Ольга

Эксперты сомневаются в успешности экспансии "Флакона" за пределами столицы

А его владелец Николай Матушевский готов рискнуть ради расширения проекта


RB.ru провел опрос среди экспертов в области недвижимости, чтобы выяснить, реально ли создать "Флаконы" в регионах, а также насколько это перспективная затея.
 
Николай Матушевский всерьез задумался о продаже помещений на территории популярного дизайн-завода. Вырученные 75 миллионов долларов он планирует вложить в строительство подобных "Флакону" помещений в регионах. Матушевский предполагает, что большинство арендаторов выкупят помещения. Однако он подчеркивает, что полностью продавать дизайн-завод не планирует. В беседе с "РБК Daily" он отметил: "Часть вырученных денег пойдет на другой продукт, масштабирование "Флакона". Скорее всего, мы начнем экспансию за пределами столицы". Он также отметил, что к нему неоднократно обращались за франшизой бизнесмены из разных регионов страны, однако он не готов рисковать именем – хочет делать все сам.
 
Эксперты настроены не так оптимистично. Например, Управляющий партнер DNA Realty Антон Белых имеет противоположную точку зрения относительно продажи помещений арендаторам:

- Выкуп офиса - достаточно обременительное дело для арендаторов. Дело в том, что стоимость продажи помещения рассчитывается как минимум из семилетней стоимости его аренды, что составляет достаточно внушительные суммы. Учитывая, что среди резидентов "Флакона" в основном небольшие и частные компании, а не транснациональные холдинги или госструктуры, то для них выкуп помещения в собственность - непозволительная трата, так как для этого придется либо увеличивать кредитную нагрузку, либо вынимать деньги из оборота. Ни тот, ни другой вариант для развивающихся компаний не является оптимальным решением. Другое дело, что собственники "Флакона" могут найти покупателей на свои офисы на стороне, которые приобретут их как арендный бизнес. В Москве достаточно много инвесторов, которые покупают коммерческую недвижимость, как с арендаторами, так и без, с целью сдачи ее в аренду. Лучше всего, безусловно, будут продаваться торговые площади и ресторанные помещения. Но и на офисы свой покупатель найдется.

Совершенно другого мнения придерживается Мария Литинецкая, генеральный директор компании "Метриум Групп":
 

- Я думаю, что проблем с выкупом офисов у собственников "Флакона" не будет. Раньше большинство участников рынка офисной недвижимости было ориентировано на аренду. Однако в посткризисный период количество сделок по купле-продаже стало увеличиваться. И сейчас маленькие блоки в концептуальном офисном центре очень востребованы.
 
Елена Мишина, директор по развитию "Миэль - коммерческая недвижимость" подтверждает слова руководителя "Метриум Групп":

- Я думаю, что интерес у большого процента арендаторов будет и возможен. Опять же мы говорим не об офисе, а о таком не совсем стандартном  помещении, в основном это шоурумные и выставочно-торговые площади,  поэтому там не только показы, но и продажи. Может быть, к офисным помещениям будет чуть меньше интерес, а в секторе показов-шоурумов будет достаточно стабильный, я думаю, несмотря на то, что они достаточно дорогие.
 

Если же говорить о будущем проекта в регионах, здесь все специалисты солидарны. Антон Белых:

- Что же касается открытия филиалов "Флакона" в регионах, то я скептически отношусь к этой затее, если речь идет не про Петербург. Весь этот "креативный класс" - это все-таки чисто столичное явление. В других городах просто нет такого количества стартапов и специфических компаний, которые могли бы заполнить такие пространства, а арендаторы предпочитают снимать офисы в НИИ и старых административных зданиях. Регионы в этом плане намного более консервативны и не созрели для таких инновационных идей. А если просто выкупать старые заводы и строить на их месте бизнес-центры без концепции "Флакона", то существенного смысла в этом нет - таких девелоперов в регионах работает довольно много. Иными словами, в других городах просто нет такого количества идей и денег, чтобы идея "Флакона" прижилась там. Если и делать такие проекты, то только в Петербурге или Екатеринбурге, где они могут пользоваться спросом. А для выхода в другие города время еще не пришло. На мой взгляд, целесообразнее было бы сделать новый "Флакон" в Москве.
 

Мария Литинецкая подтверждает:

-  Довольно трудно предугадать, будут ли офисы для креативного класса востребованы в регионах. Здесь чувствуется очень большая разница с Москвой. В России есть множество депрессивных регионов, где сегмент офисной недвижимости абсолютно не развит. По сути, для открытия подобных офисов подойдут только те города, где наблюдается высокая деловая активность.
 


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно