Екатерина

Эксперты о каршеринговом проекте в Москве: Россия готова к экономике совместного потребления


Во вторник, 5 мая, стало известно, что летом этого года в Москве будет запущен проект по краткосрочной аренде автомобилей - каршеринг. Об этом сообщила пресс-служба столичного Департамента транспорта. До конца года в нем появятся 500 автомобилей. Проект разрабатывают столичные власти, однако операторами станут частные компании. Опрошенные RB.ru эксперты позитивно оценивают инициативу властей, однако отмечают, что все будет зависеть от реализации - чтобы не получилось так, что до авто нужно ехать на метро или троллейбусе.

Фото: РИА Новости


Каршеринг - это краткосрочная аренда автомобиля, которая позволяет вернуть его в любом из пунктов обслуживания. В Москве каршеринг не будет привязан к станциям метро. В дальнейшем водитель сможет взять автомобиль в личное пользование за доступную цену в любое время суток, в любой точке города. Тарифы пока не разработаны, однако сообщается, что целевая аудитория сервиса - водители-москвичи, "которые внимательно относятся к расходам".

 

Частный сервис каршеринга "Ситикар" (Anytime) работает в Москве с 2013 года. Для аренды машины нужно установить приложение на телефон, зарегистрироваться на специальном сайте и подписать договор с фирмой. После активации аккаунта с помощью приложения можно выбирать ближайшие свободные машины. Приложение открывает дверь автомобиля и разблокирует ключ в замке зажигания. Чтобы арендовать машину, нужно иметь на лицевом счете не менее 500 рублей. Тариф зависит от класса авто: Hyundai, Chevrolet, Volkswagen стоит 5 рублей в минуту с понедельника по четверг, 6 рублей - с пятницы по воскресенье. Аренда BMW, Mercedes стоит 7-9 рублей в минуту. На данный момент парковать машину в зоне платной парковки, если клиент собирается ее оставить, запрещено.


Управляющий директор и партнер "Ситикар" (Anytime) Юлия Баймлер говорит, что само по себе участие города в популяризации таких сервисов можно оценивать только положительно. "Это подтверждает и опыт городов Западной Европы, США, Канады, где каршеринговые проекты - это как городские инициативы, так и совместные проекты с частными операторами", - отмечает она. Сейчас парк Anytime насчитывает 100 автомобилей - до сих пор компания не увеличивала парк автомобилей, тестируя тарифную сетку, однако на данный момент спрос на услугу таков, что до конца лета его увеличат до 500 единиц, а к концу 2015 года - до 1000. Загрузка автомобилей составляет 95%. Средняя сумма чека 1800-2000 рублей в день, время аренды - 3 часа в день. Баймлер описывает клиентов как людей, которые хотели бы снизить свои издержки, либо это те, кто отказывается от покупки нового транспорта. Компания работает уже 3 года, в сервисе зарегистрировано 13000 пользователей, при этом из них 4800 являются постоянными. Это новый для России вид сервиса и перспективы его огромны, считают в Anytime.

 

Отвечая на вопрос о том, как отразится появление каршеринга на отрасли такси, которая, благодаря мобильным приложениям, сейчас также бурно развивается, Баймлер подчеркивает, что каршеринг правильнее сравнивать с личным транспортом: она считает, что и такси, и каршеринг будут одинаково востребованы (в каршеринге, например, нет минимальной суммы за посадку и за километраж, однако нет и водителя).

 

По ее мнению, для популяризации этой услуги город должен наращивать парк автомобилей, поскольку это ключевое условие при поминутной аренде - доступность автомобилей по всему городу. Сейчас многие пользователи ловят автомобили на улице или заказывают такси, чтобы добраться до каршерингового автомобиля.

 

Руководитель райдшерингового сервиса BlaBlaCar в России и Украине Алексей Лазоренко:

 

"Пока по этому проекту слишком много вопросов: непонятно, кто будет назначать частных операторов автомобилей, по какому принципу они будут отбираться, где эти машины будут стоять (в центре города и так большие проблемы с парковками), какова цена за минуту использования авто и т. д. Но сам факт, что власти думают в этом направлении, довольно оптимистичный. Дело в том, что каршеринг есть проявление экономики совместного потребления, которая сейчас быстро растет в развитых странах и, несмотря ни на что, приносит огромную пользу обществу, делает потребление более эффективным и выгодным. Россия от этого тренда немного отстает, но не очень сильно. Сегодня крупнейшими игроками являются такие компании, как BlaBlaCar, Airbnb, YouDo, есть и подающие надежды новички, например, такие как Rentmania. Все эти компании занимают разные ниши, но закладывают при этом прочный единый фундамент новой экономики - экономики совместного потребления, которая, в свою очередь, качественно меняет шаблоны привычного потребления. Не зря, кстати, экономику совместного потребления называют еще бережливой экономикой. Действительно, одно из главных преимуществ тут в существенной экономии, а это именно то, что нужно людям, особенно в непростые кризисные времена.

 

Из опыта развития райдшеринга BlaBlaCar в России могу однозначно сказать, что люди готовы к подобному совместному потреблению, особенно молодое поколение до 30. Уже сотни тысяч водителей регулярно предлагают совместные поездки в России, и спрос со стороны пассажиров растет с невероятной скоростью. Но это все история про междугородний "шеринг". Для города же именно каршеринг является прекрасным решением, которым бы я тоже с удовольствием пользовался. Лишь бы с умом подошли к делу. В России уже есть примеры запуска каршеринговых бизнесов (компания Anytime). Оценивать успехи этой компании не в моей компетенции, но потенциал у подобных сервисов в России большой в любом случае. Как всегда вопрос в деталях реализации, удастся ли сформировать всю необходимую инфраструктуру и правильную ценовую и информационную политику - именно от этого будет зависеть успех проекта.

 

В мире уже достаточно примеров вполне хорошего воплощения этой идеи, поучиться есть у кого. Я регулярно бываю в Париже и вижу, что каршеринг в этом городе набирает все больше популярности, машинки Autolib не простаивают. Однако очевидно, что городские власти очень много сделали для этого - специально оборудованные парковки для этих шеринговых электромобилей есть почти в каждом квартале, их сотни и они почти всегда в пятиминутной пешей доступности. На мой взгляд, это чуть ли не ключевой момент для эффективного воплощения подобного проекта. Чтобы не получилось так, что до авто мне нужно ехать на метро или троллейбусе. Без тесной кооперации с властями города (здесь главная проблема – это парковки, а также получение других льгот, которые сегодня имеют водители общественному транспорта или такси) этот бизнес будет раскачать невероятно сложно".

 

Эксперты издания "Автовзгляд" более скептичны в своих прогнозах и говоря о парижской  каршеринговой сети Autolib, инвестиции в которую составили 235 млн евро, отмечают, что большая часть этих денег ушла на создание разветвленной и очень недешевой инфраструктуры зарядок-парковок: "Autolib с великим трудом прижился во Франции, да и там никоим образом не смог заменить автомобилистам личное авто", - пишет издание. Также критично они относятся и к городскому проекту по прокату велосипедов.


Комментарии

  • Ирина Лескова — 02:26, 28.05.2015
    Важную тему подняли. Не менее важная тема -прокат грузовых автомобилей без водителя Я часто беру для офисных переездов «Платинум Моторс». Выходит очень даже не дорого.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно