Полина

Эксперт: вместо создания национальной системы бронирования отелей надо менять инфраструктуру туризма

Появится ли российский Booking, и какой компенсационный фонд нужен российским туроператорам


В свете последних событий в туристической отрасли, когда один за одним разорились несколько крупных туроператоров, власти РФ намерены провести "оздоровительные процедуры" на рынке. Ростуризм будет осуществлять надзорно-контрольные функции в отношении туроператоров, планируется создание реестра турагентств, предложено ввести электронные путевки - как в системе авиасообщения. Обсуждается создание фонда, способного обезопасить путешественников от непредвиденных ситуаций, в том числе от последствий разорения туркомпаний. Кроме того, будет разработана национальная система бронирования туристических услуг по России. Что думают эксперты рынка о данных инициативах, узнал RB.ru.

В результате прекращения деятельности туроператоров "Лабиринт",  "Идеал-тур", "Нева" и "Ветер странствий" пострадали около 65 тыс. туристов. 11 августа на заседании Экспертного совета по туризму представители Госдумы и Совета Федерации, Ростуризма, МИДа, Роспотребнадзора, Минтранса, Росавиации, Минэкономразвития, Минкультуры вместе с  туроператорами обсудили вопросы безопасности туристической отрасли.

Рабочая группа вынесла на рассмотрение Правительства ряд инициатив. Одна из них - дать Ростуризму надзорно-контрольные рычаги: проведение аудита туроператоров и исключение из реестра, если туроператор, например, не исполнил обязательств перед туристами более чем на 500 тыс. рублей. Полноценно туроператор может работать только с момента включения в реестр, после чего он должен систематически проводить финансовую отчетность перед ведомством.

Предложено позиционировать туроператоров в законе о туризме как организаторов чартерных рейсов и включить в их рабочие контракты пункт о банковских гарантиях. Замглавы Минкультуры РФ Алла Манилова на заседании совета по туризму пояснила, что повышение требований необходимо, чтобы предотвратить печальные последствия в случае внезапного ухода операторов с рынка. Турагентства также планируется записать в реестр и вернуть процедуру их лицензирования.

Ведение электронных путевок в туристический оборот планируется осуществить в несколько этапов в течение 2-3 лет, для чего необходимо создать процессинговый центр при Ростуризме. По мнению экспертов, эта мера обеспечит прозрачность рынка, благодаря чему информация о местонахождении туристов, их количестве в конкретном месте и стоимости путевок будет доступна для контролирующих органов. Электронная путевка будет содержать финансовые документы на авиаперелет и проживание в гостинице. Сейчас аналогичным образом работает авиационный рынок.

Систему создания электронного реестра путевок поддержали представители фонда "Турпомощь", поскольку это позволит более оперативно, чем сейчас, оказывать помощь туристам. В туристическом онлайн-сервисе DaTravel.com таким путевкам большой значимости не придают, объясняя, что и в электронном пространстве достаточно мошенничества, поэтому и здесь вместо электронного подтверждения отпускник может получить "пустышку".

Эксперты рынка о целесообразности создания национальной системы бронирования в России

Инициативу создания ресурса, аналогичного Booking.com, который должен отразить всю палитру отечественного туризма, игроки рынка встретили по-разному. В систему онлайн-бронирования российских гостиниц, санаториев и пансионатов потребуется инвестировать за четыре года не менее $50 млн, считает операционный директор туристического сервиса "Островок.ру" Феликс Шпильман, ссылаясь на опыт развития собственной компании. Тем не менее, проектом уже заинтересовались компании "Ростелеком" и "Ростех", последняя из которых уже разрабатывает национальную систему бронирования авиабилетов.

Кроме как забронировать отель, на этом ресурсе можно будет купить билеты на электричку или даже заказать экскурсию, оплатить вход в музей, планируют инициаторы проекта. Российский портал должен стать гегемоном в развитии отечественной туротрасли.

Коммерческий директор туристического онлайн-сервиса DaTravel.com Елена Борисова отметила, что к подобной инициативе государства она относится весьма скептически. Она утверждает, что  внедряя в рыночную систему малоизвестные санатории России, государство не совсем понимает структуры отрасли. "При наличии у санаториев хорошего сервиса, они и так будут востребованы на уже существующих туристических площадках. Если нет - то зачем им эта инъекция адреналина? Многие из таких курортов отсутствуют в действующих онлайн-сервисах по бронированию, потому что не готовы соперничать с актуальными ценами и условиями, ведь подобное развитие требует больших энергозатрат. Некоторые из них просто не желают делиться комиссией от продаж и действуют по схеме, согласно которой проще напрямую заключить договор с туристом, сводя на нет участие площадки по бронированию" - рассуждает директор туристического онлайн-сервиса.

Официальный представитель в России туристического сервиса Momondo Ирина Рябовол уверена, что национальная система бронирования не способна увеличить поток внутреннего туризма. "Люди редко путешествуют по стране, потому что нет соответствующей инфраструктуры. Тогда как стоимость таких поездок превосходит ту, что могут предложить курорты многих массовых зарубежных направлений", - пояснила Рябовол. По ее мнению, поскольку аэропорты есть только в крупных российских городах, и они зачастую не связаны прямым транспортом с находящимися поблизости туристическими местами, стоимость перелетов внутри страны может быть выше цены рейсов за рубеж. При этом проживание в региональных отелях стоит порой также, как в мировых столицах, или даже больше, отсюда складывается высокая стоимость внутреннего туризма. "Однако у российских отельеров есть интерес к развитию своего сервиса и привлечению клиентов. Мы ежедневно получаем звонки от отелей, расположенных в регионах, с просьбой отражать их предложения в нашем метапоиске. Насколько мне известно, российские системы онлайн бронирования отелей активно работают над своей базой по части добавления в нее российских гостиниц и отелей", - комментирует ситуацию Рябовол.

Количество запросов на внутренние рейсы сейчас составляют чуть больше половины от всех поисков билетов. По данным систем метапоиска билетов Momondo, за первое полугодие 2014 года самыми популярными направлениями внутри страны были Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Симферополь, Краснодар, Нижний Новгород, Красноярск, Ростов, Сочи, Уфа, Самара, Казань. "Однако, мы предполагаем, что цель большинства сегодняшних поездок по России - не столько туризм, сколько командировки или посещение родственников, и с этим нужно по-другому работать, не с помощью системы бронирования", - уверена представитель Momondo.

Туристической отрасли необходим компенсационный фонд размером полмиллиона рублей

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс в официальных письмах, направленных  в Центральный Банк и Минкультуры РФ, предлагает усилить госрегулирование и контроль страховщиками, работающими с туроператорами. По мнению Юргенса необходимо ввести дополнительные требования к финансовой устойчивости и размеру уставного капитала страховых компаний. Страховать ответственность туроператоров предлагается через страховой пул, управляемый единым объединением. Расчет страховой суммы (размера финансового обеспечения) для каждого конкретного туроператора должен производиться, исходя из планируемого на год количества туристов. В случае, если в течении действия договора страхования фактическое количество туристов превысило планируемое, туроператор обязан достраховаться, пояснили предложение в союзе страховщиков.

Инициатива представителей Ассоциации туроператоров России (АТОР) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) о создании дополнительного компенсационного фонда призывает игроков рынка обезопасить туристов в случаях, подобных тем, что произошли в последние месяцы.

Фонд размером не менее полумиллиона рублей должен быть создан всеми участниками туристического рынка, которые занимаются выездным туризмом. Этих денег должно хватить, чтобы вернуть в Россию в случае каких-либо проблем сразу примерно 60 тыс. туристов. "Деньги фонда должны использоваться для финансирования расходов по экстренной эвакуации туристов из-за рубежа в случае неисполнения обязательств туроператором и исключения его из реестра Ростуризма. При этом туроператор не вправе требовать страховых выплат по договору страхования ответственности", - пояснил смысл создания фонда Игорь Юргенс.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно