Дина

Эксперты: Продавцы бензина переложат дополнительные расходы из-за роста акцизов на потребителей


С 1 апреля в России повышаются налоговые ставки акцизов на топливо. Закон был в ускоренном порядке принят Госдумой и Советом Федерации в конце прошлой недели, а сегодня его подписал президент России Владимир Путин. Эксперты говорят, что в связи с этим можно закладывать рост цен на бензин еще на 2-3 рубля за литр, что, впрочем, будет в пределах инфляции.

 

Фото: Shutterstock

 

С 1 апреля ставка акциза на автомобильный бензин повышается на 2 рубля в расчете на литр топлива. Акциз на автомобильный бензин 5-го класса, действующий с 1 апреля по 31 декабря 2016 года, составит 10130 рублей за тонну. Ставка акциза на дизельное топливо вырастет на 1 рубль в расчете на литр.

 

Государство планирует за счет роста акцизов получить дополнительный доход примерно в 89,3 млрд рублей, что позволит сократить дефицит бюджета, поясняет главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова. Из-за драматического снижения цен на нефть нефтегазовые доходы бюджета в 2015 году сократились на 6%. По ее словам, розничные цены на бензин и дизель растут в среднем на 7-10% в год. "Тем не менее, в 2015 году темпы роста замедлились до 5%, что было связано с контролем ФАС. Однако на фоне увеличения топливных акцизов цены на бензин и дизель могут продолжить расти. По нашим оценкам, можно закладывать рост цен еще на 2-3 рубля за литр, что будет в пределах инфляции: наш прогноз по ИПЦ на конец 2016 года - 8,3%. Безусловно, рост цены произойдет не в моменте, а постепенно - в течение года", - говорит Крылова.

 

В Минфине ожидают, что рост стоимости бензина за год будет ниже уровня инфляции и составит примерно 5%. По словам замглавы ведомства Юрия Зубарева, максимально негативный эффект в ценах на бензин будет наблюдаться в том случае, если производитель полностью переложит это повышение на потребителя.

 

"С учетом 18% НДС это составит 2,36 рубля при розничной цене на бензин 34-35 рублей за литр 92-го бензина. Это означает рост цен из-за акциза на 6,5-7%, то есть максимально возможный рост цены именно из-за повышения акцизов будет находиться в пределах прогнозированного уровня инфляции", - подчеркнул Зубарев (цитата по ТАСС).

 

Безусловно, повышение акциза приведет к росту цен, поскольку НПЗ и так работают на грани рентабельности, и заправки фактически могу варьировать цену только в пределах розничной наценки, которая не так велика (5-20%), и у небольших сетей, где она выше - возможностей сократить эту наценку не так много, отмечает аналитик ИК "Премьер" Илья Балакирев. Поэтому стоит ожидать повышения цены на топливо пропорционально росту акциза (примерно на рубль за литр). По мнению эксперта, есть вариант, когда попытаются применить "ручное управление" и "попросят" крупные сети не повышать цены - это может привести к уходу с рынка мелких игроков. 

 

Напомним, что в этом году акцизы на топливо уже повышались - с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, или на 2 рубля. До этого дважды в год акциз рос в 2013 году.

 

В условиях рынка увеличение акциза и изменение розничной цены вовсе не связаны таким непосредственным образом, считает аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев. Для примера, средняя цена 92-го бензина на 1 января 2015 года составляла 32,55 рубля за литр, 31 декабря 2015 года 33,83 рублей, а сегодня, 29 февраля 2016 года, - 33,56. По 95-му бензину средние цены составили 35,34 рублей, 36,65 рублей и 37,04 рублей соответственно, говорит эксперт. "Колебания в пределах 1-1,5 рублей - это ведь намного меньше инфляции, не правда ли? При этом заметим, что 1 января 2016 ставка на бензин Евро-5 уже выросла на 36,1%, и это практически не сказалось на ценах", - говорит аналитик "Финама".

 

Он добавляет, что, кроме акцизов, в цене бензина еще и ставка НДПИ, и закупочные цены внутри ВИНК, и стоимость импортных составляющих производства, и покупательная способность потребителей. "В конкурентной борьбе производители могу снизить отпускные цены с учетом подешевевшего отечественного сырья, так как возможности равномерно перераспределять издержки внутри вертикально интегрированных компаний, хотя и ограничены, но еще имеются. Но по мере исчерпания этих возможностей, ниже издержек и разумной рентабельности никто из производителей топлива цену держать не будет. И тогда, конечно, любое повышение акцизов будет перекладываться на потребителей", - говорит он.

 

Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что закон о повышении ставок акцизов на автомобильный бензин - непопулярная, но необходимая мера. По ее словам, в бюджете не хватает средств на ремонт и строительство дорог.

 

При этом стоит отметить, что рост цен на бензин затронет и другие сферы. Поскольку логистика – одна из ключевых проблем в российской экономике, рост цен на топливо затрагивает практически любые другие отрасли, где хоть как-то присутствуют транспортные расходы - то есть почти все отрасли за исключением части сферы услуг, говорит Илья Балакирев. Безусловно, продавцы бензина переложат дополнительные расходы из-за роста акцизов на потребителей, и в значительной степени эти расходы повысят цены и увеличат потребительскую инфляцию, говорит начальник аналитического отдела ИК РУСС-ИНВЕСТ Дмитрий Беденков. По его словам, рост тарифов на перевозки грузов увеличит цену товаров и ляжет дополнительным бременем на конечных потребителей как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

 

Несмотря на то, что отношение потребителей, особенно частного сектора, к ценам на топливо обладает некоторой эластичностью, и поэтому даже рост цен в пределах 5-10% не сильно скажется на объемах продаж, естественно, что этот рост и будет размазан тонким слоем на всех потребительских ценах в пределах той доли, которую составляет стоимость перевозок сырья и товаров в процессе производства и дистрибуции от добычи до прилавка, отмечает Алексей Калачев. "Условно говоря, в автоперевозках рост цен на топливо на 10%, если он действительно произойдет, отразится почти полностью, в розничных ценах на промышленные товары влияние может ограничиться 1-2%, а к цене сельскохозяйственной продукции добавится около 5%", - считает эксперт.


"Лукойл уже потвердил, что он как производитель это повышение акциза неизбежно будет ретранслировать в цену своего продукта. Фискальная часть увеличивается, поэтому такие шаги предпринимаются, чтобы сохранить маржинальность. Безусловно, рост цен на бензин приведет к росту цен на товары первой необходимости. Не критично, но рост будет. Кто-то будет урезать свою маржинальность, кто-то - нет", - говорит главный аналитик "Нордеа Банка" Денис Давыдов. 


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно