Ольга

Эксперт: "Система навигационно-пилотажных приборов сработала некорректно"

Генерал-майор и летчик с 30-летним стажем Владимир Попов порассуждал о том, почему произошла трагедия в Казани


В воскресенье вечером в Казани разбился самолет авиакомпании "Татарстан". Лайнер пикировал вертикально вниз, пытаясь предпринять вторую попытку выйти на посадку. 44 пассажира и 6 членов экипажа погибли. RB.ru обсудил причины трагедии с Владимиром Поповым – генерал-майором, кандидатом технических наук и пилотом с 30-летним стажем.

- Как вы считаете, что стало причиной катастрофы? Ваше личное мнение.

- Я думаю, что были какие-то отказы в навигационно-пилотажном оборудовании и в приборах отображения информации в кабине командира экипажа. Плюс наслоились метеорологические условия и недостаток опыта пилотирования в таких условиях именно этого воздушного судна. Чтобы делать выводы, целесообразно дождаться расшифровки  черного ящика. Когда все будет готово, можно будет более уверенно говорить о том, был ли это отказ авиационной техники или ошибка летчиков. Хотя, в аварийных ситуациях  говорят,  что человеческий фактор  в любом случае проявляется: машину готовили к полету, техники досмотрели, проверили  по технологическим картам. Я вижу, что в данном случае  не совсем корректно, мягко говоря,  работала система навигационно-пилотажных приборов данного воздушного судна, потому что экипаж имел затруднения  в точности выхода на линию заданного пути по глиссаде при заходе на посадку. В Москве  при заходе на посадку он достаточно жестко работал рулями управления (вчера в Москве днем был сильный ветер) и метеоусловия были не очень хорошие, это тоже надо знать. Когда самолет возвращался, он пытался сесть со 2 захода.
 
- Виновниками катастроф в России нередко признают пилотов, которых уже нет в живых. Есть ли основания думать, что это делается намеренно?

- Я бы воздержался говорить, что летчики виноваты однозначно. Главный пилот – опытный, судя по годам службы в авиации: он более 20 лет отлетал. Хотя как командир воздушного судна он работал с 14 марта этого года.  6-8 месяцев он отлетал в кресле командира. В прошлом он хоть и имеет большой налет, но был штурманом – хорошим, 1 класса, штурманом-инструктором.
 
Все вместе накладывается: состояние приборов навигационного оборудования и в кабине, и в системе, может и на земле какие-то сбои были. А метеорологические условия также жесткие были: шел дождь, видимость была ограничена в пределах 3-5 километрах, особенностей много.
 
- В каких случаях самолет идет на второй круг при посадке? Кто принимает соответствующее решение?

- Командир воздушного судна, по нормам и правилам гражданской авивиации, принимает решение. Диспетчер может посоветовать, но нет критических ограничений по времени для принятия решения. Он, конечно, может запретить.
 
- Ранее у данного самолета были аварии. Могли ли предыдущие поломки как-то отразиться? 

- В истории этого самолета есть случай, когда во время посадки у него отвалилась стойка  шасси, по-моему, левая. В принципе, это могло косвенным образом провоцировать дальнейшие нюансы - он бы развалился после очередной грубой посадки.  В каждом таком случае самолет проверяется: геометрия самолета должна быть сохранена и должна находиться в пределах норм. Все это проверяется при прохождении технических осмотров самолетов. Просто допустить к полетам самолет с отклонениями технический персонал не может, экспертные советы конструктора дают допуски определенные при отклонениях определенных точек геометрии самолета. Например, оговаривается, что они не влияют на аэродинамику полета, на его работоспособность и т.д. Подобное иногда допускается,  а если нет – самолет списывается или проводится капитальный ремонт.  Сказать, что его в таком состоянии пропустили – будет совершенно неграмотный подход к решению вопроса.
 
- Некоторые пассажиры пишут, что в октябре 2013 года в аэропорту Казани были случаи  жестких посадок  самолетов – люди даже получили травмы и проходили лечение. Может ли быть проблема с глиссадой?

- Информационные радиолокационные лучи дают какую-то погрешность,  но погибшие летчики были местными. Если бы это был прилетающий экипаж другой компании, то было бы понятно, что такая проблема могла возникнуть. Но эти летчики учились летать, проходили контрольные полеты, как правило, на этом же самолете или на подобном типе и достаточно хорошо знали свой аэродром. Тут тоже есть свои минусы: летчики могут чувствовать себя несколько самоуверенно на своем аэродроме, но тут был случай достаточно сложный, и он расслабиться им не давал. Погода была плохая, пилоты точно были собраны.
 
- 23 года – срок для "Боинга"?

- Этот самолет был 1990 года выпуска. У нас есть самолеты, которые летают и по 40-50 лет. В США многие самолеты предельного возраста летают до сих пор. Они эксплуатируются так долго, потому что они были хорошо сделаны – это прочные машины,  технологически они надежно работают, необязательно их менять. Сами американцы летают 5-7 лет на боингах, потом или отдают в лизинг, или перепродают, но у них есть возможность купить новые по демократичным ценам. А нам надо было развивать и свою авиационную промышленность. У нас есть отличные машины – например, ТУ-334  - такого же класса машины, и нашему летчику было бы проще научиться работать на ней. Мы же не носители английского  языка, а летчика заставляют и говорить на нем, и читать инструкцию. Мы проще понимаем и быстрее принимаем решения на своем родном языке. Даже табличку прочитать или информацию получить голосовую на русском языке - всегда доли секунды на этом можно сэкономить, а, тем более, в критической ситуации.
 
- Есть мнение, что катастрофы часто происходят из-за чудовищных переработок пилотов. А вы как считаете? 

- Действительно, мы, как загнанные лошади, работаем. Но я не знаю, какой был график у пилотов в авиакомпании "Татарстан".
 
- Говорят, что сейчас медкомиссия пилотов существует практически только на бумаге, и часто пилоты летают в состоянии алкогольного опьянения… Правда ли это?

- Это голословное заявление. Я сам пролетал более 30 лет и вам доложу честно, что ни разу в кабине не находился и не подходил к самолету не то что пьяным, а даже с похмелья. Я вообще человек непьющий, я за здоровый образ жизни. Но могу гарантировать, что и мои подчиненные многие и сослуживцы к этому относились очень внимательно. Это же и наша жизнь тоже. Хотя было несколько случаев из ряда вон выходящих: находили промилле в телах погибших летчиков после аварий. Но это все единичные случаи.  Медики проверяют – они же отвечают потом перед прокурором. Экипажу все равно теперь – он погиб. Будут страдать руководители полетов, допустившие этих летчиков, те, кто подписывали им летные задания - с них будут спрашивать, поэтому все к этому серьезно относятся. Зачем что-то подписывать - хоть брату или знакомому, или даже за деньги, - зная, что потом посадят?
 
- Как предотвратить трагедии?

- Все прописано в документах: просто надо, чтобы строго исполнялись все регламентирующие нормы часов налета, подготовка летчика, подготовка всего экипажа и подготовка самого воздушного судна. Не надо торопиться и стремиться получить  прибыль любой ценой.

Комментарии

  • Игорь Андреев — 19:31, 18.11.2013
    примерно тоже самое в моей публикации http://www.rb.ru/member/60617/, слишком очевидно.
  • Vladimir Kotov — 07:18, 19.11.2013
    Если он оканчивал училище по специальности штурман, извините,- он остался штурманом! Он не прошёл всю школу становления пилотом! Сейчас в а/ компаниях много летает таких специалистов! Менеджеры таксистов посадят,- только знай английский! Эта бомба сработает лет через 5-6 лет!
  • Юрий Ковалев — 06:56, 19.11.2013
    отказ американских приборов как и в случае с польским президентом под смоленским. может и преднамененный
    • И. Андреев
      Игорь Андреев — 10:09, 19.11.2013
      гидравлика на видео камер наблюдения аэродрома, пилот не может вырулить из штопора под 80о
      • Алекс Зах — 17:29, 19.11.2013
        Хамидби Нагоев ниже написал похожее - похоже на полный отказ руля. И у меня ощущение то же - отказ управления в канале тангажа. Скорее, что-то механическое. Я заканчивал МАИ ещё в 1984, изучал в т.ч. материаловедение - так вот, общеизвестно, что в кр. структуре металла накапливаются дефекты, особенно в алюминиевых сплавах и в них не поддаются устранению, а срастаются в микротрещины, затем в трещины - и разрушение. Этот самолет в Бразилии бился неск. лет назад - 100% микротрещинки пошли. Надо было списывать, но продали дуракам "эффективным". На предыдущих рейсах трясло - пропустили. А в этот раз трещина доросла - они всегда так - очень медленно, потом быстрее, еще быстрее, потом на глазах и конец. Думается, трещина была где-то в месте крепления какого-либо бустера, в усилителе. Там напряжения больше. И вот крепление надломилось - и не смогли сесть: начало уже клинить. Решили поднять машину - сменили направление деформации - и крепление обломилось совсем, руль высоты пошел в крайнее положение - и машина нырнула отвесно вниз.
  • Виктор Ерухин — 14:24, 19.11.2013
    Почему в россии кто-то должен иметь все и ни за что не нести ответственности, а кто-то горбатиться не покладая рук за гроши, чтобы первые жили в роскоши. Это пример показательный пример того, кто все-таки главный в этой стране, а именно рабочий, который непосредственно занят прямым производством, а не те лащеные рожи, которые высиживают в кабинетах с доходами в миллионы. У нас есть глупые премьеры, которые хотят поднять высшее образование(любое) за счет кредитов студентам, забывая о низкой оплате труда преподавателей, забывая о высокой стоимости образования, зная о полной бесполезности оного сейчас (из-за полного развала вышки, и превращения всех высших заведений в денежную машину, причем легкого зароботка, за дурацкое образование в которых никто не будет нести ответственности), и самое главное куда этот студент с вашим высшим образованием пойдет работать!!! А вот отсюда и все вытекающие, вы готовите кадры для руководящих должностей и забываете - что вода в квартиру не придет сама без человека обслуживающего механизм подачи, даже туалетная бумага сама не изготовиться без рабочих людей, дороги не сделаются и все в этом духе, самолеты не полетят.И кто для вас с высшим образованием пойдет это делать за 3000 руб. зарплаты?Когда можно протирая штаны сидеть в думе и пукать вслух умные вещи о том что мы покорим космос, забывая о том, что цены на яйца дешевле от этого не станут и жизнь лучше тоже!!! Скорбим и плачем с вами вновь, Пермь не забыла о трагедии и знает, как и что это такое, когда уходят близкие. Не по вине пилотов, но по вине гонщиков за великой и быстрой прибылью единиц!!!
  • Валерий Гурьянов — 06:09, 19.11.2013
    ... "Тянем, тянем слово залежалое, говорим и долго и темно.." А суть -то- в последней фразе:"не надо стремиться получить прибыль любой ценой". Жизнь гражданина в России стоит копейки, а утвеждение автора "зная, что посадят" свидетельствует, что он лукавит: на самом-то деле знают, что не посадят.Наша государственная система прогнила донельзя. Просто когда самолёт с пассажирами пикирует до земли - это очень впечатляет. На самом деле такое "пикирование" идёт везде. Одни только сводки о ДТП на дорогах как сводки с фронта: столько погибших...
  • Денис Хорошилов — 15:06, 19.11.2013
    И как-то подозрительно потеряли речевой самописец. Наверное всю ночь теряли...
    • Алекс Зах — 17:37, 19.11.2013
      А может, и летчики и техники, да и кто повыше - знали этот проклятого битого бразильца, знали чего от него ждать, но их вынуждали рублём, а они и надеялись на авось и на постоянные завтраки... А теперь с них возьмут (скорее взяли) типа подписки, речевой самописец потеряли - т.к. экипаж мог в последний миг сказать всё, что думает - и на них же все и свалят...
      • dvkuzminbkru
        Денис Хорошилов — 20:21, 19.11.2013
        И не только то, что сказал экипаж...А может и те, кто совершал покушение на главу ФСБ по Татарстану...Заметьте - на крупный чин из ФСБ.
  • Данила Ракитин — 20:33, 18.11.2013
    "Сами американцы летают 5-7 лет на боингах, потом или отдают в лизинг, или перепродают, но у них есть возможность купить новые по демократичным ценам." - Хороший ответ, а если учесть, что этот самолёт летал во Франции, Бразилии, потом в Африке, и после этого его купили в Россию,получается у нас есть возможность только после негров рассчитывать на безопасность. Показатель уровня жизни и достижений демократов. Они опять просто пособолезнуют и гробовые выплатят, так дешевле, чем новую и свою технику закупать.
  • Александр Бирке — 10:01, 19.11.2013
    десять лет назад жил по соседству с семьёй лётчика ГА, Москва-Дели летал чел, в частности. Лично выпили с ним как-то больше бутылки водки за полночь на двоих, в 10-11 утра ему предстоял вылет. Когда парень бывал дома между полётами - трезвого видел крайне редко, практически.
  • Александр Бирке — 10:07, 19.11.2013
    "Зачем что-то подписывать... зная, что потом посадят?" - думают, что не посадят. Думают, что "пронесёт", что чел "себя контролирует", что "да ничего серьёзного, ну 50 грамм тяпнул вчера перед сном", и т.п.
  • Хамидби Нагоев — 11:47, 19.11.2013
    У меня возникло впечатление, что причина вертикального падения - полный отказ руля на втором заходе. В первую попытку не попали в полосу; вторая попытка - недобор высоты с последующим падением. "А в Москве садились с "тугим" управлением руля..."
    • Алекс Зах — 17:30, 19.11.2013
      И у меня ощущение то же - отказ управления в канале тангажа. Скорее, что-то механическое. Я заканчивал МАИ ещё в 1984, изучал в т.ч. материаловедение - так вот, общеизвестно, что в кр. структуре металла накапливаются дефекты, особенно в алюминиевых сплавах и в них не поддаются устранению, а срастаются в микротрещины, затем в трещины - и разрушение. Этот самолет в Бразилии бился неск. лет назад - 100% микротрещинки пошли. Надо было списывать, но продали дуракам "эффективным". На предыдущих рейсах трясло - пропустили. А в этот раз трещина доросла - они всегда так - очень медленно, потом быстрее, еще быстрее, потом на глазах и конец. Думается, трещина была где-то в месте крепления какого-либо бустера, в усилителе. Там напряжения больше. И вот крепление надломилось - и не смогли сесть: начало уже клинить. Решили поднять машину - сменили направление деформации - и крепление обломилось совсем, руль высоты пошел в крайнее положение - и машина нырнула отвесно вниз.
    • kotov53bkru
      Vladimir Kotov — 06:08, 20.11.2013
      Какой отказ. Там не было пилотов!!!!!!
  • Игорь Л. — 18:21, 19.11.2013
    а был ли этот речевой самописец вообще там?. всем здоровья и удачи.
    • gregoryagafonovgmailcom
      Gregory Agafonov — 16:16, 20.11.2013
      Был, но сгорел со стыда...
  • Денис Хорошилов — 20:20, 19.11.2013
    И не только то, что сказал экипаж...А может и те, кто совершал покушение на главу ФСБ по Татарстану...Заметьте - на крупный чин из ФСБ.
  • Gregory Agafonov — 14:45, 20.11.2013
    Вот видео: http://video.yandex....wner59/view/7/# Кто-нибудь у нас, в России, пошевелился заменить на всех Боингах 737 выпуска ДО 1986 года этот "глючный" элемент гидравлики ("цилиндр") на исправный? Думаю, что нет. Отсюда - и две катастрофы (в Перми и в Казани) до безобразия похожие на две катастрофы т одну аварийную посадку в США в 1980-х на ВС этого типа.
    • И. Андреев
      Игорь Андреев — 16:33, 20.11.2013
      Gregory Agafonov, спасибо, я перенес видео в Публикацию в Блоге : 861. В разбившемся в Казани Боинге 737 был "знаменитый" дефектный гидравлический вентиль руля. Видео 16 мин. 20 сек. - 20/11/2013 http://www.rb.ru/member/60617/
      • gregoryagafonovgmailcom
        Gregory Agafonov — 16:41, 20.11.2013
        Ye lf/ F ntgthm xthtp Ujcleve pНу да. А теперь через Госдуму закон уже продавливают: "Запретить экспоуатацию ВС старше 20 лет"." Дурдом. Будто Ту-204, "не сумевший затормозить" во Внуково в декабре 2012 года был весь такой "старый-старый"... Следить за тех. состоянием надо и системные недоработки устранять, чтобы не гробить своих пассажиров, а не "популизмом" заниматься...
  • Tina Lubivova — 14:16, 1.12.2013
    мне очень понравилось выражение в одном из комментов -"ЭФФЕКТИВНЫЕ ДУРАКИ"вот и весь ответ.что ни распоряжение то"эффективное"во всем: и раньше платить за ЖКУ,и нормативы по электричество и платить за ремонь(нового дома)за 30 лет КАКИЕ будут суммы и куда пойдут они.и где их(деньги) потом искать и не кошмарить бизнес:- проверять пищевые предприятия и магазины в 3 года один раз и то предупредив владельца и пенсии и всё.всё .вот так нас и травят ужасными продуктами

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно