Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Говорить об однозначном восстановлении авторынка России еще рано

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

С таким мнением выступил сегодня партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут

Говорить об однозначном восстановлении авторынка России еще рано
Рост российского авторынка на 3% в первом полугодии 2010 года после падения на 50% в прошлом году нельзя однозначно считать началом восстановления, заявил сегодня партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут. Объемы продаж машин в последние месяцы почти такие же, как и в кризисный 2009 год. Рост продаж отмечается лишь в самом дешевом и премиальном сегментах, тогда как автомобили средней ценовой категории распродаются очень плохо. Это и смущает Стенли Рута, поэтому он предупреждает от очень оптимистичных прогнозов на второе полугодие.

По оптимистичному прогнозу Стенли Рута, в 2010 году россияне купят 1,6 млн новых легковых автомобилей, что обеспечит рост рынка на 15% по сравнению с прошлым годом. Однако по пессимистичному прогнозу продажи вырастут всего на 5% до 1,3 млн штук, считает эксперт. Причем, второй вариант развития исключать не стоит, несмотря на 45%-й рост продаж в июне. Говорить об однозначном восстановлении российского авторынка еще рано, уверяет Рут. В первом полугодии он вырос на 3% до 763 тыс. автомобилей и на 9% в денежном выражении - до $14 млрд. Полный отчет Стенли Рута о перспективах развития авторынка России см. в доп. материале.

На рынке тем временем существуют и более оптимистичные ожидания его развития. Так, в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) уверены, что во втором полугодии начнется более существенный рост продаж легковых автомобилей, чем в первом. Поэтому недавно там изменили свой годовой прогноз в сторону увеличения  - до 1,67 млн автомобилей.

Повысил свой прогноз также французский автоконцерн Renault. Там ждут роста российского авторынка до 1,7 млн автомобилей в 2010 году на фоне увеличения спроса в рамках программы утилизации. Тогда как в ноябре 2009 года компания прогнозировала емкость рынка максимум в 1,6 млн автомобилей.

Консервативного прогноза придерживаются эксперты Ernst&Young;, которые ожидают роста рынка не более чем на 5-10%. "Автостат" считает наиболее вероятным усредненный сценарий развития рынка: в 2010 году будет продано 1,6 млн автомобилей.

Впрочем, в том, что рост продаж на российском авторынке неизбежен, мало кто сомневается, дискуссионным остается лишь вопрос - когда это произойдет, отмечает Стенли Рут. Так, на тысячу российских жителей приходится лишь 235 автомобилей, тогда как в Германии этот показатель больше в два раза - 550 авто, а в США в три раза - 750 машин. На докризисный уровень продаж - около 3 млн новых авто - рынок выйдет не ранее, чем через пять лет. Такой прогноз озвучивает Стенли Рут из PwC и эксперты "Автостата".

Падение на фоне роста

У Стенли Рута нет полной уверенности, что российский авторынок все-таки начал восстановление. Ежемесячные продажи во втором квартале 2010 года лишь незначительно превышают результаты кризисного 2009 года, зато почти в два раза меньше объемов продаж в июле 2008 года - последний месяц до кризиса.

Кроме того, на рынке наблюдается рост спроса на самые дешевые автомобили и на дорогие машины, тогда как машины в средней ценовой категории распродаются по-прежнему плохо. Так, в первом полугодие продажи выросли у "АвтоВАЗа" (+23%), группы "ГАЗ" (+12%), Renault (+15%) и Daewoo (+17%), еще лучше дела обстоят у BMW (+25%) и Mercedes-Benz (+45%).

Росту спроса на бюджетные машины помогла утилизационная программа, продажи в премиальном сегменте всегда восстанавливаются быстрее, чем рынок в целом. Когда начнут расти продажи автомобилей в среднем ценовом сегменте, тогда можно будет говорить о явном восстановлении рынка и делать более оптимистичные прогнозы, замечает Стенли Рут. Пока же продажи Ford (-18%), Toyota (-15%), Nissan (-32%), PSA Peugeot и Citroen (-15%), которые "играют" в среднем сегменте, падают.

Исключением здесь является лишь Kia, предлагающая россиянам автомобили по средней цене, - за полгода рост продаж на целых 49% и третье место после Lada и Chevrolet в рейтинге AEB. Стенли Рут даже затрудняется найти причины такого феномена. В самом концерне рост продаж объясняют наличием сбалансированного портфеля моделей, а также привлекательным предложением гарантии на 5 лет или 150 000 пробега и дополнительных услуг в виде кредитов Kia Finance и бесплатной помощи на дорогах Kia Road Assistance.

Показательным является также долевая структура по ценовым сегментам рынка. Доля люксовых автомобилей за два года выросла с 3% в 2008 году до 5% в 2010 году, доля бюджетных машин - с 32% до 39%, а вот доля среднего класса упала - с 65% до 56%, отмечает Стенли Рут.



Самые успешные

По итогам полугодия самыми успешными оказались иностранные автопроизводители, имеющие в России собственные заводы. В связи с продлением высоких пошлин на ввозимые в страну машины, импорт иномарок продолжает сокращаться: за полгода его объемы упали на 23% в количестве и на 15% в деньгах. 6 000 ввезенных в Россию подержанных иномарок говорят о фактическом умирании этого сегмента рынка. Отечественные производители, главным образом "АвтоВАЗ", благодаря утилизационной программе чувствуют себя неплохо: их продажи выросли на 20% до 240 тыс. авто и на 38% до $2,2 млрд.  Лучше всех поживают концерны, имеющие заводы в России:  продажи иномарок российского производства выросли на 32% до 250 тыс. штук и на 62% до $4,7 млрд. Эти результаты показывают, что россияне дорогим импортным моделям предпочитают недорогие, выпущенные в России.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Кто проводит большие сделки в России