Ксения

Исследование: московские компании вдвое реже стали подбирать персонал по рекомендациям

Впрочем, к советам сотрудников при найме прислушиваются более чем в 70% компаний


76% работодателей, как показали результаты исследования кадрового центра "ЮНИТИ", прибегают при найме к советам работников. А 24% респондентов ответили, что в их компаниях не принято использовать этот способ рекрутинга. Также выяснилось, что число компаний, подбирающих персонал исключительно по рекомендациям, сократилось вдвое - с 22% в 2012 году до 11% в 2013.

Руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Ирина Антоненко отметила, что тенденция снижения характерна, прежде всего, для Москвы. По словам эксперта, в регионах многие по-прежнему приглашают на работу в первую очередь друзей или родных сотрудников.

"Серьезной альтернативой рекомендациям стал поиск с помощью интернет-ресурсов, однако они имеют свои ограничения. В сети мало кандидатов топового уровня, в то время как поток резюме менеджеров по продажам, бухгалтеров, юристов может быть очень высоким. Однако найти "своего" сотрудника силами HR-отдела удается далеко не всегда", - комментирует Ирина Антоненко.

В поиске специалистов по рекомендациям, несомненно, есть ряд плюсов. Во-первых, респонденты выделили скорость, а также низкую себестоимость данного способа: порой бывает достаточно просто сделать рассылку по электронной почте среди сотрудников и сообщить, что открывается вакансия. Во-вторых, компания получает лояльного кандидата, кроме того, есть шанс неформально оценить личные качества потенциального сотрудника. Но, как отметила Ирина Антоненко, оценка кандидата друзьями или родственниками иногда бывает недостаточно полной и объективной, поэтому в кадровом центре запрашивают отзывы у предыдущих работодателей, что позволяет получить более качественный профиль компетенций.

По мнению Ирины Антоненко, наиболее важны рекомендации в подборе домашнего персонала: "Таких специалистов практически всегда подбирают через рекомендации знакомых и друзей. Также можно отметить рабочий персонал. Нередко специалиста на административную позицию начального уровня проще найти через знакомых (люди более ответственно относятся к работе, если их рекомендует знакомый, чего не скажешь о начинающих специалистах с рынка)".

Что касается минусов подбора по рекомендациям, то к ним участники исследования отнесли покрывательство сотрудниками друзей в случае совершения ошибок, проблемы иерархии и увольнение целой группы сотрудников, следующее за уходом одного человека.

Рекомендательный рекрутинг эффективен в среде молодых специалистов

"За рубежом около 40% компаний применяют рекомендательный рекрутинг в качестве одного из инструментов поиска персонала. Рекомендательный рекрутинг - это и поиск нового сотрудника, и экономия затрат на его привлечение, и дополнительная мотивация для рекомендодателя, поскольку вознаграждение, выплачиваемое сотруднику за заинтересованного кандидата, обычно не превышает суммы заработной платы за месяц, в то время как поиск и подбор с использованием рекламы, агентств и других ресурсов обходится значительно дороже", - отмечает менеджер по маркетингу рекрутинговго агентства Coleman Services Олег Калинин.

В России к помощи этого инструмента прибегают реже, однако в силу экономической выгоды его популярность растет. Рекомендательный рекрутинг, по мнению Олега Калинина, успешно работает в среде молодых специалистов, имеющих широкий круг общения, состоящий из друзей и знакомых по учебе в институте.

"Достаточно написать о вакансии в социальной сети, как информация о ней разойдется, как круги по воде, и нужный кандидат может быть найден буквально в течение часа. При этом важно, чтобы сотрудники компании имели четкое представление о прозрачности отборочного конкурса и не делали преждевременных выводов о гарантированном трудоустройстве своего знакомого по рекомендации. В компании с открытым стилем управления, с доброжелательными отношениями внутри коллектива рекомендательный рекрутинг может стать эффективным подспорьем в работе HR", - комментирует Олег Калинин.

Минусы подбора по рекомендации могут проявиться не сразу

Трудоустройство посредством рекомендаций знакомых и коллег, по мнению старшего консультанта по подбору персонала компании "АНКОР Медицина и фармация" Валерии Джаниевой, сегодня весьма распространено, несмотря на то, что компании в своем развитии ориентируются на западную модель менеджмента. Однако есть работодатели, которые все еще опираются на русский менталитет и практикуют прием сотрудников по рекомендациям знакомых.

"Плюсы подобного способа для компании заключаются, прежде всего, в экономии времени и денег на подбор специалиста. Работник, в свою очередь, получает "теплое" место, лояльность руководителя и помощь при адаптации. Минусы же проявляются не сразу, но зачастую они более очевидны, чем выгода от протежированного работника. Это могут быть конфликты внутри компании, недовольство коллектива и несоответствие работника профессиональным компетенциям. Также сотрудник может злоупотреблять своим положением, выполняя свои обязанности спустя рукава. Подобный метод найма чаще всего встречается в крупных корпорациях, в секторе нефтяной и газовой промышленности, производстве, госструктурах. Реже можно увидеть протеже в международных компаниях FMCG-сектора", - считает Валерия Джаниева.

Рекомендации - один из способов сплотить коллектив

Такой подход, как поиск по рекомендациям, имеет, по мнению консультанта по подбору персонала Кадрового агентства уникальных специалистов Натальи Сальниковой, ряд преимуществ. Помимо того, что расширяются возможности поиска за счет тех специалистов, которые не находятся в активном поиске работы, помимо резюме компания получит "живую" рекомендацию от сотрудника компании, который хорошо знает потенциального кандидата, уверен в его профессионализме, результативности, а также в том, что он корпоративен и сможет "вписаться" в коллектив. Работодатель получит необходимую информацию о кандидате у рекомендодателя, а это позволяет снизить риски приема на работу случайных людей.

"Потенциальный кандидат на вакансию также сможет получить от своего знакомого - рекомендодателя более подробную информацию о работе в компании, ее корпоративной культуре, возможностях профессионального и карьерного роста. Соответственно, такой специалист будет более мотивирован в получении вакансии данного работодателя, а также сможет лучше "вписаться" в компанию. Поэтому такой способ рекрутинга позволяет снизить текучесть кадров. Кроме того, сотрудники-рекомендодатели будут ощущать большую причастность к развитию компании, смогут повысить свою значимость в случае привлечения в компанию ценных и результативных специалистов. А это также сплачивает коллектив и формирует позитивную корпоративную культуру", - комментирует эксперт.

Этот способ привлечения квалифицированных кадров, по словам Натальи Сальниковой, может быть эффективен в различных профессиональных сферах. И особенно, например, в медицине, так как здесь очень важна высокая квалификация врача, а только по резюме ее определить невозможно. Такой подход эффективен и в ритейле. Например, специалисты, работающие в аптечной рознице по-прежнему в дефиците, а данная работа предполагает не только специальное образование и квалификацию, но и материальную ответственность, вопрос доверия к будущему сотруднику. С другой стороны, вопрос взаимного доверия имеет большое значение и для самого специалиста, заинтересованного в поиске вакансии, и рекомендация знакомого повысит  его уверенность в правильном выборе будущего места работы.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно