Сергей

ГЛОНАСС начинает на равных конкурировать с GPS

На руку российской навигационной системе играют точность и политика


Российская навигационная система ГЛОНАСС, аналог и конкурент американской GPS, пока развивалась по преимуществу в довольно негативном новостном фоне. То ее спутники вместо орбиты отправятся в океанические глубины, то разработчика – холдинг "Российские космические системы" – уличат в растрате государственных средств, то Минтранс пригрозит перевозчикам санкциями за несвоевременное оснащение подвижного состава навигационными приемниками. Тем не менее, многострадальная система работает, и оборудование на ее основе получает все большее признание, в том числе и за рубежом. Даже в далекой Австралии.

Австралийский разработчик решений для 3D-навигации Advanced Navigation выпустил на рынок серию устройств глобального позиционирования Spatial на базе российского навигационного модуля, производит который группа "КБ Навис". Сообщение об этом размещено на сайте компании.

Мультисистемный модуль способен принимать сигналы со спутников всех основных навигационных группировок, как уже функционирующих - американской GPS и российской ГЛОНАСС, так и находящихся на стадии развертывания - европейской Galileo и китайской "Бэйдоу-2".

Однако подобные устройства уже довольно широко представлены на рынке, их производит изрядное количество фирм – европейских, американских, азиатских. Буквально в прошлом месяце собственную линейку чипсетов с поддержкой ГЛОНАСС анонсировал телекоммуникационный гигант Qualcomm.  Почему австралийские инженеры предпочли продукцию конструкторского бюро "Навис", RB.ru узнавал у Сергея Тихомирова, гендиректора его дочерней компании "НВС Навигационные Технологии".

"Причина проста: наша продукция ни в чем не уступает аналогам, но при этом дешевле. Поэтому австралийцы и выбрали нашу компанию в качестве поставщика. К тому же вряд ли кто-то знает ГЛОНАСС лучше. Мы работаем с системой уже двадцать лет, еще с тех пор, когда она только создавалась", – рассказал RB.ru Сергей Тихомиров.

Но не только ценовой фактор влияет на предпочтения иностранных потребителей. В некоторых аспектах отечественная ГЛОНАСС превосходит свою американскую соперницу.

"Нашу продукцию охотно закупают в странах Северной Европы – Швеции, Норвегии, Дании. Дело в том, что из-за особенностей конфигурации спутников ГЛОНАСС обеспечивает более высокую точность в высоких широтах, в то время как GPS наиболее эффективна в средней полосе", – пояснил руководитель "Навигационных Технологий". В общем-то, логично, учитывая географическое положение России и Соединенных Штатов.

Играет свою роль и политическая сторона вопроса. Не все страны хотят зависеть исключительно от американской системы глобального позиционирования. К тому же, сочетание разных систем повышает точность определения местоположения.

"Для определения положения объекта в пространстве необходимо получать сигнал минимум с трех спутников. Но в условиях городской застройки или в горах далеко не всегда удается быть в зоне видимости трех спутников одной системы. Тогда и возникает необходимость воспользоваться возможностями параллельной системы. Таким образом, ГЛОНАСС и GPS дополняют друг друга", – рассказал RB.ru Сергей Тихомиров.

Всего иностранцы закупают примерно 40% гражданской продукции группы "Навис", общий объем продаж который достигает 150-200 тысяч устройств в год на сумму 100 млн рублей. Среди клиентов российского производителя навигаторов также значатся компании из Швейцарии, Китая, США.

В сознании россиян отечественный аналог GPS ассоциируется по преимуществу с позорными провалами российской космонавтики последних лет. Между тем за рубежом его все больше рассматривают в качестве равноправной альтернативы американской системе позиционирования. Не зря же Лондонский Королевский институт навигации, который патронирует супруг британской королевы герцог Эдинбургский Филипп, назвал завершение развертывания ГЛОНАСС в прошлом декабре главным техническим достижением 2012 года.

Комментарии

  • Борис Зверев — 09:57, 10.08.2012
    Лет 10-12 назад для целей своей научной работы я зашёл на сайт КНИЦ МО (владелец и оператор системы), скачал выложенный там в открытом доступе альманах, и по простенькому алгоритму в Excel посчитал покрытие (с учётом выведенных из эксплуатации постоянно или временно - "на обслуживание" - спутников)... Как бы сказать помягче... В общем, тогда покрытие было не очень хорошим. Интересно сейчас посчитать :) Что-то с трудом верится в улучшения.
  • Алексей Медведев — 09:57, 10.08.2012
    За двадцать лет уже столько бюджетных денег истрачено и большинство распилено, что о ГЛАНАСЕ читать противно!!!! За деньги похороненные в океанах в виде спутников и разворованных организаторами этого проекта, можно было построить не одну тысячу километров прекрасных дорог(правда и там воруют).
  • Игорь Андреев — 17:32, 9.08.2012
    конкуренции нет, есть возможность применения, это как БМВ и Запорожца
  • Михаил Касьянов — 03:36, 10.08.2012
    Ржунимагу...

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно