Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Глава Mars Chocolate в России: "У топ-менеджеров в Mars нет отдельных кабинетов и секретарей"

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Денис Яроцкий рассказал RB.ru об отсутствии иерархии в культуре Mars, о том, как компания привлекает молодых специалистов и мотивирует их

Глава Mars Chocolate в России: "У топ-менеджеров в Mars нет отдельных кабинетов и секретарей"
Вопрос подготовки кадров остро стоит перед компаниями из разных сфер, и многие начинают формировать себе резерв в тесном сотрудничестве с вузами. Для Mars взаимодействие со студентами и выпускниками - одно из приоритетных направлений работы. Глава Mars Chocolate в России Денис Яроцкий рассказал RB.ru, почему компании так важно быть открытой для студентов и выпускников, что интересного для себя они могут найти в компании как в работодателе, а также о том, почему Mars сохраняет стабильность в непростые с политической и экономической точки зрения последние полгода.

- Мы беседовали с представителями кадровых компаний, и они отмечают, что в последние полгода начинают меняться настроения работодателей в плане подбора персонала в связи с политической ситуацией и колебанием курсов валют. Многие снижают расходы на персонал, замораживают подбор, некоторые даже сокращают штат. Коснулись ли подобные изменения Mars?

- То, о чем говорят кадровые компании, - данность. Не могу говорить за всех, но некоторые рынки FMCG замедляются, это продолжение замедления экономического, замедления потребительского спроса. Это давит на финансовые показатели - компаниям нужно находить новые источники роста и эффективности, это, несомненно, отражается и на политике в отношении персонала. Мне кажется, в нынешней ситуации проявляется то, насколько компании в состоянии даже в момент замедления роста все-таки расти. Мы более 20 лет в России, у нас здесь стабильная база, много фабрик во всех сегментах. Мы крепко стоим на ногах, и кардинальных планов остановить или замедлить рекрутмент у нас не было. Существуют планы расширения в производстве и клиентских функциях, они драматичного изменения не претерпели. Они всегда могут настраиваться в зависимости от ситуации, но сейчас не кризис 1998 года, и о сокращениях речи не идет.



- То есть вакансий критично меньше не стало?

- Как в любой компании, у нас существует определенная ротация персонала (до 10%). Это количество сотрудников мы должны ежегодно находить, чтобы поддерживать то количество людей, которое у нас есть. Кроме того, есть планы расширения производства - ввод новых мощностей как на фабрике на Волге, так и на фабрике в Подмосковье. Это ситуационно. В прошлом году планы могли быть меньше, сейчас они больше. Не буду скрывать, есть определенное тревожное ощущение от рынка. Сейчас шоколадный рынок растет менее активно, это накладывает определенные рамки на то, что мы делаем.

- Претерпели ли зарплаты в Mars изменения в связи с падением курса рубля?

- Мы следим, чтобы наши сотрудники получали конкурентную зарплату, следим за рынком. Мы отталкиваемся не от колебания курса рубля по отношению к другим валютам, а от того, что происходит в России: инфляция, рост зарплат в тех или иных сегментах.

- Денис, какие программы работы со студентами и молодыми специалистами есть в Mars? Возможно, планируется создание новых форматов?

- Мы не так давно начали работать со студентами - например, проекту "Тайны FMCG" около трех лет. Компания плавно шла к осознанию того, что это важная аудитория для Mars в перспективе. Мы хотели отработать разные варианты, чтобы сделать то, что этой аудитории действительно интересно. Поэтому я не думаю, что уже пришло время открывать новые форматы, мне кажется, есть очень много потенциала в том, что мы предлагаем сейчас. "Тайны FMCG" мы "раскрываем" дважды в год, это большое событие, к которому вся компания долго готовится. Я бы не хотел те ресурсы, которые мы на это тратим, "распылять" на что-то другое.

- Верно ли, что Mars - единственная компания в сфере FMCG, которая проводит подобные встречи? Почему вы считаете, что такая открытость топ-менеджеров для студентов важна?

- В любой сфере есть тот, кто делает что-то первым, находит какой-то новый формат. Мне кажется, мы тоже пока не нашли идеала, постоянно оттачиваем программу. Встречи топ-менеджеров с молодыми людьми - то, что придает уникальность нашему проекту. Мне кажется, это абсолютно правильный формат. В нашей компании каждый сотрудник является отражением культуры, принципов, которыми мы руководствуемся, того, что Mars собой представляет. Все это мы стараемся донести до окружающих через личные истории. У топ-менеджеров этих историй больше, они могут их интересно рассказать, и, мне кажется, всегда интересно послушать людейс большим опытом. Они знают огромное количество людей внутри Mars, знают, что такое Mars, могут своим примером показать, что собой представляет культура.

- А студенты, которые приходят на эти встречи, могут обсудить с топ-менеджерами свои карьерные перспективы в Mars?

- Да. Я не вижу ни одной причины, которая могла бы этому помешать. Я уже был на этих событиях раньше. Сначала мы выступаем на сцене с сессией вопросов и ответов, а потом следует сессия неформального общения. Мы беседуем со студентами, у них множество интереснейших вопросов, которые касаются и бизнеса, и карьеры. Поскольку эта сессия посвящена их карьере, их возможностям в нашей компании, мы стараемся рассказать им как можно больше, в первую очередь, отталкиваясь от собственного опыта, а также упоминая программы, направленные на работу со студентами и выпускниками. У нас их несколько. Мы можем их предложить студентам как стартовые площадки для карьеры в Mars.

- А что это за программы?

- Есть две программы: Leadership Development Program и Functional Development Program. Эти программы позволяют человеку, пришедшему в компанию без опыта, пройти через несколько отделов и получить разнообразный кросс-сегментный и иногда даже кросс-географический опыт. Это нужно для того, чтобы через три-четыре года этот специалист имел бы возможность сделать достаточно большой шаг до того, что у нас называется менеджером среднего звена. Программа эта ускоренная, которая позволяет, получив опыт, быстрее развиваться внутри компании.

- То есть в Mars предпочитают, так сказать, "выращивать" сотрудников для себя?

- У нас нет такого, чтобы мы делали какую-то четкую ставку на одном или другом виде поиска сотрудников. Но для нас это один из очень важных источников талантов. Мне кажется, когда человек приходит в компанию сразу после вуза, эмоциональная связь с ней у него будет намного крепче - и в перспективе даст ему много позитивных эмоций. Но в Mars очень много сотрудников с разным опытом приходят на очень разные позиции.

- Есть ли трудности с поиском? Во многих компаниях утверждают, что им непременно приходится учить персонал самим.

- Есть специальности, которые требуют глубокого погружения и дополнительного тренинга. В качестве примера могу привести достаточно непростую ситуацию на рынке инженерных ресурсов. Очень сложно в России найти квалифицированных инженеров, которые могут с первого дня работать и показывать результат. Мы прикладываем очень много усилий, чтобы научить людей тому, что нужно именно нам. С другими профессиями ситуация варьируется, но некого универсального решения, наверное, нет нигде. Каждая работа чем-то уникальна. Я не могу вспомнить ни одного случая, когда мы не могли бы закрыть какую-то вакансию, просто иногда на это уходит больше времени. У Mars сложилась позитивная репутация, мы предлагаем много возможностей. Я уверен, мы являемся привлекательным местом для работы, и это помогает.

- А вы начинаете работать со студентами инженерных и других специальностей еще на этапе обучения?

- Так как инженерные специалисты востребованы, в первую очередь, в офисах, которые находятся непосредственно на фабриках, мы сотрудничаем с местными образовательными учреждениями (высшими и средне-специальными учебными заведениями). Это помогает нам выстроить хорошие взаимоотношения с местным сообществом. Те, кто живет рядом с нашими фабриками, имеют возможность работать рядом с домом. В рамках Functional Development Program мы работаем с инженерными вузами, в том числе, в Москве. Со студентами мы начинаем работать на достаточно ранних стадиях - не могу сказать точно, на каком курсе, но задолго до выпускных экзаменов.

- Как вы думаете, чем Mars привлекательна как работодатель для молодых специалистов? Возможно, их надо мотивировать как-то по-особенному?

- У нас много сильных сторон. У нас нет четко выраженной функциональной карьеры. Это, конечно, одна из возможностей, но любой приходящий специалист, особенно молодой, который, быть может, еще не до конца сформировал видение своего будущего, может попробовать себя в разных подразделениях, сегментах и рынках Mars, понять, что для него важно, где он может наилучшим образом реализовать свои сильные стороны. Это будет видно не только сотруднику, но и компании, мы сможем понять, где сотрудник сможет раскрыться, и дать ему эту возможность. И, конечно, в Mars в чем-то уникальная культура. Это компания частная, у нее есть четко выраженные принципы, которые являются ключевым элементом в работе и связующим звеном в культуре. Она, что называется по-английски, egalitarian, без жесткой иерархии. Ни у одного генерального менеджера нет отдельного кабинета, нет секретаря. Общение происходит очень просто, с любым человеком легко поговорить, и благодаря этому новички могут очень быстро научиться чему-то, быстро выстроить взаимоотношение с ключевыми в работе людьми. Кроме того, люди, которых мы набираем, отличаются своего рода предпринимательской жилкой. Мы не "даем по рукам" за ошибки, у людей есть возможность рисковать, проявить креативность. Все это, мне кажется, очень хорошо ложится на то, что ищут современные выпускники.

- Как вы думаете, молодому специалисту в России логичнее развивать карьеру в одном месте или лучше перемещаться между компаниями?

- Естественно, каждая история индивидуальна. Мне кажется, что любое из этих направлений - правильное. Конечно, переход из одной компании в другую - всегда стресс, очень много приходится делать фактически заново, на это уходит много времени и энергии. Думаю, более комфортно строить карьеру в рамках одной компании, пока эти возможности есть. Я прекрасно понимаю, что компания не всегда их может дать. Важно, чтобы человек, в первую очередь, для себя решил, где "его" компания, где ему интересно и хорошо.

- А как в Mars относятся к тому, когда специалисты, покинув компанию и поработав некоторое время в другом месте, хотят вернуться?

- Не то чтобы у нас была какая-то четкая позиция по этому вопросу, но у нас есть примеры, когда люди возвращались в Mars после нескольких лет вне компании, даже с достаточно серьезных позиций. С этим нет проблем. Главное, чтобы человек разделял нашу культуру и принципы, был готов вкладывать энергию и эмоции в развитие компании.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  2. 2 «Монополизация ИИ и дипфейки куда опаснее восстания машин»: что делать, чтобы прогресс не обернулся против человека
  3. 3 «На франшизе KFC я смог бы заработать даже больше»: почему основатель «БлинБери» выбрал блины
  4. 4 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
  5. 5 «Мы возвращаем авторам ценность их работ». CEO сервиса защиты авторского права — о развитии LegalTech в России