Александра

Как быть счастливым на работе - советы СЕО Zappos

Семейная атмосфера, скромность, 4000 долларов за увольнение и книга-бестселлер


Дженн Лим, CEO консалтинговой компании Delivering Happiness, консультант Zappos.com, бизнес-партнер гендиректора Zappos.сom Тони Шея, рассказала про счастье как бизнес-модель. Вместе Шей и Лим написали книгу "Доставляя счастье" о том, как создавалась и развивалась компания Zappos с корпоративной культурой, примеру которой следуют многие.

Справка

Интернет-магазин одежды и обуви Zappos.com появился в 1999 году, пережил множество трудностей и стал одним и самых крупных в США. К настоящему моменту компания вошла в список 100 лучших работодателей по версии Fortune, в 2009 году ее купил Amazon.com за 1,2 миллиарда долларов. Правила жизни Zappos описаны в книге, которая вышла в 2010 году и стала очень популярной по всему миру, несмотря на то, что Zappos доставляет товары только в США и Канаде.

На прошлой неделе в московском концертом зале "Барвиха Luxury Village" состоялось мероприятие на бизнес-мероприятии People Management ReForum "Winning The Hearts" ("Выигрывая сердца"). Среди прочих экспертов в сфере корпоративной культуры в Россию впервые приехала и гендиректор DeliveringHappinessДженнЛим - рассказать про счастье как бизнес-стратегию.

Чтобы объяснить, что такое счастье, Лим привела довольно мрачный пример. "Представьте, что вас хоронят, - сказала она со сцены многочисленной публике People Management ReForum Russia. - И что же, вы хотите, чтобы после вашей смерти вспоминали о том, как вы круто и быстро отвечали на электронную почту? Я думаю, что у вас более амбициозные цели".

Как создавалась книга: кофе, водка и домик в лесу

"Для нас был момент откровения, когда мы поняли, что иерархия счастья похожа на иерархию в бизнесе, - рассказала Лим. - Если нет великого стремления ни в жизни, ни в бизнесе, нет гарантии, что это удовольствие продлится долго".

После этого озарения Дженн Лим и Тони Шей решили написать книгу, чтобы разложить по полочкам все свои открытия и поделиться опытом хорошей корпоративной культуры своей компании. Чтобы скрыться от городской суеты, топ-менеджеры решили уехать творить за город. "Три недели мы сидели в лесном домике, пили много кофе, пробовали пить водку. Не помогло. Решили бросать в водку кофейные зерна. Первый вечер было все ОК, а потом - с водкой и кофейными зернами - не очень", - поделилась Дженн Лим.

После того, как книга была написана, авторов охватила гордость. После публикации посыпались отзывы. “Мы получили письмо от женщины-домохозяйки, которая после прочтения нашей книжки решила, что в своей семье она будет занимать должность “Управляющий директор по детям”. И после этого она стала счастливей. А нас это вдохновило”, - рассказала Лим.

После книги

"Мы придумали “автобус счастья”, на котором проехали по Америке, посетив 23 города. Мы рассказывали и слушали истории. И до сих пор получаем письма о том, как люди меняют свою жизнь. Мы участвуем в проектах возрождения депрессивных районов, чтобы целые города становились счастливее, - рассказала Дженн.  - Теперь мы помогаем компаниям делать сотрудников счастливыми. Хочется охватить целые компании, сообщества, города. Книжка вышла на 21 языке. С момента выхода нашей книжки уже пришли письма 3100 городов, 100 стран".

Корпоративное счастье по пунктам

Из выступления ДженнЛим можно выделить несколько принципов счастливой работы в Zappos.com. Потенциального соискателя должности в Zappos тестируют еще до собеседования. Например, отправляют водителя встречать иногороднего соискателя в аэропорт или на вокзал. Затем водитель должен рассказать руководтсву, не вел ли себя возможный сотрудник равнодушно или высокомерно. Особенно дело касается претендентов на должности топ-менеджеров.

Впрочем, если соискателя взяли на работу, это еще не значит, что проверка его закончилась. После похождения обучения и испытательного срока сотруднику Zappos предлагают 4 тысячи долларов за увольнение прямо сейчас. “Такой способ позволяет вполне успешно сразу же, на первом этапе, исключить людей, которые в будущем вряд ли станут нашими единомышленниками”, - сказала Лим. По ее словам, взять деньги и уйти решают единицы.

Правила компании Zappos укладываются в 10 пунктов. Чтобы хорошо работать в Zappos и быть при этом счастливым, сотрудникам нужно:

1. Удивлять клиентов уровнем сервиса.

По словам Лим, в колл-центре компании каждый сотрудник должен быть готов к тому, что позвонивший может не быть клиентом компании. Однажды гендиктор Zappos Тони Шей анонимно позвонил в колл-центр и нетрезвым голосом попросил адрес доставки пиццы. И ему помогли.

2. Принимать и создавать изменения.

3. Веселиться и немного чудачить.

4. Быть предприимчивым, креативным и открытым.

5. Стремиться расти и учиться.

6. Строить открытые и честные отношения через коммуникацию.

7. Создавать позитивную командную и семейную атмосферу.

Тут снова кроется хитрость: при включении рабочего компьютера сотруднику Zappos нужно не только вписать логин и пароль, но и вспомнить имя коллеги, чья фотография выводится на монитор.
8. Делать больше, располагая меньшим.

9. Быть страстным и целеустремленным.

10. Быть скромным.

"Нужно не просто обеспечивать физическое нахождение сотрудников на работе, нужно сделать так, чтобы они всей душой стремились сделать работу лучше, - считает Лим. - От этого появляется креатив, стремление, повышаются продажи, и, понятное дело, рентабельность компании".

"Каждые полгода нужно делать каждому сотруднику отчет, в котором рассказывать, чего добился человек, чему он научился, - посоветовала Лим. - Кстати, это не сопровождается повышением зарплаты. Просто людям приятна похвала и внимание".

Еще одна необычная традиция компании- книга, в которую может написать что-нибудь любой сотрудник - “Zappos Culture Book”. Благодаря этой книге руководство получает срез корпоративной культуры - достижения и зоны развития. Дополнить эту книгу может любой сотрудник. В книге запрещена любая редактура, за исключением опечаток и грамматических ошибок.

Категории счастья

Есть несколько условий, чтобы быть счастливым. По теории Дженн Лим, человеку нужно чувствовать, что от него что-то зависит. Это ощущение может быть ложным, но оно должно быть. Важно знать, что вы чего-то добиваетесь. Надо чувствовать, что вы становитесь круче, опытнее. Для счастья нужно делать шаги, пусть даже маленькие. Важно знать, что рядом люди, которые вам помогают.

По теории ДженнЛим, есть три вида счастья:

1. За счет удовольствий.
"За этим гоняются рок-звезды. Купить дорогую тачку, например".

2. За счет энтузиазма.
"Ощущение потока. Когда вы увлечены своим делом, время течет незаметно. Это особенно верно, если вас окружают люди, которые живут вашими интересами".

3. За счет будущей большой цели.
"Чувство что ты существуешь не для того, чтобы небо коптить, а для того, чтоб сделать что-то великое. У всех разные призвания, мы все уникальные и никто кроме нас не может наполнить нашу жизнь смыслом".

"Представьте, каким был бы наш мир, если бы мы были верны самим себе, жили в соответствии своим целям и приоритетам? - спросила Дженн Лим на прощание. - Жизнь была бы совсем другой". 


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно