Ольга Самофалова
Ведомство разработало новую формулу расчета стоимости авиакеросина
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) придумала новую формулу расчета стоимости авиатоплива. Ее введение приведет к тому, что керосин в российских аэропортах подешевеет на целых 30-40%. Большинство участников рынка и эксперты одобряют новшество, однако нефтяные компании выступают против новой формулы.
Первая половина прошлого года ознаменовалась резким ростом цен на авиатопливо, что нефтяники объясняли ростом цен нефти на мировых рынках. Однако, когда во второй половине 2008 г. мировые цены на нефть начали стремительно падать, стоимость авиакеросина в большинстве региональных аэропортах в России оставалась фактически неизменной. Так, например, когда цены на авиакеросин за рубежом упали на 38% - с $1140,1 за тонну до $704,8 (в ноябре прошлого года), в аэропорту Новокузнецка стоимость авиатоплива снизилась с августа всего на 2%, а цена за тонну топлива здесь была на 60% выше, чем в Москве. Та же ситуация наблюдалась и в других региональных аэропортах.
Разобраться с такой странной ситуацией ФАС попросили как авиакомпании, так и, в конце концов, премьер-министр РФ Владимир Путин. ФАС решила изменить сам механизм ценообразования авиатоплива.
Рабочая группа ведомства разработала новую формулу цены для авиатоплива: из стоимости тонны керосина российского НПЗ по роттердамскому индексу Platts вычитается экспортная пошлина и фрахт, прибавляется 18% НДС и дифференциал, зависящий от удаленности НПЗ и условий контракта. Эта формула была описана в письме за подписью заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, пишет сегодня "Коммерсант". Письма с итогами расследования рынка авиатоплива и разработанной формулой были направлены в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта, нефтяные компании и профильные ведомства.
Как говорится в письме, с новой формулой расчета стоимости авиатоплива согласны Минтранс и ФСТ, а также с некоторыми оговорками Минэкономразвития и Минэнерго. Авиакомпании в целом это нововведение также поддержали. "Трансаэро" нашла лишь один недостаток в формуле - непрозрачность механизма определения дифференциала.
Нефтяники не согласны
Но вот нефтяные компании новую формулу не поддерживают, считая ее невыгодной. Так, ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз" и "Альянс" выступают против включения в цену экспортной пошлины. "Газпром нефть" - против включения стоимости фрахта. "Роснефть" полностью не согласна с принципом ценообразования, предлагаемым ФАС. В компании считают, что формирование цен на авиатопливо должно происходить на организованных биржевых площадках.
Некоторые эксперты газеты, не умоляя права на жизнь формулы ФАС, также считают, что при появлении внутренних биржевых индикаторов в России цена на топливо будет более сбалансированной. То есть компании будут вести расчеты, основываясь на собственный индикатор, а уже потом оглядываться на котировки Platts.
Реакция нефтяных компаний вполне понятна. Для них новая формула невыгодна, так как при ее применении стоимость авиатоплива должна подешеветь на 30-40%, посчитали в ФАС. При расчете цены на основе биржевых котировок, стоимость авиатоплива снижается менее сильно. Так, фактическая цена тонны керосина в аэропорту Иркутска на сегодняшний день составляет 21 471 рублей, при расчете на бирже она должна составлять 15 659 (ниже на 27%), а по формуле ФАС - 14 534 рублей (ниже на 32,3%).
Источник: ФАС, Коммерсант
В любом случае эксперты считают, что новая формула станет для ФАС эффективным инструментом контроля за ситуацией на рынке и поможет своевременно реагировать на случаи недобросовестной конкуренции. Хотя, как ранее говорил Голомолзин, новая формула будет носить лишь рекомендательный характер для участников рынка.
Первая половина прошлого года ознаменовалась резким ростом цен на авиатопливо, что нефтяники объясняли ростом цен нефти на мировых рынках. Однако, когда во второй половине 2008 г. мировые цены на нефть начали стремительно падать, стоимость авиакеросина в большинстве региональных аэропортах в России оставалась фактически неизменной. Так, например, когда цены на авиакеросин за рубежом упали на 38% - с $1140,1 за тонну до $704,8 (в ноябре прошлого года), в аэропорту Новокузнецка стоимость авиатоплива снизилась с августа всего на 2%, а цена за тонну топлива здесь была на 60% выше, чем в Москве. Та же ситуация наблюдалась и в других региональных аэропортах.
Разобраться с такой странной ситуацией ФАС попросили как авиакомпании, так и, в конце концов, премьер-министр РФ Владимир Путин. ФАС решила изменить сам механизм ценообразования авиатоплива.
Рабочая группа ведомства разработала новую формулу цены для авиатоплива: из стоимости тонны керосина российского НПЗ по роттердамскому индексу Platts вычитается экспортная пошлина и фрахт, прибавляется 18% НДС и дифференциал, зависящий от удаленности НПЗ и условий контракта. Эта формула была описана в письме за подписью заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, пишет сегодня "Коммерсант". Письма с итогами расследования рынка авиатоплива и разработанной формулой были направлены в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта, нефтяные компании и профильные ведомства.
Как говорится в письме, с новой формулой расчета стоимости авиатоплива согласны Минтранс и ФСТ, а также с некоторыми оговорками Минэкономразвития и Минэнерго. Авиакомпании в целом это нововведение также поддержали. "Трансаэро" нашла лишь один недостаток в формуле - непрозрачность механизма определения дифференциала.
Нефтяники не согласны
Но вот нефтяные компании новую формулу не поддерживают, считая ее невыгодной. Так, ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз" и "Альянс" выступают против включения в цену экспортной пошлины. "Газпром нефть" - против включения стоимости фрахта. "Роснефть" полностью не согласна с принципом ценообразования, предлагаемым ФАС. В компании считают, что формирование цен на авиатопливо должно происходить на организованных биржевых площадках.
Некоторые эксперты газеты, не умоляя права на жизнь формулы ФАС, также считают, что при появлении внутренних биржевых индикаторов в России цена на топливо будет более сбалансированной. То есть компании будут вести расчеты, основываясь на собственный индикатор, а уже потом оглядываться на котировки Platts.
Реакция нефтяных компаний вполне понятна. Для них новая формула невыгодна, так как при ее применении стоимость авиатоплива должна подешеветь на 30-40%, посчитали в ФАС. При расчете цены на основе биржевых котировок, стоимость авиатоплива снижается менее сильно. Так, фактическая цена тонны керосина в аэропорту Иркутска на сегодняшний день составляет 21 471 рублей, при расчете на бирже она должна составлять 15 659 (ниже на 27%), а по формуле ФАС - 14 534 рублей (ниже на 32,3%).
|
В любом случае эксперты считают, что новая формула станет для ФАС эффективным инструментом контроля за ситуацией на рынке и поможет своевременно реагировать на случаи недобросовестной конкуренции. Хотя, как ранее говорил Голомолзин, новая формула будет носить лишь рекомендательный характер для участников рынка.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
01 мая 2024
02 мая 2024
05 мая 2024