Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Иностранные СМИ: чеченцы становятся "козлами отпущения" в громких убийствах в России

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Англоязычная пресса не осталась равнодушной к задержанию граждан Чеченской республики по подозрению в убийстве оппозиционного политика Бориса Немцова и к сопутствующим обстоятельствам.

Иностранные СМИ: чеченцы становятся "козлами отпущения" в громких убийствах в России
Публикации иностранных журналистов пестрят громкими фразами. Так, например, в The Times Рамзана Кадырова назвали "путинским вольным стрелком", Bloomberg View утверждает, что в России не в первый раз вину за громкое преступление возложили на выходцев из Чечни.


Фото: РИА Новости

"Путинский "вольный стрелок" пользуется неограниченным влиянием", - гласит заголовок в The Times. Арест пяти выходцев с Северного Кавказа в связи с убийством Бориса Немцова - "действие по образцу", когда жителей этого региона обвиняют в громких преступлениях, говорится в статье. Журналисты вспомнили убийство журналистки Анны Политковской в 2006. Чеченцы, которых в России боялись на протяжении веков за приписываемую им жестокость, являются очевидным и распространенным козлом отпущения, пишет The Times. Однако вмешательство Рамзана Кадырова и его тон, который заметно отличается от тона Путина, открывает новые интригующие версии. Журналист даже намекает на то, что власть Путина, который позволил Кадырову действовать самостоятельно, возможно, ослабляется.

Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги, заявил еще до убийства, что Кадыров - "вольный стрелок Путина", у которого есть "право говорить и делать то, что не позволено никому другому".

New York Times изучает мнения российских общественных деятелей о "чеченском следе"

"Чеченец (Рамзан Кадыров - прим. ред.) связал убийство Бориса Немцова с карикатурами в Charlie Hebdo", - пишет The New York Times.

"Господин Кадыров в своем Instagram написал, что лично знал Дадаева (один из чеченцев, задержанных по делу Немцова - прим. ред.), что он, как истинный мусульманин, был взбешен антимусульманскими карикатурами, опубликованными в сатирическом еженедельнике Charlie Hebdo, и высказываниями тех, кто поддерживал их публикацию. Кадыров также охарактеризовал Дадаева как истинного патриота России", - говорится в статье.

Хотя господин Немцов и защищал публикацию карикатур, его соратники убеждены, что не это стало мотивацией убийства. По их мнению, мишенью его сделала резкая критика российского правительства. Критиковал Немцов и Рамзана Кадырова, пишет The New York Times. Издание цитирует запись в Facebook оппозиционера Ильи Яшина о том, что многие политические и общественные деятели громче и жестче высказывались о теракте в Charlie Hebdo, в то время как Немцов критиковал убийство, но не сказал ни единого плохого слова об исламе. Многие оппозиционеры высказывались, что связать убийство с радикальными исламистами - удобный способ быстро раскрыть преступление и отвлечь внимание от Кремля.

Издание ссылается на запись в блоге оппозиционного политика Владимира Милова, который утверждает, что сотрудники структур Кадырова не могли решиться на подобное самостоятельно. "Я не верю ни секунды в такое серьезное нарушение субординации в жестко централизованной чеченской системе", - пишет Милов.

Ссылается издание и на пост в Facebook главного редактора "Русской жизни" Дмитрия Ольшанского (которого The New York Times характеризует, прежде всего, как сторонника пророссийских ополченцев на востоке Украины). "Признание Дадаева в том, что он, мол, отомстил Немцову за какие-то антиисламские выступления, - явная липа", - эту цитату Ольшанского приводит издание.
Россия, говорится в статье, борется с повстанцами в Чечне с 1994 года. Рамзану Кадырову в Кремле дали свободу действий в Чечне, и он, пишет издание, руководит, используя комбинацию методов сталинизма, суфийского ислама и чеченского национализма. Правозащитники неоднократно критиковали Кадырова за насилие по отношению к диссидентам. Но Путин Кадырова защищал, а в понедельник, 9 марта, наградил его орденом Почета.

Почему правительству удобно связывать громкие убийства с Чечней?

Обозреватель Bloomberg View, бывший главный редактор Slon.ru Леонид Бершидский рассуждает, почему вину в убийстве "давнего оппонента президента Путина" Бориса Немцова возлагают на чеченцев. "Основной подозреваемый - чеченец, который решил наказать Немцова за то, что тот защищал публикацию карикатур на пророка Мухаммеда в Charlie Hebdo. Однако эта история имеет очевидные недостатки - хотя бы тот, что Немцов не был антиисламским радикалом", - пишет Бершидский.

При Путине, пишет Бершидский, российские прокуроры часто обращаются к "чеченскому следу" в громких убийствах: правительство считает удобным связывать убийства с жителями самого беспокойного региона страны. Со времен чеченских кампаний, в которых погибли тысячи российских солдат, чеченцы были крайне непопулярны в России.

"В 2006 году меня вызвали в качестве свидетеля по делу об убийстве Пола Хлебникова в 2004 году, главного редактора российской версии журнала Forbes, где я на момент его смерти был издателем. Прокурор придерживался версии, что трое подозреваемых чеченцев были отправлены ушедшим в отставку полевым командиром, о котором Хлебников написал нелестную книгу. Поскольку книга была опубликована в 2003 году, а Хлебников никогда не предпринимал никаких дополнительных мер безопасности до момента убийства, я нашел связь неправдоподобной. Позднее суд этих троих мужчин оправдал. Чеченцы были осуждены за организацию убийства журналистки Анны Политковской, совершенного в 2006 году. Я до сих пор не понимаю, каковы могли быть их мотивы", - пишет Бершидский.
В случае с Немцовым, продолжает журналист, близкий к следствию источник сообщил ИА "Росбалт", что показания Дадаева коснулись предполагаемой антиисламской политики убитого. Этому вторит пост в Instagram Рамзана Кадырова, который лично знал Дадаева. "Все, кто знает Заура, утверждают, что он является глубоко верующим человеком, а также, что он, как и все мусульмане, был потрясен действиями Шарли и комментариями в поддержку печатания карикатур", - говорится в записи Кадырова. Далее Бершидский также говорит о мнении сторонников Немцова относительно недостоверности версии и приводит слова Ильи Яшина о том, что Немцов никогда не отзывался плохо об исламе. Ссылается Бершидский и на пост Милова: "Немцов всегда очень осторожно высказывался об исламе, когда мы, некоторые его коллеги, состоявшие в одних и тех же с ним оппозиционных организациях, высказывались не в пример жестче - он всегда нас одергивал, говорил, что надо быть толерантными, в том числе и упоминал о том, что у него есть близкие родственники - мусульмане (обойдемся без подробностей). Немцову невозможно пришить "исламофобию".

Бершидский вспомнил единственную запись Немцова об атаке на Charlie Hebdo, которая могла бы быть оскорбительной для исламистов, но, учитывая полную неполиткорректность российских СМИ, Немцова вряд ли можно было бы включить в список 100 главных мишеней для джихадистов.

"Кадыров, по сути, выразил мнение, что карикатуристы Charlie Hebdo поставили себя под удар, насмехаясь над пророком. Но в качестве основного получателя субсидий из Москвы он бы, наверное, не рискнул заказать убийство политика в нескольких сотнях ярдов от Кремля - ​​если бы только он не знал, что он не должен бояться наказания. Возможно, так совпало, что Путин подписал указ о награждении Кадырова орденом Почета. Президент России не возражал, чтобы Кадыров похвалил подозреваемого в убийстве Немцова, назвав его "бесстрашным, мужественным военнослужащим". Можно с уверенностью сказать, что пока Кадыров работает на Путина в Чечне, российский лидер может рассчитывать на бесконечные поставки лояльных военных в места, где Россия официально не воюет", - пишет Бершидский.

WSJ: Россия официально предъявила двоим мужчинам обвинения в убийстве Немцова

Издание The Wall Street Journal напомнило в своей статье, посвященной аресту подозреваемых чеченцев, что через несколько часов после смерти Бориса Немцова 27 февраля пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал убийство "провокационным", направленным на дискредитацию Кремля и дестабилизацию политической ситуации в России.

"Кавказский регион России был очагом насилия на протяжении десятилетий. В Чечне, одной из крупнейших республик, были две жестоких войны с сепаратистами за последние 25 лет. Республика сейчас находится под жестким контролем Рамзана Кадырова, бывшего мятежника, перешедшего на другую сторону и ставшего в регионе силой, поддерживаемой Кремлем. Господин Дадаев был старшим офицером в чеченском полицейском батальоне, но ушел в отставку некоторое время назад. Об этом Рамзан Кадыров написал в своем Instagram, который он традиционно использует для публичных заявлений. Кадыров осуждал Бориса Немцова и других либералов, не поддерживающих позицию Кремля относительно позиции в конфликте на Украине, говоря о нелояльности, но отверг какое-либо участие в убийстве, которое, по его словам, было заказано из-за рубежа. Господин Немцов также высказывался в защиту карикатуристов Charlie Hebdo, убитых в январе этого года. В Чечне десятки тысяч человек осудили карикатуры сатирического еженедельника на пророка Мухаммеда как кощунственные", - говорится в статье.

В статье подчеркивается, что Дадаев был единственным из задержанных, кто не скрывал своего лица в суде. Кроме того, The Wall Street Journal опубликовала те немногочисленные сведения о подозреваемых, которые имеются в публичном доступе, например, то, что Дадаев родился в 1982 году в Ставропольском крае, жил в Ингушетии, до этого случая не имел судимостей.

Как и коллеги из других англоязычных изданий, журналисты The Wall Street Journal напомнили, что многие громкие убийства связывались с выходцами из Чечни в последние годы.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter