Андрей

Индекс Биг Мака: Рубль все еще недооценен

The Economist обнародовал очередные расчеты своего "съедобного" индекса


Журнал The Economist обнародовал очередные расчеты так называемого "индекса Биг Мака", который определяет реальные обменные курсы различных государств.
 
На родине "Биг Мака" в США за этот сэндвич придется отдать свои кровные $4,33, а в России всего $2,29 (75 рублей). Получается, что, исходя из индекса, российский рубль обесценен почти на 53%.
 
Также в этом году аналитики журнала The Economist решили сравнить данные с докризисными показателями. Оказалось, что наш "деревянный" за последние пять лет потерял еще около 10% "мирового признания".
 
Сделанный же в России Биг Мак в 2012 году оказался одним из самых дешевых – дешевле он только в Гонконге. Кстати, съесть самый дорогой Биг Мак можно в этом году в Венесуэле, он там стоит аж  $7,92. Чуть дешевле сэндвич в Норвегии ($7,06) и Швейцарии ($6,56).
 

 
По словам аналитика ТКБ Капитал Сергея Карыхалина, индекс Биг Мака лишь условно можно считать макроэкономическим показателем (это больше пиар проект) - все-таки в Биг Маке мало составляющих, поэтому общие выводы относительно относительной недооцененности или переоцененности валют из динамики этого индекса делать нельзя.

"Тот же реальный эффективный курс рубля, который рассчитывает ЦБ, исходя из параметров внешней торговли, кажется более объективным показателем и он не показывает какого-либо существенного ослабления рубля", - отметил он в разговоре с RB.ru.
 
Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин считает, что индекс Биг Мака является одним из вариантов расчета валютных курсов на базе паритета покупательной способности (PPP). Исходя из цены товарной "корзины", которую представляет Биг Мак, один доллар стоит 17 рублей. При этом рыночный валютный курс рубля составляет 32,2 руб за доллар США.
 
С точки зрения макроэкономики превышение рыночным обменным курсом рубля РФ к доллару США своего курса рассчитанного на базе PPP означает, что цены на товар ( в данном случае - Биг Мак) в США "должны" снижаться, цена на этот товар в России — расти, а курс американского доллара к рублю — также снижаться.
 
Однако, для реализации такого сценария на рынке существует значительное число препятствий, выраженных в динамике других макроэкономических индикаторов, а также в статистических показателях тенденций мировых финансовых рынков.
 
Важность тех или иных подобных - "сдерживающих" развитие основного тренда -индикаторов меняется в зависимости от экономических и рыночных условий. Динамику курса рубля РФ, в том числе – по отношению к доллару США в весьма значительной мере определяет тенденция индикаторов инфляции и инфляционных ожиданий в РФ, прогнозной динамики Валового Внутреннего Продукта РФ, бюджетного баланса России, ожиданий динамики спроса на финансовые инструменты в России и динамика цен сырьевого рынка. Указанные индикаторы, в целом, свидетельствуют в пользу укрепления рубля к бивалютной "корзине" и USD, но рынок закладывает в курс российской валюты еще и европейские финансовые риски. При сокращении этих под влиянием действий европейских властей, а также ряда других факторов, связанных с поддержкой инвестиций на развивающихся рынках, определенных "охлаждением" американской экономики, решающей сейчас бюджетные проблемы, возможным представляется рост курса рубля к доллару США в ближайшие кварталы приблизительно до 29 - 30 руб. за единицу американской валюты.

Аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Илья Балакирев отмечает, что отчасти этот индекс действительно передает покупательную способность валют или, если угодно, соотношение цен в экономиках. Для схожих по структуре европейских экономик это вполне работает. В случае с развивающимися странами, нужно делать коррекцию на культурные особенности, ценовые перекосы. Хотя состав гамбургера везде одинаковый, закупочные цены сырья - разные, накрутки продавца также могут быть разные. И многое зависит от той конкурентной среды, в которой  находится сеть. Где-то макдональдс едва ли не монополист на рынке фастфуда, а где-то почти не пользуется популярностью.

Есть множество ценовых перекосов в стране, и если мы возьмем для базы расчета не бигмак, а автомобили, или брэндовую одежду, или компьютерные комплектующие, например - результат будет противоположным - рубль переоценен относительно других валют. В России бигмак индекс уже много лет показывает недооцененность рубля, но ситуация не особо меняется, возможно и потому что основная статья внешней торговли у нас - далеко не бигмаки. Валютные курсы тесно завязаны на внешнеторговое сальдо, тогда как потребительских цен это касается в меньшей степени.

"Сейчас факторов для значительного укрепления рубля к доллару мы не видим. Основной драйвер - по-прежнему, нефть. Здесь фундаментальных перспектив роста немного. Увеличение бюджетных расходов и дефицита бюджета также играет не на стороне национальной валюты. Хотя мы не исключаем некоторое укрепление рубля к концу года, ни о каких 53% речи не идет", - говорит эксперт.
 
В далеком 1986 году журналисты The Economist вместо целой потребительской корзины решили брать один стандартный сэндвич сети быстрого питания McDonald's и сравнивать его стоимость в разных странах. Нашу страну включили в индекс в 1990 году, когда в Москве открылся первый McDonald's. Тогда в России сэндвич стоил $6,18, а в США в три раза дешевле.

Комментарии

  • Андрей Андреев — 23:28, 31.07.2012
    Ну что ж. Как сказала новая любимица НТВ Света - жить стало более лучше! А питаться мы стали более дешевле американцев...
  • Юрий Холодилин — 06:05, 1.08.2012
    Еще надо было сравнивать по качеству продукта и по уровню покупательской способности.
  • Алексей Кощеев — 09:06, 1.08.2012
    Все вопросы снимутся, когда получите ответ на вопросы: Почему власти 20 с лишним лет обещают сделать рубль свободно конвертируемым и не делают этого? Почему его курс определяется сидящими на самой высокой табуретке? Кому это выгодно?
  • Сергей Перовский — 12:58, 1.08.2012
    Можно было бы говорить об индексе, если бы речь шла о себестоимости. Все-таки комплексный продукт. Цена Биг Мака определяется тем, сколько люди готовы платить. При отрицательном, в целом, отношении к фастфуду в России, было бы странно, если бы Биг Мак стоил дорого.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно