Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Главные слова 2013 года

Архив rb.ru

Что такое титушки, креакл, митболы и дакфейс?

Главные слова 2013 года

Какими новыми словами обогатился русский язык по итогам уходящего года? Какие слова и словосочетания приобрели особое знаковое или дополнительное значение? 

С помощью собственной системы медиапоиска и анализа (более 7 500 СМИ) аналитики Public.ru постарались зафиксировать неологизмы, авторскую креативную лексику и вернувшиеся обратно в активное употребление редко используемые слова, термины и выражения. 

Новояз - 2013
 

Бунтующая столица Украины не оставила равнодушными российских журналистов. В уходящем году самыми популярными неологизмами на страницах СМИ стали прямые заимствования из словаря украинских революционеров «Евромайдан» (с большим отрывом первое место в рейтинге) и «титушки» (второе место). Кроме лидеров рейтинга, на страницах российских СМИ зафиксированы: «майдановцы», «майдауны», «майданутые», «майданобайкеры» и «майданобайтеры», «майданофраза», «майданофил», «евросодом» и «таежный союз».
 
Читайте полный список новых слов здесь. 


Второе место в рейтинге неологизмов-2013 занимают «титушки» - лица спортивной внешности, провокаторы с Евромайдана. Слово произошло от имени украинского спортсмена Вадима Титушко, ставшего известным после нападения на журналистов, освещавших события акции оппозиционного протеста. В этом же ряду неологизмов 2013 года, образованных от фамилий, стоят такие слова, как «пехтинг» (процесс разоблачения российских чиновников) и «мизулинг» (борьба с гомосексуализмом и педофилией, часто в искусстве, которая носит абсурдный характер), а также слово прошлого года, которое набрало еще большую популярность в уходящем, - «сердюковщина» (коррупция, злоупотребления чиновников и безнаказанность). 

 

И наконец, замыкает тройку лидеров новояза-2013 слово «диссернет». В течение всего года СМИ активно публиковали громкие разоблачения в плагиате от интернет-сообщества, которое, по их собственному определению, «посвящает свой труд разоблачениям мошенников, фальсификаторов и лжецов» от образования и науки. 
 

Как отклик на общественно-политические события года на страницах СМИ в 2013 году появились такие неологизмы, как «Госдура»«экоузник» и «алкокурьер»«креакл» (креативный класс), а также выражение «закон подлецов» - именно так теперь называют закон против усыновления российских сирот американскими семьями. 
 

В связи с обострившейся мигрантской тематикой на страницах СМИ зафиксированы новые словосочетания «анимигрантский рейд» и «Бирюлевская овощебаза». Последнее теперь используется и в переносном смысле для обозначения места волнений на национальной почве. Симптоматичным выглядит тот факт, что гораздо чаще, чем в предыдущие годы, в СМИ стали использоваться слова «Москвабад»«азиатчина» и «Азиопа»
 

Гастрономические новшества нашего времени нашли отражения на страницах СМИ в форме «митболов». В сегменте технологических новинок в 2013 году лидером журналистского внимания стал «Йотафон» - российский двухэкранный смартфон. Приживется ли это слово в русском языке, зависит от устройства (например, к «ё-мобилю», о котором было много упоминаний в 2011 году, в 2013 интерес заметно угас). 

Помимо общественно-политического вектора, другим традиционным каналом появления неологизмов на страницах СМИ являются заимствования из сети. Так, в уходящем году одной из самых модных соцсетей стал Инстаграм, который привнес в русский язык слова «лук», «лифтолук», «туалетолук», «дакфейс», а также «селфи» (фото самого себя, снимок-автопортрет), которое, однако, вошло в обиход российских журналистов только после того, как стало словом 2013 года по версии Оксфордского словаря. Ранее в российских СМИ вместо «селфи» использовалось слово «самострел», да и то нечасто. 

На пике внимания
 

Некоторые ранее известные слова приобрели в 2013 году особое значение, став знаковыми маркерами общественно-политических явлений года. 
 

Наибольший рост динамики упоминаемости терминов на страницах СМИ в 2013 году зафиксирован в системе Public.ru у слова «евроинтеграция». Очевидно, что популярность слова связанна с вступлением Украины в Европейский союз. Не менее часто в предолимпийский для России год журналисты вспоминали и о «факелоносцах».
 

В течение 2013 года журналисты не раз припомнили власти «майские указы» и «духовные скрепы», однако обе идеологемы чаще использовались в СМИ в ироническом контексте. Пенсионная реформа вызвала к жизни «пенсионную формулу»«пенсионный калькулятор» и «молчунов», а оппозиционеры и общественники заставили особенно часто звучать словосочетание «Болотное дело». В связи с финансовым кризисом на Кипре резко возросло употребление слова «деоффшоризация», а также появилось словосочетание «киприоты-патриоты» (сокращенный вариант от «русские патриоты и русские киприоты»). 
 

Если в прошлом году всплеск упоминаемости был зафиксирован для группы слов, связанной с религиозной тематикой («крестоповал»«православный патруль»«православие головного мозга»«православнутые»«кощунники» и «кощунницы»), то в 2013 на пике востребованности в СМИ оказалась гомосексуальная тематика: «антигейский закон»«гей-пропаганда» и «каминг-аут»
 

Еще одним информационным трендом 2013 года стало обсуждение «единого учебника истории» - в СМИ набрали популярность устойчивые словосочетания «иго Золотой Орды» и «Великая российская революция».
 

Неологизмы и возросшая упоминаемость слов и словосочетания в 2013 достаточно ярко характеризуют основные направления общественной и политической жизни уходящего года. Какие из этих слов останутся с нами с следующем году, а какие уйдут в историю, покажет время.



Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter