Гравитационные волны: пять фактов об открытии нобелевского масштаба

Юлия Судакова

Автор - RB.ru.

Юлия Судакова
Международная обсерватория LIGO объявила, что ее ученые обнаружили гравитационные волны.
Гравитационные волны: пять фактов об открытии нобелевского масштаба
Многие уже называют это открытие важнейшим за последние десятилетия. Работавшие в этой области ученые полностью уверены в результатахнаучных достижений. Мы же расскажем, в чем значение этого открытия для науки и для всех нас.

Кадр из из фильма "Гравитация"

Что это такое?

Гравитационные волны – это колебания ткани пространства-времени, которые отталкиваются от больших объектов, движущихся с переменным ускорением. Волны имеют весьма малую величину из-за относительной слабости гравитационных сил (по сравнению с прочими). Эта величину очень сложно зафиксировать. Похожим образом перемещающийся электрический заряд порождает волны электромагнитные, но только их гораздо легче зарегистрировать.

Зачем это нужно?

Важность этого открытия поможет учёным лучше понять механизмы работы Вселенной и отношения пространства и времени. Кстати, существование гравитационных волн Альберт Эйнштейн предположил ещё в начале 20 века, так что переоценить масштабы этого события сложно. Глава LIGO Кип Торн в интервью RT заявил в связи с этим открытием, что однажды человечество повторит путь героев "Интерстеллар". Он также пояснил, что "это открытие поможет изучать вселенную совершенно новым способом, и изучать аспекты чёрных дыр, которые не были нам понятны".

Как работали ученые?

В сентябре 2015 года ученые обсерватории LIGO запустили два детектора, расположенных на противоположных концах США. Если одна станция-детектор обнаруживает сигнал, а вторая нет — считается, что это не связанные с гравитационными волнами колебания. Но если сигнал обнаружат обе станции — можно говорить об обнаружении гравитационной волны. По мнению ученых, гравитационная волна порождена системой двух черных дыр на расстоянии около 50 миллионов световых лет от Земли. Наглядное свидетельство существования гравитационных волн было получено 14 сентября 2015 года в 5:51 утра по времени восточного побережья США одновременно двумя профильными обсерваториями.

Какой вклад внесли российские ученые?

Директор обсерватории LIGO Кип Торн рассказал, что ученые из группы Владимира Брагинского из Московского государственного университета внесли в работу важный вклад. Именно они предложили основную концепцию использования гигантских зеркал для проведения эксперимента.

Что такое LIGO и сколько стоила работа над проектом?

LIGO (англ. Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory) - лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория. Проект был предложен в 1992 году Кипом Торном. Представляет собой растущую группу исследователей: около 40 научно-исследовательских институтов и 600 отдельных учёных, работают над анализом данных, поступающих с LIGO и других обсерваторий. В составе работают и две научные группы из России: группа член-корр. РАН В. Б. Брагинского и группа член-корр. РАН А. М. Сергеева. Экспериментальное обнаружение гравитационных волн космического происхождения является главной задачей LIGO. Общая стоимость проекта, реализованного в сентябре, составила около $620 млн.

Фото: lLIGO/ Фрагмент презентации результатов открытия