруты и т.д.) - недостаточная дальновидность менеджмента. Но с другой стороны, именно здесь менеджмент разделяет ответственность с акционерами – потому что, так или иначе, каждый свой шаг менеджмент  согласовывал с акционерами и получал одобрение. 


 


Комментарии

  • Юрий Холодилин — 10:28, 11.12.2014
    все относительно и взаимосвязано)))

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно