Из госбюджета воруют триллионами

Растраты касаются средств, выделенных на госзакупки, заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин


Ежегодно из российского бюджета пропадают огромные суммы. По словам Степашина, это по одному триллиону в год, что составляет 1/14 часть консолидированного бюджета. Ситуация, которую глава Счетной палаты назвал "критической", касается госзакупок. 

За последнее время российские министерства и ведомства отличились странными затратами. К примеру, Законодательное собрание Санкт-Петербурга решило приобрести жалюзи за 4 миллиона рублей, а Минздрав тратит 14 миллионов на борьбу с ВИЧ. Серьёзная ситуация также с федеральными целевыми программами Минздрава. Некоторые из них выполнены только на половину или даже на 20 процентов, как, например, программа по борьбе с туберкулёзом, отмечают в Счетной палате.

Просто беда и с гособоронзаказом: как сообщил Сергей Степашин, дела о хищениях миллиардов рублей из средств гособоронзаказа переданы в военную прокуратуру.

Напомним, в последнее время в российских СМИ бурно обсуждают несколько громких уголовных дел, связанных с коррупционными скандалами. История с ОАО "Оборонсервис" привела к отставке с поста министра обороны Анатолия Сердюкова. По предварительным оценкам, ущерб от мошенничества с землями и акциями предприятия, подконтрольного Министерству обороны, составил 3 млрд рублей.
А на прошлой неделе МВД объявило о выявлении хищений в ОАО "Российские космические системы" при реализации программы ГЛОНАСС. Ущерб оценили в 6,5 млрд рублей. После этих событий главный конструктор РКС Юрий Урличич также лишился работы.

"Именно поэтому на рассмотрении Госдумы сейчас находится законопроект, предусматривающий переход на федеральную контрактную систему закупок. Это должно привести к прозрачности процедуры и не допустить крупных хищений", - цитирует председателя Счетной палаты РБК.

Новая процедура госзакупок лишь расширит спектр исполнителей

По словам аналитика УЦ "ФИНАМ" Ярослава Кабакова, "критическая" ситуация с госзакупками действительно сложилась из-за очень запутанной процедуры:  "На латание дыр 94-го закона, обеспечивавшего переход на тендерную систему, ушло несколько лет, было принято около 30 поправок. Теперь же новую систему придется осваивать с нуля и опять доводить до ума. При этом, по словам самого Степашина, нынешняя система не обеспечила возможностей снижения неэффективных расходов, для которой предназначалась.

И основной целью перехода на федеральную контрактную систему все-таки является не снижение злоупотреблений, с которыми, как и прежде, придется бороться правоохранительным органам, а соответствие требованиям МВФ и ВБ по обеспечению доступа к госзаказу широкому спектру частных и зарубежных компаний. Собственно, именно расширение спектра потенциальных исполнителей заказов является основным отличием новой системы от старой".

С юридической точки зрения, закон о госзакупках нуждается в кардинальной корректировке. К примеру, введение уголовной ответственности за грубейшие нарушения должностных лиц заказчика, а также процедуры их дисквалификации. Пока же, по замечанию независимого юриста, вся надежда на добросовестность чиновника, которая, в свете последних событий, не выдерживает никакой критики.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно