Дина

Интернет-пользователи возмущены освещением авиакатастрофы на Синае в российских СМИ


Самолет разбился. 224 человека погибли. В таких ситуациях СМИ всегда оказываются перед большой этической дилеммой: как писать о такой трагедии, как о ней говорить, ведь НЕ говорить нельзя. За два страшных дня российские СМИ подготовили ряд материалов о трагедии – кто-то общался с родственниками погибших, кто-то пытался показать человеческие судьбы, которые стоят за 224 траурными строками. Некоторые материалы вызвали бурную и полярную реакцию в обществе.


Фото: РИА Новости

РБК подготовило материал, посвященный последним дням жизни погибших пассажиров рейса "Когалымавиа" из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. "В числе погибших пассажиров числится семейная пара из Санкт-Петербурга. Алексей и Татьяна Громовы (полное ФИО, город проживания, дата рождения полностью совпадает со списками МЧС) вместе с маленьким ребенком вылетели в Шарм-эль-Шейх 15 октября в двухнедельный отпуск. 31 июля 2015 года, как следует из информации в социальной сети "ВКонтакте", была первая годовщина свадьбы", - рассказывает РБК, сопровождая истории фотографиями погибших из соцсетей.

orig

Этот материал вызвал бурную реакцию общественности – издание обвинили в том, что оно собирает "трафик на крови", что без разрешения родственников использует фотографии из соцсетей – одним словом, обвинили в неэтичности. Это вынудило шеф-редактора проектов РБК Елизавету Осетинскую писать в Facebook публичное разъяснение по поводу этого материала.

"Читателям РБК. Публикация РБК, посвященная последним дням жизни погибших пассажиров рейса "Когалымавиа" из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, вызвала острую и полярную реакцию в обществе. Я и Роман Баданин, как руководители этой редакции, поясняем: целью материала было показать жизнь реальных людей, которая была оборвана над Синайским полуостровом; продемонстрировать, что за сухими сводками новостей скрываются наши обычные сограждане, соседи со своими простыми радостями и переживаниями. Эту цель мы считаем достойной любого СМИ. В оформлении и подаче материала - в том числе из-за срочности задачи - были допущены ошибки. За них мы приносим извинения родным и близким погибших! От своего имени и от имени редакции мы приносим соболезнования всем, потерявшим в этой катастрофе дорогих людей", - написала Осетинская.

Заместитель главного редактора сайта РБК Владимир Моторин тоже ответил на нападки читателей, которые обвинили издание в неэтичности, в том, что это трафик на крови. "Начну с главного. А что, не трафик на крови, когда речь заходит про освещение аварий или военных конфликтов? Если не кривить душой, то следует признать: всё трафик на крови. Но означает ли это, что надо прекращать работать в эти дни?" - написал он. Он также ответил на претензию, что неэтично публиковать снимки погибших детей: "Всего пару месяцев назад сразу несколько ведущих европейских газет разместили на передовицах снимок маленького сирийского мальчика, который утонул, когда его родители пытались перебраться в Европу. Смотреть на это было невозможно: на глазах тут же начинали наворачиваться слезы. Газеты тогда писали, что этот мальчик просто перевернул отношение к мигрантам. Из абстракции беженцы превратились в отцов, матерей и детей. И стало жутко от осознания того, что они гибнут по дороге в Европу. Фотографию отца с ребенком на трапе разбившегося самолета вчера показывало и "Би-Би-Си". Зачем? Не для того ли, чтобы зрители поняли, что это отнюдь не абстракция, эти 224 человека, которые разбились в субботу, возвращаясь с отдыха? То, что произошло в субботу утром в Египте, - это страшная трагедия. Но мы, журналисты, так часто писали эти два слова, что они стали штампом, над которым смеются читатели". Моторин отметил, что смотреть на фотографии было очень тяжело. "Но кто сказал, что публикации про крушение аэробуса должны быть легким чтивом?", - заключил он. 
 

Высказался по поводу фотографий погибших на РБК и главный редактор журнала РБК Валерий Игуменов: "Мне трудно осуждать бригаду, которая вчера работала на освещении падения самолета. Сам я, например, не пришел и помощь свою не предложил, а сидел и читал новости, как все, поэтому виноват в том числе. Но надо разбираться, и сейчас, и на будущее. Вчера все случилось, и в этом обычном в таком случае хаосе сначала понять ничего нельзя. Упал ли самолет, какой упал, где, связывался он с диспетчером или нет, слышали какие-то голоса под обломками, может ли быть теракт - разобраться в первые минуты и часы невозможно. Люди поэтому приходят в попытках что-то узнать и понять. Катастрофа страшная, и от узнавания и понимания боль накапливается каждую минуту. Отчаяние от бессмысленности произошедшего, фрустрация и злость, все это горит внутри, эмоции зашкаливают. Поэтому в первые часы всегда лучше предельно высушенные новости о том, что происходит. По сути, без эмоций и нервов, они и так на пределе. Поэтому в первые часы вешать наспех собранную галерею из соцсетей - это как в открытую рану плеснуть кислотой. Какое здесь сопереживание, вы чего? Со стороны это выглядит примерно как: вы еще не плакали сегодня? Сейчас заплачете - смотрите, вот стоит ребеночек, на стекло опирается, так вот этот ребеночек уже мертвый. Это как в лицо ударить с размаху и смотреть потом участливо. Люди не заслужили такого отношения. Мне кажется, это должно быть понятно. Должно быть очевидно. Это нельзя. За секунду так можно перечеркнуть годы работы. А в самой галерее как таковой нет ничего плохого. Только не вчера, не так. Через неделю, может быть. Девять дней. Тогда уже можно было все собрать аккуратно. Сказать о каждом хорошие слова. Напомнить - первый день не надо напоминать, надо потом - что вот были люди, а вот их нет. И что надо их помнить и надо не прощать тех, из-за кого случились эти смерти.Я считаю, мы виноваты и за свою вину получили и получим еще. Нам надо научиться работать профессионально и поступать по-человечески. Простите нас".
 

Подобную подборку фотографий из соцсетей жертв сделала также "Газета.ру".

orig 

 Репортаж о людях, погибших в авиакатастрофе на Синае, подготовила и "Россия 24". Зрителям показывают фотографию маленькой девочки Дарины, которой не было еще и года. Фотография была размещена в соцсети с подписью мамы: "Главный пассажир".

 

 

Телеканал "Дождь" также предлагает посмотреть, "какими были те, кто летел рейсом "Когалымавиа". В соцсетях они разместили слайдшоу с фотографиями. В комментариях пользователи написали: "Когда ты видишь цифры с числом погибших - это одно. А когда видишь реальных людей, которые жили, любили и были любимы - совсем другое. Светлая память".
 

LifeNews сделал ряд отдельных материалов о некоторых погибших, в том числе после общения с их родственниками и друзьями. Например, дочь второго пилота Airbus 321 рассказала LifeNews о последнем телефонном разговоре с отцом.

orig 

 

"Блин! Люди! Хватит смаковать подробности и додумывать последние минуты погибших пассажиров! Невозможно уже читать, смотреть и слушать этот бред. Просто имейте уважение к погибшим. Скорбите молча. Некоторые комментарии вообще за гранью морали и сострадания. Там и президент, и украинцы, и вообще всё намешано", - пишут пользователи на странице Lifenews в Facebook.
 

Издание "Медуза" публикует фотографии с места крушения самолета. На снимках – обломки, фрагменты фюзеляжа, личные вещи, военные, охраняющие багаж.
 

Один из пользователей в соцсетях приводит статистику, сколько человек умирает в России каждый день. "Подавляющему большинству их родственников никто из государственных структур помогать не собирается, с ними не работают психологи, им не тычут камеры в лицо. И знаете - это хорошо. Ибо боль душевная - это глубоко личное, - написал Антон Петров. - Если (точнее, "когда") я умру, меньше всего мне хотелось бы, чтобы на оставшихся моих родственников и друзей слетелись стаи журналистов, которые в поисках информационного повода пытались бы раскопать всю историю моей жизни. По результатам катастрофы надо провести расследование, наказать виновных, ужесточить правила технического обслуживания этого вида транспорта, переписать парочку инструкций и жить дальше. Всё. Отстаньте уже от погибших и их родственников, а? Прекратите поддерживать информационный повод. Для СМИ - это просто работа. И давайте просто жить. Ведь мы еще живы".
 

"Одно только успокаивает. Что всем телевизионным корреспондентам, кто в аэропорту спрашивает раздавленных горем людей, только что потерявших родных и близких, "Как Вы узнали?" и "Опишите, что Вы почувствовали", редакторам новостных программ, пускающим это в эфир, директорам телеканалов, дающим такие ЦУ своим подчиненным и тем, кто им, в свою очередь, ставит задачи по "духовным скрепам для электората"... так вот, им в аду, согласно их же верованиям, достанутся особенно острые копья и злые черти. Естественно, без права на досрочно-условное освобождение и отбывание срока под домашним арестом в чистилище. Гореть будут вечно", - написал в Facebook Михаил Ханов, зампредправления ИК "Ай Ти Инвест", бывший топ-менеджер "Рамблер". 


Комментарии

  • Лина Романова — 08:26, 3.11.2015
    Согласна с теми, кто высказывался против смакования подробностей из жизни погибших. Приношу свои соболезнования родным и близким жертв катастрофы. Но то, что русские СМИ совершенно обезумили на темах о смерти, вызывает чувство омерзения! Нынешние журналисты сплошь стали писАками из желтых газетенок, мало того, что ложь хлещет через край, так еще и обсосать чужое горе - это в радость! Заработали на низменных пороках людишек, с интересом разглядывающих детский ботиночек? Довольны? Интересно, а как бы вы реагировали на фото в нете погибшей внучки, дочери, мамы? Похоже чувство сострадания и такта вам не знакомо!
  • Сергей Пашенко — 19:50, 2.11.2015
    Интернет изменил человека – его чувственность, смерть, половой акт итпПривыкайте люди – человеки.Скоро Интернет - чипы поставят не только в ритмику сердца, но и в мозг до 3 уровня ауры. Вот что тогда будет – мама не горюй…
  • Алексей Панин — 16:32, 10.11.2015
    Я, искренне соболезную родным и близким ,погибшим в авиакатастрофе. Но, хочу сказать одно, что это не первая катастрофа у нас в России. Пока нет результатов комиссии,причины аварии.Я,не сомневаюсь,что будет всё списано на террористов(если египтяне с этим согласятся). Сегодня,если кто смотрел на первом канале ТВ "Время покажет",то там выступила женщина,которая летела на этом же самолёте ,за рейс до этого.Она во первых потребовала у ведущих программы,чтобы они пригласили тех,кто летел вместе с ней, а не этих пустозвонов и платных хлопальщиков.От себя она сказала, что это не самолёт, а помойка самая настоящая и все пассажиры были возмущены таким комфортом рекламным. Ведь Сердюкова опять назначили гендиректором "Ростех" по авиации,чтобы показал всей этой конторе"как воровать по по крупному". И опять начнут сыпаться с неба самолёты, а виноваты будут члены экипажаА, но ни как не Сердюков,ведь ему втихушу от народа звание Героя дали"за участие в контртеррористической операции". Это же крысятничество и шкурничество за спиной народа. А народ продолжайте гнать им рейтинги до 100 процентов, пока самих не коснётся эта беда.При этих правителях за ведро картошки сразу закроют в тюрьме и срок 3года как особо опасному преступнику, а таким, как Сердюков золотую звезду за украденные миллиарды.За счёт подхалимов Путина вознесли до небес,а они с айфоном всю страну разделили по себе и своим друзьям,,, ,
  • Игорь Андреев — 06:30, 13.11.2015
    Ведь это не первая катастрофа по явной глупости номеклатуры. Сначала был Курск, сейчас А321, а сколько всего, не сосчитать!Гитлер тоже был дурак, что же тут такого?Что глупого в авариях?Курск - торпеда дагестанская, не прошла необходимых испытаний.А321 - бомбу засунули в багаж, это не аэропорт Бен Гуриона.В общем, дураки все в номенклатуре, всё воруют и воруют, а никто этого не знает.
    • И. Андреев
      Игорь Андреев — 06:32, 13.11.2015
      и самозванцы с госпереворотами, а кому-то нравится.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно