Архив rb.ru

Как бывший московский хедхантер создала производство пельменей в Брянске

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Мало кто сейчас ассоциирует Олега Тинькова с пельменями, но одним из первых бизнесов эпатажного бизнесмена было именно это производство в Петербурге (которое он впоследствии продал Роману Абрамовичу).

Как бывший московский хедхантер создала производство пельменей в Брянске
Присоединиться

Однако у Тинькова были знавший рынок греческий партнер и стартовый капитал. А возможно ли создать бизнес по производству (ручному!) пельменей с минимальными стартовыми вложениями, успешно продавать их в розницу и быть готовым поставкам продукта в формате опта? У бывшего хедхантера Эллы Ветлугиной это получилось.


Фото: Facebook

Компания "Пельмешка" работает в Брянске с сентября 2015 года. Все начиналось с одного вида "классических" пельменей, а сейчас в ассортименте более 40 видов (только к Великому посту было разработано и запущено в производство 16 сортов без продуктов животного происхождения). О том, почему было решено из хедхантера переквалифицироваться в пельменных дел мастера, куда уже отправлялись заказы из Брянска и что планируется начать изготавливать в самое ближайшее время, Элла Ветлугина рассказала в интервью RB.ru.

- Когда и как пришла идея создать "Пельмешку"?

- Мне всегда хотелось создать производственный бизнес - наверное, с детства. До открытия компании я 10 лет работала в HR, и моим любимым вопросом на собеседованиях (чтобы понять, какая у кандидата ценностная мотивация) был "О чем вы мечтали в детстве?". Петь, рисовать, полететь в космос, дороги строить, кричать "Свободная касса!" (такие тоже находились) - что угодно. Когда я стала задавать этот же вопрос себе, я поняла, что такой профессии, о которой я мечтала бы, в принципе нет. Мне всегда хотелось что-то организовывать, создавать именно некий продукт - может быть, это была бы мебель, может быть, школа танцев, может быть, какая-то еда. В любом случае, хотелось делать продукт. Над этим я некоторое время думала. Потом я уехала из Москвы, потому что мне там надоело, и я поняла, что двигаюсь не туда. Мечта и работа хедхантером были друг от друга далеки. Я съездила к маме в Челябинск, съездила отдохнуть в Сочи, потом волею судеб попала в Брянск. Он мне очень понравился, и я здесь осталась. Когда грянул кризис, зарплаты на моей удаленной работе перестало хватать. Образно говоря, все, что можно было себе позволить, - это приготовить пельмени. Я все больше задумывалась о собственном бизнесе и почти начала заниматься выращиванием шампиньонов, но не занялась (выяснила, что это опасно для здоровья - шампиньоны выделяют аммиак). В период моего безденежья идея с пельменями сформировалась окончательно. Во-первых, это вкусно (это я знала всегда). Во-вторых, это сытно. В-третьих, в Брянске очень дешевое и качественное продуктовое сырье, в частности, мясо. Не зря же здесь открыли мясокомбинат. Брянское мясо вкуснее всего, что я ела в России. Конечно, может быть, в других городах в каких-то особых хозяйствах можно найти нечто лучшее, но я говорю именно про массовое производство. И еще: за полтора года жизни в Брянске я не видела толстых людей - их здесь просто нет, следовательно, качество продуктов высокое. Я сопоставила все свои выводы (низкая цена, хороший продукт, зарплаты и стоимость аренды тоже невысокие, Москва всего лишь в 350 километрах), все подсчитала и начала работать.


Фото: Facebook

- Вы сразу планировали розничные продажи?

- Изначально я рассчитывала на опт, но с оптом мы пока задержались. Одна крупная сеть федерального уровня хочет с нами контрактоваться, но у них есть некие внутренние проблемы, и мы несколько месяцев откладываем встречу. Мы открывались, рассчитывая именно на этот контракт, а тот розничный формат, который у нас есть сейчас, получился, можно сказать, случайно. Я приехала в Москву по делам, и друзья попросили привезти им пельмешек. Я и привезла. С этого начались розничные поставки. Мы по-прежнему стремимся к оптовой торговле, у нас есть договоры с ресторанами и небольшими магазинами, начинаем работать с рынками. Но пока основной доход - именно с этого случайно получившегося сервиса доставки пельменей на дом. Для этого мы расширили ассортимент.


Фото: Facebook. Элла Ветлугина

- Вы занимаетесь всем одна, или у вас уже есть сотрудники? Как организовано производство?

- У нас арендовано помещение под цех. Там сделан хороший ремонт, мы закупили столы, холодильники, кое-какую мебель, посуду. Сейчас у меня восемь сотрудников (тех, кто работает за деньги, - помогает мне гораздо больше людей, включая моих близких): оператор, мастер - заведующий цехом, раскатчик и лепщики. Бухгалтер работает удаленно.

- А себе вы оставили только стратегические задачи?

- Если бы! Я отвечаю за контроль логистики, контроль приема заказов (постепенно передаю это оператору, но сначала делаю сама). Любую работу, которая есть в моей компании, я могу сделать лучше сотрудника, который этим занимается.

orig
Фото: Facebook

- И пельменей налепить?

- Естественно! Это же не само по себе получилось. Было множество бессонных ночей в цеху, мы жили на энергетиках. Бывало, что я не успевала смыть с себя муку: я приезжала в магазин за сырьем, а руки были все в муке. Мы начинали вдвоем - я и мой бывший администратор. Мы обкатывали рецептуру, следили за всеми тонкостями (от времени заморозки до лепки). Даже сейчас такое бывает, что если в какой-то партии не хватает килограмма пельменей, я могу встать среди ночи и поехать готовить этот килограмм сама. Но, конечно, стараюсь от этого уходить.

- Сколько вам потребовалось первоначальных инвестиций? Окупились ли они?

- Инвестиций практически не было. Одна из моих компаний-заказчиков оплатила мои услуги подбора двух сотрудников (у хедхантера достаточно неплохой заработок), и на эти деньги мы открылись: арендовали цех и оборудование, оформили все документы и сертификаты. Это небольшая сумма, я даже называть ее не буду - боюсь, появится слишком много конкурентов. Насчет того, что вложения окупились, наверное, говорить рано, но то, что мы сейчас работаем не "в ноль", я могу сказать точно. Постепенно выходим на окупаемость. Да, в первые несколько месяцев мне приходилось занимать деньги на еду. Это не такой стартап, когда ты пришла, сделала презентацию и получила инвестиции, - нет, все по-другому. Но мне повезло с тем, что регион дешевый, а также что у меня работают очень лояльные люди - в первое время они достаточно долго не получали зарплату и при этом поддерживали меня.

- Как вы наладили логистику?

- Вопрос с логистикой, конечно, интересный. Не могу сказать, что она на 100% налажена, потому что казусы все равно случаются. Например, один заказ в целости и сохранности не дожил до нужного времени: так получилось, что клиентка уехала за границу, и пришлось заказ менять. Пока пользуемся услугами частных перевозчиков, когда партия более или менее крупная - заказываем машины в профильных компаниях. А дальше - курьерская доставка, все просто. Пока основной объем заказов приходится на Москву и ближнее Подмосковье, но мы уже доставляли пельмени в Санкт-Петербург, сейчас работаем над заказом для Минска и готовимся сделать еще одну отправку в Петербург.

- Как вы выбирали ассортимент?

- Выбирали просто. Наверное, стоит начать с предыстории. Мой папа был родом из очень бедной деревни, и в 90-е он был одним из первых, кто начал зарабатывать. И пельмени он считал в то время признаком роскоши, что ли. Пельмени мы лепили постоянно - и почти постоянно ими питались. Это было такое семейное развлечение, поэтому с рецептурой основного варианта все было ясно. Тем более тогда планировалась оптовая торговля, и был только один рецепт классических пельменей. Его я довела до совершенства в те два месяца моего безденежья: определилась, сколько должно быть теста, сколько - мяса (и какое лучше покупать - с жиром или без), сколько добавлять лука, сколько воды, чтобы получился бульон. Все это было мной лично опробовано. Потом, когда запустили промышленное производство, стали высчитывать все до грамма. А когда завис опт, стало понятно, что для продажи в розницу людям нужно предоставить выбор. Рецепты придумывали сами, брали из интернета, многое подсказывали наши клиенты. Теперь у нас более 40 сортов, и это далеко не предел: у нас еще нет рыбных, нет ягодных, нет хинкалей и мант, они планируются в ближайшем будущем. У нас есть мясные, сырные, веганские пельмени к посту. То есть формально то, что без мяса, правильнее называть варениками, но я называю все пельменями.

- Где покупаете продукты? Как выбираете поставщиков?

- Сначала я планировала покупать мясо у фермеров. Поработав с ними, я поняла, что далеко не у всех, как ни странно, продукция сертифицирована и проверена и далеко не у всех (даже у тех, у кого есть сертификаты) продукция качественная. В некоторых случаях фарш, купленный в магазине, оказывался качественнее, но, конечно, надо знать марки. Мы пробовали разные и выбирали среди них лучшие - и на вкус, и на вид. Продукты мы выбираем так же, как выбирали бы себе домой, потому что эти пельмени едят наши дети, едим мы сами. Практически каждый вечер мы забираем домой пельмени, которые были, допустим, перелеплены и которые не пойдут в продажу. Впрочем, в пищевой индустрии гарантии не может дать, наверное, никто. Поставщики, увы, могут и обманывать, но пока, к счастью, мы с этим не сталкивались, испорченного сырья у нас еще ни разу не было. Если у нас есть подозрение, что с продуктами что-то не так (например, если фарш не свежий, а свежемороженый), мы их выбрасываем, а с этим поставщиком больше не работаем. Муку мы покупаем в магазинах (нашли нужную марку), сыр у нас от Олега Сироты (Олег Сирота - владелец истринской сыроварни "Русский пармезан" - ред.). Овощи у нас фермерские либо тоже из магазина.

- Каков спрос? Влияет ли на него кризис?

- Спрос (что касается Москвы), как ни странно, очень высокий, я такого даже не ожидала - и не среди олигархов, а среди обычных, рядовых москвичей (хотя и достаточно солидные люди тоже есть в числе наших клиентов). До того как мы запустили доставку по Москве, мы пробовали продавать пельмени в Брянске. Я думала, что элитным клиентам наш ассортимент подойдет. Но продажи не пошли - людям не хватает на это денег. Пельмени стоят дороже, потому что лепка у нас полностью ручная - нет ни одного автомата. И это не только вопрос качества (хотя и это, безусловно, тоже) - это вопрос нашего главного конкурентного преимущества. Если мы начнем автоматизировать производство, мы его мгновенно потеряем. Московские же клиенты говорят, что пельмени можно продавать и дороже.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ERP-система обойдется в 50 млн рублей. С чем сталкиваются предприятия, которые решили «цифровизоваться»
  2. 2 Мифы о производственной 3D-печати: дорого, ненадёжно, медленно
  3. 3 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году
  4. 4 Как организовать собственное производство косметики
  5. 5 Стартапы поборются за инвестиции в акселераторе АГНИ
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!