Архив rb.ru

Женщины - топ-менеджеры: карьера и частная жизнь

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Современные руководительницы - какие они?

Женщины - топ-менеджеры: карьера и частная жизнь
Присоединиться
Как показали результаты исследования "Агентства "Контакт", большинство российских женщин-руководителей сознательно планируют свою карьеру и считают, что как в России, так и на Западе есть традиционно женские сферы бизнеса, в которых процент руководителей прекрасного пола выше, чем в остальных.


Карьера

В исследовании "Агентства "Контакт" приняли участие 159 женщин - представительниц высшего и среднего менеджмента, работающих в крупных и средних российских и международных компаниях. Больше всего участниц опроса занято в сферах розничной торговли и туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания (по 18,6%). 15,3% работают в сфере FMCG. Эти сферы считаются скорее женскими в России и в мире (также в этой группе - индустрии рекламы, медиа, спорта, моды и красоты).

Что касается развития карьеры, то 62,7% руководительниц сознательно ее планировали, в то время как больше трети участниц исследования не строили никаких стратегий - все сложилось под влиянием внешних обстоятельств. 37,3% женщин мужчины помогали в развитии карьеры, 3,4% от такой помощи отказались, а 32,2% респонденток получили довольно ощутимую поддержку от мужчин. Сами же топ-менеджеры, принявшие участие в исследовании, в равной степени помогали строить карьеру как мужчинам, так и женщинам.

Стоит отметить, что большинство современных руководительниц (почти 80%) полностью свободны от предрассудков и считают, что профессионализм никоим образом не зависит от пола специалиста.


Удовольствие от работы


На вопрос "Что приносит вам наибольшее профессиональное удовлетворение?" руководительницы ответили следующее:

"Результаты компании, где я работаю, и реализация конкретно моих проектов".
"Управление людьми/коучинг, создание команды и построение бизнес-процессов".
"Оценка моих достижений коллегами".
"Интересные проекты и задачи, возможность донести свою точку зрения, возможность реализоваться".
"Получение желаемого результата, успех".
"Постоянная возможность учиться".


Если бы не работа, то…


Респонденты рассказали о том, чем бы они занимались, если бы жизненные обстоятельства сложились иначе. Специалистам аналитического центра "Агентства "Контакт" удалось выделить 9 основных направлений. Голоса распределились следующим образом.

Творчество - 55,4%
Работа, но в другой отрасли - 33,6%
Дом и семья - 25,2%
Путешествия - 18,6%
Преподавание - 13,5%
Спорт - 12,4%
Свой мелкий бизнес - 10,7%
Растениеводство - 3,4%
Кулинария - 1,7%


Дом, семья и дети


64,4% опрошенных в настоящий момент замужем. Всего 13,5% руководительниц никогда не состояли в зарегистрированном браке. 45,8% респондентов имеют одного ребенка, у 20,3% двое детей. 3,4% участниц исследования - мамы троих детей. Примерно у трети руководительниц детей пока нет.

В семьях более чем 28% участниц исследования домашние обязанности распределены между всеми членами семьи, 32,2% опрошенных отметили, что пользуются услугами домработницы, а 27,1% успевают заниматься домашними делами самостоятельно. Только в 1,7% семей руководительниц все домашние хлопоты лежат на муже.


Семейный бюджет


Чуть меньше 34% опрошенных замужних женщин распоряжается семейным бюджетом самостоятельно. Однако большинство (66%) замужних руководительниц рассказали, что распоряжаются им совместно с мужем. Остальные респонденты указали, что бюджетом управляет муж. Если говорить о личных доходах, то 30,5% опрошенных замужних женщин зарабатывает больше своих мужчин, а 15,3% имеют одинаковый с мужем доход.


Совмещение работы и личной жизни


Руководительницы рассказали, как им удается уделять достаточно внимания работе и семье. В чем же секрет?

"В мудрости и взаимопонимании".
"В оптимизме".
"В большой любви к семье".
"В терпении".
"В удаче и здравом смысле".
"В замужестве за человеком, который не будет соревноваться за лидерство".
"В желании это совмещать".


Взгляд эксперта

"Количество женщин-руководителей стремительно растет с каждым годом, ведь общество развивается, а вместе с ним меняется отношение к бизнесу и людям, которые могут им управлять. Сейчас мы идем по пути, проложенному западными компаниями, пропагандирующими равенство полов. И хотя многие из них на данный момент излишне сосредоточены на этой теме, формируя соотношение числа мужчин и женщин в руководстве компаний не совсем естественным образом (в Европе есть квоты: в ряде начальства должно быть не менее 25% женщин), в такой системе есть рациональное зерно.

Бизнес в нашей стране постепенно начинает догонять Запад, что приводит к постепенному увеличению числа женщин топ-менеджеров. Кроме того, это может быть выгодно, учитывая то обстоятельство, что уровень заработной платы женщины топ-менеджера, как правило, примерно в полтора раза ниже, чем у мужчины. Современные условия жизни позволяют им отдать некоторую часть домашних хлопот на аутсорсинг, наняв няню или домработницу.

Большинство крупных компаний уже ушли от системы работы, когда топ-менеджерам приходилось чуть ли не ночевать в офисе, они оценили эффективность системы work&life balance.

Именно поэтому даже у топ-менеджеров сейчас вполне нормированный график. Таким образом, женщина топ-менеджер вполне способна гармонично совмещать свою личную жизнь с построением карьеры. Существовавшие ранее стереотипы про женщин-руководителей, одиноких и озлобленных из-за отсутствия личной жизни, давно ушли в прошлое", - говорит руководитель департамента "Подбор персонала для рынка товаров повседневного спроса (FMCG) " "Агентства "Контакт" Мария Силина.

История успеха

Управляющий партнер офиса "Университет" холдинга "МИЭЛЬ" Алла Вишневская считает, что женщины стали более независимы и свободны в построении своей карьеры, рассчитывая на свои силы, а не на покровительство.

"Мне всего пришлось добиваться самой, и это вошло в привычку. Не могу оценить роль связей в бизнесе - может, это и неплохо, но у меня их нет и никогда не было. Вообще не люблю это слово еще с советских времен.

Суть моей предпринимательской инициативы заключалась в том, чтобы покупать в престижных районах перспективные квартиры и полностью менять их внутреннюю начинку. Конечно, сама идея такого вида бизнеса не была уникальна, но уникально ее исполнение. Любая идея должна упасть в подготовленную почву. К моменту создания собственного бизнеса у меня за плечами был 15-летний опыт работы в сфере недвижимости. Еще несколько лет назад никто и не мечтал купить квартиру, полностью готовую для проживания, со свежим дизайнерским ремонтом, с оборудованной кухней, необходимым набором бытовой техники.

Квартиры в новостройках до кризиса продавались в бетоне и расходились как горячие пирожки. Покупателей же вторичного рынка отделка квартиры интересовала в последнюю очередь. Офис "Университет", которым я руковожу, рискнул предложить рынку недвижимости новую услугу - продажу вторичных квартир бизнес-класса с ремонтом", - рассказывает эксперт.

Что касается других тенденций, то Алла Вишневская полагает, что женщины все больше примеряют на себя мужской стиль ведения бизнеса, но при этом оптимально сочетают рациональность и эмоциональность, эффективно балансируют между делом и своей семьей.

"Еще Конфуций говорил, что тот, кто занимался любимым делом, не работал в своей жизни ни дня. Сегодня мое дело - непрекращающийся творческий процесс, наложенный на бизнес-процесс. Мне нравится создавать красивые квартиры. Самое большое удовольствие - это видеть счастливые глаза покупателей. Свой бизнес, как и дружба, есть понятие круглосуточное. Что-то упустил из виду, немного поленился - ничего не получится. Я считаю себя трудоголиком и постоянно испытываю потребность в деятельности. Но "сгореть на работе" никогда не входило в мои планы. Бессмысленно напрягаться - не мой стиль. Каждое действие должно быть эффективным.

Я по-прежнему 8-9 часов в сутки трачу на сон. На мой взгляд, для женщины хороший сон - залог красоты, здоровья, острого ума и хорошего настроения. Конечно, бизнес отнимает много времени и сил, но я не противопоставляю семью работе. Для женщины эти две составляющие не должны быть антагонистичны.

Традиционно мой день начинается с завтрака с семьей - это бесценные мгновения утра. Потом я просто обязана позаботиться о своих домашних питомцах, у меня две собаки и попугай. Мой говорящий Жако - очень общительный товарищ. Кроме еды, он требует от меня неспешной светской беседы. После чего остается только проверить электронную почту и сделать шаг из дома в новый рабочий день.

Также я считаю, что женщины-руководители активнее используют свои природные качества, не пытаясь все просчитать, а полагаясь и на интуицию. Принято считать, что бизнес делают жесткие люди. Мне кажется, что я в меру жесткий руководитель. При этом я в курсе всех дел и событий в жизни каждого сотрудника. Если у человека проблемы, он не может оставить их за порогом офиса, идет с ними ко мне. Я могу посочувствовать и помочь в трудную минуту. Внешние подтверждения и знаки лидерства мне чужды. Я уверена, что являюсь для своей команды не просто боссом, а еще и неформальным лидером.

Я не выстраиваю отношения с коллективом - они сами складываются добрыми и доверительными. Я полагаюсь на интуицию, я натуральна и естественна в своих отношениях с людьми. А знания о психотипах и психокомплексах использую для того, чтобы понять и принять особенности каждого человека, а вовсе не для того, чтобы успешно ими манипулировать или давить на "болевые" точки", - рассказывает Алла Вишневская.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 10 интересных Femtech-стартапов: помогут в спорте, отношениях и во время беременности
  2. 2 Сколько зарабатывают цветочные магазины 8 марта в разных городах России — мини-опрос RB.RU
  3. 3 Дело тонкое: как женщины-фаундеры ведут бизнес в религиозных странах
  4. 4 В технопарке «Сколково» предпринимательницы обсудят, как личный бренд влияет на бизнес
  5. 5 Открыт прием заявок в менторскую программу Collabroom для женщин, которые хотят запустить свой бизнес