Ксения

Как бывший московский хедхантер создала производство пельменей в Брянске


Мало кто сейчас ассоциирует Олега Тинькова с пельменями, но одним из первых бизнесов эпатажного бизнесмена было именно это производство в Петербурге (которое он впоследствии продал Роману Абрамовичу). Однако у Тинькова были знавший рынок греческий партнер и стартовый капитал. А возможно ли создать бизнес по производству (ручному!) пельменей с минимальными стартовыми вложениями, успешно продавать их в розницу и быть готовым поставкам продукта в формате опта? У бывшего хедхантера Эллы Ветлугиной это получилось.


Фото: Facebook

Компания "Пельмешка" работает в Брянске с сентября 2015 года. Все начиналось с одного вида "классических" пельменей, а сейчас в ассортименте более 40 видов (только к Великому посту было разработано и запущено в производство 16 сортов без продуктов животного происхождения). О том, почему было решено из хедхантера переквалифицироваться в пельменных дел мастера, куда уже отправлялись заказы из Брянска и что планируется начать изготавливать в самое ближайшее время, Элла Ветлугина рассказала в интервью RB.ru.

- Когда и как пришла идея создать "Пельмешку"?

- Мне всегда хотелось создать производственный бизнес - наверное, с детства. До открытия компании я 10 лет работала в HR, и моим любимым вопросом на собеседованиях (чтобы понять, какая у кандидата ценностная мотивация) был "О чем вы мечтали в детстве?". Петь, рисовать, полететь в космос, дороги строить, кричать "Свободная касса!" (такие тоже находились) - что угодно. Когда я стала задавать этот же вопрос себе, я поняла, что такой профессии, о которой я мечтала бы, в принципе нет. Мне всегда хотелось что-то организовывать, создавать именно некий продукт - может быть, это была бы мебель, может быть, школа танцев, может быть, какая-то еда. В любом случае, хотелось делать продукт. Над этим я некоторое время думала. Потом я уехала из Москвы, потому что мне там надоело, и я поняла, что двигаюсь не туда. Мечта и работа хедхантером были друг от друга далеки. Я съездила к маме в Челябинск, съездила отдохнуть в Сочи, потом волею судеб попала в Брянск. Он мне очень понравился, и я здесь осталась. Когда грянул кризис, зарплаты на моей удаленной работе перестало хватать. Образно говоря, все, что можно было себе позволить, - это приготовить пельмени. Я все больше задумывалась о собственном бизнесе и почти начала заниматься выращиванием шампиньонов, но не занялась (выяснила, что это опасно для здоровья - шампиньоны выделяют аммиак). В период моего безденежья идея с пельменями сформировалась окончательно. Во-первых, это вкусно (это я знала всегда). Во-вторых, это сытно. В-третьих, в Брянске очень дешевое и качественное продуктовое сырье, в частности, мясо. Не зря же здесь открыли мясокомбинат. Брянское мясо вкуснее всего, что я ела в России. Конечно, может быть, в других городах в каких-то особых хозяйствах можно найти нечто лучшее, но я говорю именно про массовое производство. И еще: за полтора года жизни в Брянске я не видела толстых людей - их здесь просто нет, следовательно, качество продуктов высокое. Я сопоставила все свои выводы (низкая цена, хороший продукт, зарплаты и стоимость аренды тоже невысокие, Москва всего лишь в 350 километрах), все подсчитала и начала работать.


Фото: Facebook

- Вы сразу планировали розничные продажи?

- Изначально я рассчитывала на опт, но с оптом мы пока задержались. Одна крупная сеть федерального уровня хочет с нами контрактоваться, но у них есть некие внутренние проблемы, и мы несколько месяцев откладываем встречу. Мы открывались, рассчитывая именно на этот контракт, а тот розничный формат, который у нас есть сейчас, получился, можно сказать, случайно. Я приехала в Москву по делам, и друзья попросили привезти им пельмешек. Я и привезла. С этого начались розничные поставки. Мы по-прежнему стремимся к оптовой торговле, у нас есть договоры с ресторанами и небольшими магазинами, начинаем работать с рынками. Но пока основной доход - именно с этого случайно получившегося сервиса доставки пельменей на дом. Для этого мы расширили ассортимент.


Фото: Facebook. Элла Ветлугина

- Вы занимаетесь всем одна, или у вас уже есть сотрудники? Как организовано производство?

- У нас арендовано помещение под цех. Там сделан хороший ремонт, мы закупили столы, холодильники, кое-какую мебель, посуду. Сейчас у меня восемь сотрудников (тех, кто работает за деньги, - помогает мне гораздо больше людей, включая моих близких): оператор, мастер - заведующий цехом, раскатчик и лепщики. Бухгалтер работает удаленно.

- А себе вы оставили только стратегические задачи?

- Если бы! Я отвечаю за контроль логистики, контроль приема заказов (постепенно передаю это оператору, но сначала делаю сама). Любую работу, которая есть в моей компании, я могу сделать лучше сотрудника, который этим занимается.

orig
Фото: Facebook

- И пельменей налепить?

- Естественно! Это же не само по себе получилось. Было множество бессонных ночей в цеху, мы жили на энергетиках. Бывало, что я не успевала смыть с себя муку: я приезжала в магазин за сырьем, а руки были все в муке. Мы начинали вдвоем - я и мой бывший администратор. Мы обкатывали рецептуру, следили за всеми тонкостями (от времени заморозки до лепки). Даже сейчас такое бывает, что если в какой-то партии не хватает килограмма пельменей, я могу встать среди ночи и поехать готовить этот килограмм сама. Но, конечно, стараюсь от этого уходить.

- Сколько вам потребовалось первоначальных инвестиций? Окупились ли они?

- Инвестиций практически не было. Одна из моих компаний-заказчиков оплатила мои услуги подбора двух сотрудников (у хедхантера достаточно неплохой заработок), и на эти деньги мы открылись: арендовали цех и оборудование, оформили все документы и сертификаты. Это небольшая сумма, я даже называть ее не буду - боюсь, появится слишком много конкурентов. Насчет того, что вложения окупились, наверное, говорить рано, но то, что мы сейчас работаем не "в ноль", я могу сказать точно. Постепенно выходим на окупаемость. Да, в первые несколько месяцев мне приходилось занимать деньги на еду. Это не такой стартап, когда ты пришла, сделала презентацию и получила инвестиции, - нет, все по-другому. Но мне повезло с тем, что регион дешевый, а также что у меня работают очень лояльные люди - в первое время они достаточно долго не получали зарплату и при этом поддерживали меня.

- Как вы наладили логистику?

- Вопрос с логистикой, конечно, интересный. Не могу сказать, что она на 100% налажена, потому что казусы все равно случаются. Например, один заказ в целости и сохранности не дожил до нужного времени: так получилось, что клиентка уехала за границу, и пришлось заказ менять. Пока пользуемся услугами частных перевозчиков, когда партия более или менее крупная - заказываем машины в профильных компаниях. А дальше - курьерская доставка, все просто. Пока основной объем заказов приходится на Москву и ближнее Подмосковье, но мы уже доставляли пельмени в Санкт-Петербург, сейчас работаем над заказом для Минска и готовимся сделать еще одну отправку в Петербург.

- Как вы выбирали ассортимент?

- Выбирали просто. Наверное, стоит начать с предыстории. Мой папа был родом из очень бедной деревни, и в 90-е он был одним из первых, кто начал зарабатывать. И пельмени он считал в то время признаком роскоши, что ли. Пельмени мы лепили постоянно - и почти постоянно ими питались. Это было такое семейное развлечение, поэтому с рецептурой основного варианта все было ясно. Тем более тогда планировалась оптовая торговля, и был только один рецепт классических пельменей. Его я довела до совершенства в те два месяца моего безденежья: определилась, сколько должно быть теста, сколько - мяса (и какое лучше покупать - с жиром или без), сколько добавлять лука, сколько воды, чтобы получился бульон. Все это было мной лично опробовано. Потом, когда запустили промышленное производство, стали высчитывать все до грамма. А когда завис опт, стало понятно, что для продажи в розницу людям нужно предоставить выбор. Рецепты придумывали сами, брали из интернета, многое подсказывали наши клиенты. Теперь у нас более 40 сортов, и это далеко не предел: у нас еще нет рыбных, нет ягодных, нет хинкалей и мант, они планируются в ближайшем будущем. У нас есть мясные, сырные, веганские пельмени к посту. То есть формально то, что без мяса, правильнее называть варениками, но я называю все пельменями.

- Где покупаете продукты? Как выбираете поставщиков?

- Сначала я планировала покупать мясо у фермеров. Поработав с ними, я поняла, что далеко не у всех, как ни странно, продукция сертифицирована и проверена и далеко не у всех (даже у тех, у кого есть сертификаты) продукция качественная. В некоторых случаях фарш, купленный в магазине, оказывался качественнее, но, конечно, надо знать марки. Мы пробовали разные и выбирали среди них лучшие - и на вкус, и на вид. Продукты мы выбираем так же, как выбирали бы себе домой, потому что эти пельмени едят наши дети, едим мы сами. Практически каждый вечер мы забираем домой пельмени, которые были, допустим, перелеплены и которые не пойдут в продажу. Впрочем, в пищевой индустрии гарантии не может дать, наверное, никто. Поставщики, увы, могут и обманывать, но пока, к счастью, мы с этим не сталкивались, испорченного сырья у нас еще ни разу не было. Если у нас есть подозрение, что с продуктами что-то не так (например, если фарш не свежий, а свежемороженый), мы их выбрасываем, а с этим поставщиком больше не работаем. Муку мы покупаем в магазинах (нашли нужную марку), сыр у нас от Олега Сироты (Олег Сирота - владелец истринской сыроварни "Русский пармезан" - ред.). Овощи у нас фермерские либо тоже из магазина.

- Каков спрос? Влияет ли на него кризис?

- Спрос (что касается Москвы), как ни странно, очень высокий, я такого даже не ожидала - и не среди олигархов, а среди обычных, рядовых москвичей (хотя и достаточно солидные люди тоже есть в числе наших клиентов). До того как мы запустили доставку по Москве, мы пробовали продавать пельмени в Брянске. Я думала, что элитным клиентам наш ассортимент подойдет. Но продажи не пошли - людям не хватает на это денег. Пельмени стоят дороже, потому что лепка у нас полностью ручная - нет ни одного автомата. И это не только вопрос качества (хотя и это, безусловно, тоже) - это вопрос нашего главного конкурентного преимущества. Если мы начнем автоматизировать производство, мы его мгновенно потеряем. Московские же клиенты говорят, что пельмени можно продавать и дороже.


Комментарии

  • Вероника Трубникова — 17:12, 24.04.2016
    Поскольку уважаемая компания "Пельмешка" удаляет честные отзывы на своей страничке в Фейсбук, а сайта не имеет (только заказ пельменей через гугл док с приемом денег на карту физлица) - пишу отзыв тут. Считаю, что страна должна знать своих героев. Клиентоориентированность в этой компании "зашкаливает". Мы заказали у них постные пельмени, заказали немало (посмотрели, что хорошие отзывы), 8 кг, и оплатили 1-го апреля. Далее стали ждать... Прошло 14 дней, в течение которых нам обещали привезти пельмени. Прошло 16. Никто не связывался, не объяснял ситуацию, я начала писать и звонить сама. Каждый день звучало "привезем вот-вот, буквально завтра", и ничего. На просьбу вернуть деньги сказали "ну не раньше следующей недели, сейчас кассовый разрыв, сами понимаете" Не понимаю! Но решила - тогда уж лучше пельмени, ведь они ну вот-вот уже приедут. Так прошло еще несколько дней, итого ждали 23 дня. Привезли наши пельмени почти под конец Поста... Стали варить (сорт "Иваново") - разварились мгновенно в кашу... Очень расстроились. Я написала отзыв на ФБ, и вот тут началось. Мне ответили, сразу и без расспросов, что мы неправильно варили пельмени и сами все испортили... Вот знаете, толпа компаний делает постные пельмени, не вы одни, а такая проблема только у вас. И варили мы их именно так, как вы нам потом и сказали, очень бережно. Считать своих покупателей тупыми и неспособными правильно сварить ваши пельмени - очень мило, да. Далее. Комментарии на странице и отметки представители Пельмешки удалили. Параллельно пытались меня убедить, что я сама все неправильно делаю и спорить не умею. На моей странице за эт время появились комментарии других людей, тоже попавших в ситуацию с долгой доставкой или же выбросивших несколько кг их пельменей. В общем, в итоге на странице Пельмешки - прекрасная история отзывов, и они продолжат и дальше так же работать, ибо на покупателей им чихать и отзывы они удаляют. Успехов Вам, дорогая хедхантер из Москвы.
    • dvlaryandexru
      Дмитрий Яковлев — 19:57, 16.06.2016
      да, с опозданием и общением с клиентом есть проблемы.Но! Продукт отличный. Более того, хоть и с опозданием - мне доставили его ровно туда, куда я хотел.Так как производитель базируется в Брянске, есть некие проблемы с доставкой и, главное, с обученным персоналом.Это, кроме того, есть везде. Попробуйте нескольким крупным брендам пожаловаться - если вам качественно ответят в соцсетях - вам повезёт. Если ответят компетентно - сильно повезёт.В большей части в нашей стране никто не знает ни как общаться с клиентом, ни как готовить хороший продукт.Особенно в пищевой промышленности. Здесь хотя бы есть отличнейший продукт (на секундочку - я обычно пельмени и колбасу вообще не ем ибо знаю как они обычно готовятся - тут всё на уровне). А логистические и клиентские проблемы - можно доработать. В отличии от желания заработать на клиенте за счёт дешёвого сырья и "клиентоориентированности". За счёт любви народа к тому, чтобы ему лизали...уши..он готов шлак покупать.Здесь этого нет. Здесь есть импортозамещение в хорошем смысле слова. Здесь есть недообученный персонал и проблемы с логистикой, как я уже говорил.Доказательством тому - доставка вам не в срок пельменей, который разварились. Готов поверить, что не по вашей вине. Мои - не разварились. У меня были мужские и сырные.Ел недели 3 ибо живу один.Но всё это исправимо.Просто попробуйте сами хоть раз заняться малым бизнессом в пищевой промышленности.Особенно когда у вас заказы резко начинают превышать уровень производства.
  • Элла Ветлугина — 19:05, 16.06.2016
    Здравствуйте Виктория! Извините, что отвечаю с запозданием. Только что увидела Ваш отзыв. Я сожалею и извиняюсь, что мы допустили подобную ошибку. Наша компания небольшая, но быстро растёт и развивается. В этот момент мы расширяли производство, меняя площадку на новую, что и привело к этой досадной накладке. Относительно нашей группы в Фейсбук и общения с Вами в рамках всей этой истории, мы провели внутреннее расследование данной ситуации, инструктаж и обучение нашего персонала, ответственного за работу с клиентами. Ещё раз извиняюсь. Мы небольшая, но растущая компания, и неизбежно делаем ошибки. С Уважением, Элла Пасынкова Генеральный Директор ООО "Пельмешка"

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно