Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Эксперты о дефиците кадров в ИТ: cпасение утопающих - дело рук самих утопающих

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

Согласно данным Минкомсвязи к 2017 г.

Эксперты о дефиците кадров в ИТ: cпасение утопающих - дело рук самих утопающих
России потребуется 1 млн программистов, но перед бизнесом сегодня стоит серьезный вопрос, где их взять, учитывая демографическую яму, недостаток практических навыков при обучении в вузах и невысокую престижность профессии. Каждый год проблема усугубляется, и постепенно бизнес начинает выполнять несвойственные ему функции – самостоятельно обучать и переобучать молодых специалистов.



Фото: Fotoimedia

Исследование о проблемах кадрового потенциала в России и странах СНГ, проведенное по заказу SAP в партнерстве с ВЦИОМ при поддержке Минкомсвязи в апреле-июне 2014 г., стало отправной точкой для панельной дискуссии об образовании и кадрах в ИТ в рамках RIW 2014.

Эта проблема характерна не только для постсоветского пространства: в Европе дефицит специалистов к 2018 г. составит 900 000 рабочих мест (отчет Еврокомиссии от 24 октября 2013 г.)

Алена Владимирская, основательница хантингового агентства PRUFFI:

"Когда московская компания размещает вакансию программиста, она в среднем получает по 700 откликов на вакансию за первую неделю, а дальше возникает вопрос релевантности - пригласить на собеседование из них можно только 15-17 человек. Постепенно с увеличением набора разных вузов ИТ-специальностей, количество релевантных откликов уменьшается. Соответственно, о чем нужно говорить: миллион КАКИХ программистов нам нужен?"

По словам хедхантера, с аналогичной проблемой в свое время столкнулась компания Mail.Ru Group: очень большой входной поток и очень низкое качество кандидатов. "За пределами 5-7 вузов и больших городов мы имеем огромное количество некачественных кадров, которые не могут устроиться. И они растут как снежный ком. До настоящего времени нас спасал пузырь стартапов, куда они все шли, где много денег и низкая квалификация. Но сейчас, в кризис, первыми пострадают стартапы", - отметила Владимирская.

Александр Жиляев, Government Relations Manager по SAP CIS, отметил отсутствие мотивации быть программистом у абитуриентов при выборе профессии:

"Согласно результатам исследования, только 13% абитуриентов выбирают ИТ-специальность, потому что им это интересно, а всеми остальными руководит интерес к гарантированному трудоустройству и высокая зарплата".

Александр Молчанов, проректор МЭСИ по организации электронного обучения, тоже отметил низкую заинтересованность в профессии программиста. По словам Молчанова,  в вузах есть 35000 бюджетных мест по специальностям, связанным с информационными технологиями, а ЕГЭ по информатике сдали 50000 человек. Согласно опросам абитуриентов, проведенным в МЭСИ, студенты выбирают ИТ-факультеты, потому что так решили родители, потому что хватило баллов ЕГЭ, потому что есть общежитие и т.д. Он привел пример, что у ВШЭ на экономический факультет проходной бал по математике на 10 пунктов выше, чем в МГТУ им. Баумана.

Все это, по его мнению, связано с тем, что у нас нет ранней профориентации, в школах нет профильного образования, чтобы дети могли сдавать госэкзамен по физике, информатике.
Тем не менее, Алена Владимирская отметила, что пузырь стартапов, несмотря на все свои минусы, невероятно повысил престижность профессии: "Когда молодые люди слышат про экзиты на 5 млн [получение инвестиций], они думают, что очень быстро смогут стать очень богатыми, не понимая, что эти 5 млн дают не лично ему в руки". 

"Впереди у нас платное образование, падение доходов –  сейчас родители вынуждены выбирать между тем, куда они отдадут своих "оболтусов", чтобы через 3-4 года те могли сами себя обеспечивать, а родителям обеспечить пенсию, - говорит Алена Владимирская. -  Сейчас студенты ИТ-специальностей с 3-4 курса работают или имеют возможность работать. Если они будут знать, что в компании-работодатели мечты ("Яндекс", Google, Microsoft) их возьмут с вероятностью 80% и зарплатой на 15% выше рынка, если они будут хорошо учиться, то  это очень хороший мотиватор".

Модели сотрудничества с вузами по подготовке специалистов у крупного бизнеса есть. Так, по словам Дмитрия Волошина, в этом году Mail.Ru Group провела анкетирование абитуриентов МГТУ им. Баумана и спросила, почему вы выбрали этот вуз. 12% абитуриентов ответили, потому что там есть Технопарк Mail.Ru. Это очень хороший показатель.

Другой пример привел Андрей Очеретный, заместитель HR-директор по обучению и развитию персонала и R&D ABBYY, -  в МФТИ несколько крупных компаний (одна из них - ABBYY) открыли свои кафедры.  Старшекурсники ведут семинарские занятия у младших курсов, маховик раскручивается, считает Очеретный.

Но другой вопрос, заметил Волошин, что крупных компаний всего-ничего, и даже в Казани у такой крупной компании, как Mail.Ru, нет подразделения, а что делать малому и среднему бизнесу? Ведь для них такое взращивание кадров дорого.

"И вузам надо стремиться "продавать" свои площадки для такого бизнеса, потому что объединение небольших ИТ-компаний для реализации проектов обучения почти невероятно", - считает Волошин.

В ответ на это Алена Владимирская предложила еще раз конкретизировать: а какие программисты нужны? Совершенно необязательно учить их всех 5 лет, считает хедхантер. Она рассказала о своей идее сделать базовый курс программирования, который прочитают разработчики из ведущих компаний, бесплатный и доступный онлайн, который  раздадут школам в регионах, где нет учителей информатики. Одновременно с его помощью можно будет решить и другую глобальную задачу -  выявлять талантливых детей в регионах, которых можно будет рекомендовать по цепочке дальше – в вузы для поступления. Таким образом, будет одновременно и популяризироваться профессия. Такой проект хедхантер намерена реализовать в будущем с МИА "Россия сегодня".

"Хочешь получить кадры – пойди прочитай лекцию. Увидели две-три пары глаз, которые зажглись, приглашайте на собеседование, а дальше включайте систему грантов", - предлагает Молчанов.
Он также подтвердил, что работающие студенты пропускают лекции, поэтому в МЭСИ приняли решение обеспечить их качественными знаниями – дать им возможность слушать лекции в электронном виде. Все работы, все контрольные проходят через систему электронного обучения.

"Через год мы будем жить в другой стране, мы впервые столкнемся с безработицей программистов, будут другие зарплаты, а у компаний не будет права на ошибку при приеме на работу. Мы столкнемся с интересом к краткосрочному обучению на программистов", - прогнозирует Владимирская.

По мнению Молчанова, для решения кадровых проблем надо вести работу по 4 направлениям: 1) поддерживать классическое образование на уровне, 2) развивать открытые онлайн-ресурсы, 3) стремиться к глубокой интеграции с бизнесом (сейчас R&D центры – это закрытая собственность компаний), 4) создавать мощную технологическую платформу в вузах.

В отрасли нет общего понимания профиля подготовки программиста, бизнес все-таки готовит себе кадры "здесь и сейчас". Кроме того, участники дискуссии скептически относятся к идее выработки профстандартов: потому что единого представления нет даже на уровне Mail.Ru-"Яндекс".

Тем не менее, считает Александр Жиляев, "пока есть понимание, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, все будет хорошо. Качество кадров будет расти благодаря диалогу с бизнесом".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter