Ксения

Исследование PwC: Самые молодые женщины-руководители работают в сфере недвижимости и масс-медиа

Как показывают результаты исследования "Женщина-лидер в российском бизнесе", большинство женщин-менеджеров планируют развивать карьеру и дальше


Господствующие в современном обществе стереотипы, отмечают аналитики PricewaterhouseCoopers, поддерживают скорее "мужскую" модель лидерства и ведения бизнеса. Но даже несмотря на это, на руководящих позициях (как в среднем, так и в высшем менеджменте) все больше женщин. Они проявляют лидерские качества, возглавляют компании, входят в советы директоров, создают собственный бизнес.

Как выяснили аналитики, изучая примерный портрет современной женщины-руководителя, ей примерно 37,5 лет, она обладает значительным опытом (больше половины опрошенных занимают управленческую должность дольше пяти лет), она хорошо образованна (у 40% респонденток два и более высших образования, а у 9% - степень МВА или ученая степень). Кроме того, окончательно разрушается миф о том, что женщина-руководитель одинока и живет только работой: у большинства участниц исследования есть дети, они находят достаточно времени на семью и увлечения. 78% респонденток предпочитают активные виды досуга - в основном это спорт и фитнес (20%), путешествия (14%) и танцы (8%).

Пятерка сфер бизнеса, в которых работают российские руководительницы, выглядит так:

1. Финансы, консалтинг (32%).
2. Производство (21%).
3. Оптовая и розничная торговля (10%).
4. СМИ, медиа (7%).
5. Транспорт и связь (6%).

Согласно полученным данным, женщин на топовых позициях, в компаниях пока не слишком много: в 24% компаний их доля не превышает 5%. С членством в советах директоров ситуация все-таки лучше: в 51% компаний в совет входит хотя бы одна женщина. Однако большинство опрошенных не согласны со сложившимся положением дел: 82% женщин считают, что представительницы прекрасного пола обязательно должны присутствовать в советах директоров.

Среди наиболее влиятельных женщин России участницы исследования выделили государственных деятелей - председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентину Матвиенко, председателя ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину, заместителя министра экономического развития РФ Ольгу Дергунову и помощника президента Татьяну Голикову. Среди представительниц бизнеса самыми влиятельными названы генеральный директор InfoWatch Наталья Касперская, заместитель председателя правления Сбербанка Белла Златкис и глава "Трансаэро" Ольга Плешакова.

Самые важные качества для лидера - работоспособность и ответственность

Исследователи попросили участниц опроса назвать те профессиональные качества, которые, по их мнению, наиболее важны для женщин-руководителей. Более 60% респонденток выделили высокую работоспособность, ответственность, коммуникационные навыки и стратегическое мышление. А вот среди наименее важных качеств оказались чувство юмора, желание идти на риск и стремление к самореализации.

Женщины старше 40 лет отметили, что образование, профессионализм, умение выстраивать отношения в команде и жизненный опыт - наиболее важные факторы карьерного продвижения (в то время как внешняя привлекательность и социальные связи не слишком значимы).

На карьерный рост ориентированы в большей степени респондентки моложе 35 лет - с возрастом она значительно снижается. Для сравнения, в первой возрастной группе дальше расти хотят 60% опрошенных, а в категории старше 45 этот показатель снижается до 30%.

Самые молодые руководительницы работают в сфере недвижимости и СМИ (средний возраст - 31 и 32 года соответственно), а также в гостиничном, ресторанном бизнесе, в сфере здравоохранения и социальных услуг (средний возраст - 33 года). Самый высокий средний возраст женщин-менеджеров - 40 лет - в сферах коммунальных, социальных и персональных услуг, сельского хозяйства и рыболовства, энергетики.

Что касается профессиональной конкуренции, то 65% участниц опроса прибегают к ней в зависимости от конкретной ситуации. Жительницы Москвы воспринимают конкуренцию более ситуативно, чем представительницы регионов. В Москве меньше, чем в регионах, представлены полярные группы - те, кто не любит конкурировать, и те, кто относится к конкуренции положительно. Если говорить о конкурентных преимуществах по сравнению с мужчинами, то самые важные из них, по результатам исследования, - высокая работоспособность (77%), лояльность к компании-работодателю (46%), личностные качества (46%), высокий уровень образования (35%) и более низкий уровень вознаграждения (31%).

Интересно, что наибольшую удовлетворенность карьерой испытывают женщины, работающие в некоммерческих организациях (причем в Москве женщины чувствуют себя более состоявшимися в профессиональном плане, нежели в регионах).

Стиль руководства и отношения с подчиненными

Половина участниц исследования отметила, что они руководят в основном женскими коллективами, однако большинство женщин-руководителей комфортно чувствуют себя при любом гендерном составе подчиненных. Но в случаях, когда в коллективах преобладают представители одного пола, женщины предпочитают работать с мужскими командами.

Примерно половина женщин-менеджеров характеризуют свой стиль руководства как демократичный или партнерский (44%), а 22,5% называют свой стиль строгим и авторитарным - в Москве он более распространен, нежели в регионах. 19% женщин придерживаются либеральной, гибкой манеры управления.

Как и карьерные устремления, избираемый стиль управления имеет взаимосвязь с возрастом женщины-руководителя. Молодые женщины (до 35 лет) больше предпочитают либеральный или авторитарный стили, а в возрастной категории 45+ наиболее популярный стиль - партнерский.

"Мой стиль руководства зависит от ситуации, в которой находится компания. В кризисной ситуации необходим авторитарный стиль. В период стартапа или творческого поиска путей развития преобладает демократия и фасилитация идей сотрудников", - рассказывает директор по развитию бизнеса Danone-Unimilk CIS Любовь Александрова.

Work-life balance

Чем старше женщины-руководители, тем больше свободного времени они уделяют общению с семьей и чтению непрофессиональной литературы, но реже встречаются с друзьями, посещают театры, кино и рестораны.

Из всех категорий опрошенных наибольшую часть своего свободного времени уделяют домашним делам женщины в возрасте от 35 до 45 лет, а после 45 лет временные затраты на их выполнение несколько снижаются и вновь возрастают в самой старшей группе. Наконец, в любом возрасте женщины-руководители уделяют достаточно внимания и времени уходу за собой и заботе о здоровье.
 
Советы женщинам, которые хотят стать лидерами, дала руководитель Центра развития карьеры Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ольга Борисова:

"1. Расстаться с чувством вины, чтобы уметь сделать выбор и принять верное решение.
2. Овладеть тайм- менеджментом.
3. Научиться управлять своими страхами.
4. Лидером нужно быть, если это приносит тебе счастье!"

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно