Ксения

Ford приостанавливает производство и увольняет сотрудников

Жесткие меры компания объясняет "серьезными изменениями экономической ситуации в России", однако HR-эксперты призывают не поддаваться панике


Предприятия Ford Sollers переходят на односменный режим работы. На заводе компании во Всеволжске Ленинградской области будут уволены около 700 сотрудников - примерно треть персонала этого предприятия, пишет РБК. Производство на этом заводе, сообщает издание, будет остановлено почти на два месяца - с 9 по 15 апреля и с 21 апреля по 8 июня. После этого с двух-трехсменного режима работы на односменный перейдут все предприятия Ford Sollers, в том числе, в Набережных Челнах и в Елабуге.

Это решение в Ford назвали "вынужденной мерой" и объяснили "серьезными изменениями экономической ситуации в России", среди которых - девальвация рубля и падение спроса на автомобили С-сегмента.

Похожая ситуация складывается и на некоторых других автомобильных предприятиях. Ранее в этом году концерн "АвтоВАЗ" объявил о масштабном сокращении штата - в рамках повышения финансовой эффективности предприятия его СЕО Бу Андерсон принял решение уволить 11,2% сотрудников (всего 7,5 тысяч, 5 тысяч из которых - именно рабочие). На этой неделе "АвтоВАЗ" сообщил, что приостановит конвейер с 17 по 30 апреля. Со вторника, 1 апреля, на двухсменный график с трехсменного перешел завод Nissan в Санкт-Петербурге. По словам представителя профсоюза предприятия, мера будет действовать до конца 2014 года. На заводе Volkswagen в Калуге в этом году планируется сократить производство до 135 тысяч единиц (то есть на 15 тысяч машин). УАЗ работает в режиме неполного рабочего времени - пять дней в неделю по две смены - с февраля по май, пишет РБК.

Эксперт: ситуация на авторынке - затишье перед ростом объемов производства

RB.ru попросил HR-экспертов подробнее рассказать о причинах принятия этих достаточно радикальных мер и о прогнозах относительно того, как будет развиваться ситуация на рынке труда в автомобильном сегменте.

По словам руководителя Automotive practice рекрутинговой компании Marksman Ольги Кочергиной, есть несколько факторов, которые оказывают влияние на производственные структуры международных и российских автопроизводителей. Это как макроэкономические причины - в первую очередь, турбулентность в плане политической и экономической обстановки и аккуратные прогнозы по росту автомобильной отрасли в РФ - так и частные причины: например, объем выпуска Всеволожского завода Ford Sollers сократился из-за падения спроса на флагманские модели - Focus и Mondeo.

"Однако в 2015 году на заводе начнется сборка нового Mondeo и обновленного Focus, поэтому производственные мощности будут увеличиваться. Что касается завода Nissan в Санкт-Петербурге, то по итогам этого года он существенно увеличил объемы производства (примерно на 8%); приостановка, думаю, связана с тем, что завод готовится к существенному увеличению мощности производства в этом году и запуску новых цехов, соответственно, необходимо произвести переоснащение текущих промышленных зон (ведь компания в этом году полностью обновляет свой модельный ряд и будет запускать сборку дополнительных моделей). В целом, я бы охарактеризовала ситуацию, как затишье перед предстоящим в 3-4 квартале 2014 и начале 2015 года ростом объемов производства", - говорит Ольга Кочергина.

"Ситуация с сокращением штата сотрудников в некоторых автомобильных предприятиях напрямую связана со снижением спроса на автомобили. Фактически по итогам 2013 года в России было зафиксировано падение продаж новых автомобилей на 5,5%. При этом ряду производителей удалось переломить тенденцию рынка и увеличить количество проданных автомобилей. К сожалению, Ford это не удалось, что и привело к сокращению персонала. В прошлом году Ford проводил большую реорганизацию sales и aftersales подразделений, и целый ряд менеджеров с огромным опытом в индустрии покинули компанию", - комментирует партнер "Агентства Контакт" Ольга Сабинина.

Если говорить о развитии ситуации на рынке труда, то, как считает Ольга Кочергина, традиционно наибольшая потребность - в квалифицированном производственном персонале, так называемых "голубых воротничках". Эта тенденция, по ее мнению, сохранится и в этом, и в следующем году.

"Что касается дополнительных тенденций, то я бы отметила тот факт, что перед всеми игроками отрасли стоит задача повышения эффективности производства (например, один из заводов-производителей шин на своем производстве в РФ численностью 2000 человек выпускает 6 млн шин в год; производство этой же компании в одной из стран ЦВЕ с такой же численностью - 2000 сотрудников - выпускает 9 млн шин в год). Очевидно, что будут актуальны задачи повышения производительности труда, обновления парка оборудования и автоматизации производства, а также внедрения принципов бережливого производства - соответственно, будут особенно востребованы профессионалы именно в этих областях", - резюмирует эксперт.

Представители кадровых компаний считают, что поддаваться панике точно не стоит

"За прошедший период мы наблюдали отрицательный тренд на рынке труда в автомобильной промышленности: продажи автомобилей упали, и эта тенденция продолжается по сей день. Это происходит в силу нестабильной геополитической обстановки, резких колебаний курса валют, а также ввиду того, что государство в этом году прекращает программу субсидирования автокредитов, а утилизационный сбор станет обязательным и для производителей, имеющих автозаводы в России. Таким образом, автоконцерны терпят убытки и вынужденно принимают ответные меры - с одной стороны, оптимизируют производственный процесс, а с другой - увеличивают цены на автомобили. Но ни один из автоконцернов не говорит сейчас о сворачивании своей деятельности - напротив, Россия остается приоритетным рынком, инвестиции в него продолжаются, а планы по запуску новых моделей и увеличению локализации остаются в силе. Аналитики рынка отмечают некоторое оживление на розничном рынке, и это дает основания для прогнозирования положительной динамики роста. Многие HR-менеджеры замечают, что спад продаж закономерен, и когда тенденция пойдет на увеличение, то компания, которая в текущей ситуации укрепит и перераспределит внутри компании свои человеческие ресурсы, будет в выигрышном положении. Текущая ситуация - временна, поэтому не стоит поддаваться панике", - считает менеджер по работе с ключевыми клиентами в сфере автомобильной промышленности компании "АНКОР Бизнес Решения" Екатерина Лобасевич.

"Несмотря на непростую общую ситуацию в экономике, наши клиенты активно развиваются, в связи с чем открываются новые проекты и позиции. Кандидаты открыты к рассмотрению предложений и переходам в другие компании. Думаю, что создавшуюся ситуацию безусловно стоит принять во внимание, но все же сохранять холодную голову и не паниковать", - добавляет руководитель направления "Автомобильная промышленность" хедхантинговой компании Cornerstone Виктория Прибыловская.

"На сегодняшний день далеко не во всех компаниях автомобильного рынка идут сокращение персонала. Целый ряд наших клиентов продолжает активно нанимать сотрудников, как на производство, так и в продажи, и маркетинг. Кроме того в России идет активное развитие индустрии автокомпонентов, в 2014 году целый ряд международных компаний планирует открытие локального производства. То, как будет развиваться ситуация на рынке труда, зависит от динамики спроса на автомобили. На данный момент мы видим, что многие западные автомобильные производители заморозили свои планы по рекрутменту на этот год. По крайней мере, до подведения итогов первого квартала. В то же время компании, которым удалось увеличить продажи по итогам 2013 года, продолжают активно нанимать новых сотрудников. Сейчас максимальным спросом пользуются специалисты по маркетингу и развитию дилерской сети. Кроме того, со второй половины прошлого года мы  наблюдаем увеличение спроса на специалистов в after sales", - говорит Ольга Сабинина.

Комментарии

  • Денис Хорошилов — 04:53, 3.04.2014
    Железный занавес опускается и начинает давить слабейших...

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно