Ксения

Эксперты: западным компаниям нужно срочно перенимать китайский опыт управления


Большинство экспертов в области менеджмента до недавнего времени обращало удивительно мало внимания на принципы работы и управления, действующие в китайских компаниях. Однако сейчас ситуация сильно изменилась - теоретики и управленцы-практики всего мира следят за Китаем и перенимают восточный опыт, пишет The Economist.


Фото: Fotoimedia

Бурный рост китайских компаний, наблюдаемый в последние годы, было принято объяснять либо большим количеством дешевой рабочей силы, либо мощной финансовой поддержкой со стороны государства, но никак не изобретательностью китайских руководителей. Теоретиков и практиков больше интересовала Индия со всеми этими красочными экзотическими историями про банкоматы на велосипедах и компании, изготавливающие водоочистители из скорлупы кокосовых орехов. Однако маловероятно, чтобы китайские компании пришли к тому, что они имеют сейчас, исключительно за счет "труда и капитала". Кроме того, сложно поверить, что развитие образовательной системы в Китае не привносит свежих идей и в управление. Западные компании мало знали о японских принципах менеджмента и системе бережливого производства, пока, к примеру, автопроизводители Японии не вышли на мировой рынок и не захватили огромную его долю. Налицо риски, что с Китаем Запад ждет повторение истории, если компании не будут анализировать, адаптировать и использовать восточный опыт.

Впрочем, возможно, этого и удастся избежать, поскольку китайский опыт уже сейчас начинает получать заслуженное внимание как со стороны ученых, так и со стороны управленцев. Авторитетное издание The MIT Sloan Management Review посвятило большой материал инновационным урокам управления из Китая. А в последнем номере Harvard Business Review есть подробная статья о китайском подходе к управлению. В первом тексте речь идет о предположении, что китайцы (как Япония в послевоенные годы) сосредоточили все внимание на инновациях, во второй статье рассказывается, что Китай становится все более креативным и уже сейчас стремится решить проблемы грядущей "экономики потребления".

Есть еще и такое экспертное мнение, что китайские компании используют методы массового производства, чтобы ускорить не только сам процесс изготовления, но и этап разработки продукции. Они разбивают инновации на множество мелких "шагов", а потом на каждый этап набирают команды (и не всегда малочисленные). Например, китайская фармацевтическая компания WuXiAppTec разделила поиск лекарства от хронического гепатита С на восемь этапов, наняв десятки людей для работы над каждым. Также компания адаптировала под свои задачи немецкое программное обеспечение, которое было создано для управления сборочными линиями и координации инновационного процесса. В то время как западные компании выпустят "бета-версию" своего продукта только для небольшой отобранной группы "подопытных", китайские компании, скорее всего, выведут ее на широкий рынок - они хотят сотворчества с потребителями, собирают максимальное количество отзывов, а потом оперативно корректируют свои продукты под нужды рынка.

Эти "ускоренные инновации" могут не создавать неких потрясающих прорывов, но это и не конечная цель. Успех Китая - именно в быстроте реакции: компании быстро копируют западные продукты и делают их достоянием масс-маркета. Теперь, по мнению экспертов, китайцы могут применять данный метод в разных сегментах. И эта техника помогает Китаю задействовать самый важный пул ресурсов страны - компетентных, но не уникальных технических специалистов. Очень многие гуру менеджмента поражены скоростью китайских компаний и их готовностью выводить продукты на рынок. Например, Goodbaby, занимающаяся изготовлением детских колясок и автокресел, каждый квартал вводит порядка 100 новых товаров. Broad Group, строительная фирма, специализируется на быстром возведении зданий: ряд модулей для строительства заранее изготавливается на фабриках, а потом они соединяются вместе. Об этом способе строительства много говорили на Западе, но в итоге эту идею так никто и не реализовал.

Интересно и то, как китайские предприниматели справляются со скоростями, меняющими технологическую отрасль и другие, близко с ней связанные. Крупные компании делегируют управленческие задачи, чтобы сохранять гибкость: корпорация Haier, гигант в области бытовой техники, состоит из буквально тысяч мини-компаний, каждая из которых подчиняется своему председателю. Это представляет любопытный контраст японскому стремлению к иерархичности.

Естественно, в вопросах найма персонала китайским компаниям тоже приходится изыскивать нестандартные решения. Сеть ресторанов Hai Di Lao, например, имеет массу проблем с привлечением и удержанием персонала (что, впрочем, не редкость для компаний этого профиля во всем мире), а также с обучением сотрудников до уровня отраслевых менеджеров. Поэтому компания предлагает специалистам жилье, льготы на обучение их детей в школах, оплату поездок за границу. То есть это своего рода иллюстрация творческого подхода китайцев к привлечению сотрудников.

Быстрый и дешевый

Китай особенно заинтересован в развитии двух отраслей - автомобильной промышленности и гражданской авиации, но пока нет оснований говорить о том, что китайские компании догоняют в этих сферах Запад, как в случае с другими сегментами бизнеса. Однако в ряде других сфер Китай преуспевает: поэтому, утверждают эксперты The Economist, западные менеджеры должны изучать и "брать на вооружение" китайские принципы ускорения разработки продуктов.

И это, отмечают аналитики, уже происходит: в 2012 году в Шанхае был создан инновационный центр PepsiCo - крупнейший за пределами Северной Америки. Центр получил финансирование на испытания ускоренного производства и потребительского тестирования, чтобы компания имела возможность быстрее выводить новые продукты на рынок (а не затем, чтобы использовать Китай как площадку для экономии средств).

В целом исследования китайских принципов работы и управления показывают, что компании Китая растут и развиваются отнюдь не только за счет того, что умеют быстро делать дешевые вещи. Дело в создании методов менеджмента, которые помогают ускорить разработку, а также искусно и оперативно реагировать на постоянные изменения рынка. Это навыки, которые помогут китайским компаниям завоевать не только сильно ограниченную в финансах целевую аудиторию, но и средний класс, и занять важное место на рынках далеко за пределами Поднебесной.

Комментарии

  • Николай Перов — 19:43, 16.09.2014
    Обратил внимание на две детали.Первая- с большой опаской отношусь к ускоренному внедрению инновационных лекарств."западные компании выпустят "бета-версию" своего продукта только для небольшой отобранной группы "подопытных", китайские компании, скорее всего, выведут ее на широкий рынок - они хотят сотворчества с потребителями" Достаточно сомнительный опыт и он говорит. что в Китае низкая ответственность за здоровье людей.Вторая особенность:"Поэтому компания предлагает специалистам жилье, льготы на обучение их детей в школах, оплату поездок за границу. То есть это своего рода иллюстрация творческого подхода китайцев к привлечению сотрудников" Для внедрения этих вариантов работы с персоналом необходимо платное обучение детей в школах, проблемы с наличием квартир или его высокой стоимостью и небольшие зарплаты, не позволяющие работнику спокойно выехать за границу. Либо элементы "железного занавеса", которые регулируют любые заграничные туры.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно